Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики «долго запрягали», но «едут быстро».

Содержание

Введение
1. Реализация пенсионной реформы
1.1 Пенсионная реформа
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние
2. Финансовые аспекты пенсионной реформы
2.1 Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения
3.3 Оценка динамики государственных пенсий в условиях действующих механизмов индексации в 2007 - 2008 гг.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансовые аспекты пенсионной реформы в России.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по пенсионному страхованию данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

За счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета.

Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При этом если при переходе на новую пенсионную систему размер установленной пенсии (в том числе инвалидам и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 2001 года введена система зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированных платежей для лиц, относящихся к самозанятому населению в целях обеспечения их права на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР[10].

Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.

Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:

-  изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 г. среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;

-  реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;

-  обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;

-  изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;

-  законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.

При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагалось и было осуществлено:

1. Введение для самозанятого населения с 2001 г. взамен уплаты части единого налога на вмененный доход и единого социального налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.

С учетом новой схемы платежей в ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.

2. Индексацию пенсионных  выплат в распределительной части  пенсионной системы осуществлять  таким образом, чтобы к 2010 г. размер  трудовой пенсии достиг 125-140% прожиточного  минимума пенсионера.

3. На основе актуарных  расчетов осуществлять ежегодную  корректировку шкалы единого  социального налога с тем, чтобы  поступления средств в ПФР  обеспечивали сбалансированность  бюджета Фонда.

4. Начиная с 2002 г. приступить  к формированию обязательной  накопительной составляющей трудовой  пенсии за счет введения тарифа  страховых взносов на фонд  оплаты труда и довести к 2010 г. тариф страховых взносов на  накопление до 8-10% от фонда оплаты  труда, с соответствующим снижением  ставки единого социального налога  в части направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.

5. Осуществить поэтапный  переход к финансированию досрочных  пенсий, назначаемых за работу  с особыми условиями труда  в период до достижения их  получателями общеустановленного  пенсионного возраста, за счет  средств, уплаченных по обязательному  дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить  финансирование обязательств ПФР  перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода  на пенсию до достижения общеустановленного  пенсионного возраста[11].

Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе.

В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования - тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.

 
3. Финансовые аспекты поддержки  пенсионной системы  

 

3.1 Финансовая цена проблемы  поддержки уровня государственного  пенсионного обеспечения 

Расчет финансовой цены поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения в стране зависит в первую очередь от того, какое значение будет определено для данного уровня.

Если в качестве такого уровня будет принят прожиточный минимум пенсионера, то тогда годовой объем дополнительных средств на его поддержку может быть рассчитан по следующей формуле:

, (1)

где:

 – дополнительные средства, которые необходимы для повышения уровня государственного пенсионного обеспечения до прожиточного минимума, руб.;

– численность пенсионеров, получающих государственные пенсии i-го вида, чел.;

 – прожиточный минимум пенсионеров, руб./мес.;

 – средний размер государственной пенсии i-го вида;

i – индекс вида государственной  пенсии (i=1, 2,…, n-1, n).

Если в качестве данного уровня принимается не прожиточный минимум, а некоторая величина от него, то формула (1) записывается в виде:

, (1а)

где:

K – коэффициент повышения  прожиточного минимум (например 1,5; 2; 2,5 и т.д.).

В соответствии с данным алгоритмом проведем соответствующие расчеты на примере отдельных категорий пенсионеров, получавших государственные пенсии в Российской Федерации в 2001 г. (табл. 3). Оговоримся, что при проведении расчетов не учитывались работающие пенсионеры. Это объясняется тем, что механизмы поддержки уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров должны отличаться от таких механизмов для пенсионеров, государственная пенсия которых является единственным источником их доходов.

Таблица 3

Величина дополнительных средств на некоторые виды государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2008г.

Вид государственной пенсии

При установлении размера государственного пенсионного обеспечения на уровне

прожиточного минимума

1,5 прожиточных минимумов

1

2

3

4

1

По старости:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату пенсий по старости, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд руб.

23227

1254,9

349,8

1144

0

23227

1254,9

349,8

1144

128,5

2

По инвалидности:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату пенсий по инвалидности, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд руб.

4031

940,4

45,5

1144

9,8

4031

940,4

45,5

1144

37,5

3

По случаю потери кормильца:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату пенсий по случаю потери кормильца, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд руб.

2588

668,9

20,8

1144

14,8

2588

668,9

20,8

1144

32,5

4

Социальные:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату социальных пенсий, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд руб.

1400

631,7

10,6

1144

8,6

1400

631,7

10,6

1144

18,2

 

ИТОГО дополнительных затрат по 4–м видам государственного пенсионного обеспечения:

– млрд руб.

– в % к фактической величине выплаченных пенсий

– в % к ВВП

33,2

7,0

0,4

216,7

45,7

2,4

         

Результаты расчетов, которые приведены в табл. 3, позволяют сделать вывод о наличии вполне определенных экономически обусловленных «разумных» границ поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения. Например, доведение размеров государственных пенсий до прожиточного минимума не потребует значительного роста государственных расходов. В то же время повышение их до 1,5 прожиточного минимума повлечет увеличение этих расходов приблизительно на 50%. Обеспечение таких выплат неизбежно потребовало бы реструктуризации государственных расходов в пользу системы государственного пенсионного обеспечения (не будем специально останавливаться на ее структуре). Следовательно, получаем дополнительное подтверждение стратегической верности выбранного направления пенсионной реформы в Российской Федерации, предусматривающей упреждающее (на страховой основе) формирование ресурсов на выплату государственных пенсий[12].

3.2 Существующий механизм  поддержки уровня государственного  пенсионного обеспечения 

С принятием в декабре 2001 г. пакета из трех федеральных законов – «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в стране началась пенсионная реформа. В уже созданной ими части законодательной базы пенсионной сферы существуют определенные регламенты поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения.

Речь идет о механизме индексации пенсий. Рассмотрим вначале механизм индексации трудовых пенсий. Так, в статье 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ данный механизм определен применительно к отдельным элементам трудовой пенсии (напомним, что эта пенсия складывается из трех составляющих – базовой, страховой и накопительной).

Пункт 6 данной статьи установил, что: «размер базовой части (выделено авторами) трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год». Таким образом, здесь отсутствуют четкие критерии индексации, а она, по существу, является неформализованной процедурой, поскольку законодатель в том же пункте установил, что «коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации».

Еще одна проблема, которую законодатель попытался решить в рассматриваемом пункте, связана с поэтапным приближением базовой части трудовой пенсии «к величине прожиточного минимума». Однако и здесь механизм остался неформализованным, поскольку в этом случае размеры базовых частей различных видов трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) «могут устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год»[13].

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России