Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Содержание

Введение
1. Реализация пенсионной реформы
1.1 Пенсионная реформа
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние
2. Финансовые аспекты пенсионной реформы
2.1 Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения
3.3 Оценка динамики государственных пенсий в условиях действующих механизмов индексации в 2007 - 2008 гг.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету: Финансы

 

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Пенсионная реформа  является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне  она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики «долго запрягали», но «едут быстро».

Сегодня в российском фонде действует учетная система, создававшаяся последние 4 года и  отвечающая потребностям старой модели, когда требования к персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную составляющую пенсии, объемы взносов и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном  из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности по учету на негосударственные фонды невозможно. Без централизованной системы контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и частные структуры.

Первоначально у авторов реформы  было намерение сделать пенсионные накопления граждан их собственностью, но, практически, это оказалось невозможным, поскольку породило бы большое количество коллизий с действующим законодательством. Поэтому, в соответствии с уже принятыми законами, пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации. Любые инвестиции за счет таких средств, по сути дела, будут означать существенное увеличение доли государственной собственности в российской экономике. Причем к середине жизни нынешнего поколения работников, т.е. к 2029-2030 году эта группа активов достигнет 40-50% ВВП, а к середине столетия превысит 100%-ый объем ВВП страны. И здесь кроется немалая опасность. В связи с этим сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы наложить запрет на осуществление управляющими компаниями, работающими с Пенсионным фондом, функции голосования по пакетам акций, приобретенных на средства пенсионных накоплений.

Далее перед разработчиками реформы стоит, может быть, не столь срочная, но не менее важная задача. Это необходимость обеспечить эффективную, прозрачную, подконтрольную обществу систему надзора и регулирования новой накопительной составляющей пенсионной системы.

Однако проблема регулятора все же существует. В стране есть множество организаций, которые  исторически играют немаловажную роль в регулировании деятельности субъектов  инвестирования пенсионных накоплений. Это, прежде всего, Инспекция негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития, Банк России, который занимается регулированием банковского сектора и Министерство финансов, которое осуществляет регулирование страхового бизнеса. Последнему в новой пенсионной модели тоже отводится весьма существенная роль, особенно в долгосрочной перспективе.

Кроме среднесрочных  проблем есть еще и проблемы долгосрочного  характера. Самая главная из них  связана с тем, каким образом  будет осуществляться управление пенсионными  активами в период достижения накопительной пенсионной системы зрелости, когда встанет в полный рост проблема начала выплаты из накопительной составляющей пенсионной системы.

В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имеется формула, которая позволяет исчислить размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает выплату накопительной пенсии в виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут управляться пенсионные активы в период выплаты аннуитета, когда они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются со счетов всех застрахованных, когда те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи с необходимостью страхования риска неопределенности продолжительности жизни каждого конкретного пенсионера.

О сложности этого  вопроса свидетельствует тот  факт, что даже в Швеции в первые годы существования ее первой пенсионной системы, которая очень близка к новой российской модели, этот вопрос не получил окончательного решения. Существующее отечественное законодательство тоже пока не содержит прямых ответов на вопросы о том, как будет финансироваться в России система аннуитетов. Имеются только отсылочные нормы на те законы, которые еще предстоит разработать.

Цель работы заключается  в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие  задачи:

    • рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
    • провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
    • определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
    • проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Объектом исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом – финансовые аспекты ее организации.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Реализация пенсионной реформы

1.1 Пенсионная реформа

 

На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:

До 1995 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную структуру. Ранее - пенсии выплачивались из государственного бюджета.

С 1995 г. по 1998 г.:

    • совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения;
    • было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;
    • пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека;
    • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума;
    • увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.

С 1998 г. по 2001 г.:

    • обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации («старение населения»). «Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения»;
    • также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. По заявлениям А. Починка, в соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.

С 2001 г.:

Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы «побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение».

Пенсионная реформа  состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в  общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов1.

А) Финансовая реформа:

1) 2002 год:

    • модернизация системы обязательного пенсионного страхования
    • установление нового размера пенсионной части единого социального налога
    • введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
    • определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
    • установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии

2) 2003 год:

    • введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию;
    • введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем;
    • модернизация системы негосударственных пенсионных фондов.

3) 2004 год:

    • увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
    • введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании).

4) 2005 год - увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

5) 2006 год - установление окончательной величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

6) 2010 год - введение права застрахованного лица на инвестирование пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов2.

Б) Правовая реформа:

1) 2002 год:

    • модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);
    • введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
    • начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
    • введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;
    • введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией).

2) 2003 год:

    • введение профессиональных пенсионных систем;
    • установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии.

3) 2004 год - переход на назначение трудовых пенсий по инвалидности в соответствии со степенью ограничения способности инвалида к осуществлению трудовой деятельности.

4) 2013 год:

    • завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
    • завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;
    • начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

5) 2022 год - завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста3.

В) Административная реформа.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России