Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное расссмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.

Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования;
- обосновать необходимость проведения финансового планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи финансового планирования……………………….....5
1.1 Сущность финансового планирования……………………………………....5
1.2 Задачи финансового планирования………………………………………….6
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования…………8
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика……………………………...8
2.2 Методы финансового планирования……………………………………….15
2.3 Этапы финансового планирования…………………………………………20
3. Пути совершенствования финансового планирования……………………23
3.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях……………………………………………………………………..23
3.2 Пути совершенствования бюджетного планирования……………………25
3.3 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

GiMF_Savelyeva (1).doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

     Опыт исполнения бюджета первого года трехлетки в 2008 г. и разработки очередного бюджета на 2009 г. и на плановый период по 2011 г, показывает, что бюджетная трехлетка оказывается не столько руководством к действию, сколько некачественным бюджетным прогнозом, в который необходимо вносить существенные изменения.

     Во-первых, в рамках трехлетки вносятся фискального характера изменения в налоговое законодательство, тогда как в условиях перспективного бюджетного планирования оно должно оставаться относительно стабильным. Определенная работа по улучшению положения была проведена в последние годы. Запрещено введение в бюджетное налоговое законодательство изменений, регулирующих пропорции доходов и расходов принятого закона о бюджете. Ст. 175 измененного Бюджетного кодекса предусматривает разработку сводного финансового баланса Российской Федерации. Однако при его составлении проявляются все проблемы прогнозирования объема ВВП и доходов бюджета.

     Во-вторых, остаются высокими риски неэффективного использования бюджетных средств, для преодоления чего и предполагалось улучшение бюджетного планирования. Ведь при повышении эффективности использования средств они высвобождаются для других целей. Недооценивается проявление закономерностей и логики процесса воспроизводства основного капитала, что особенно отчетливо прослеживается по динамике инвестиций в основной капитал. Считающиеся фактором модернизации экономики и социальной сферы федеральные целевые программы не вполне подчинены решению этой задачи. Ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки не позднее чем за месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

     К сожалению, органы власти таких решений, как правило, не принимают. Оценка эффективности программ не осуществляется, не разработаны способы оценки. Контрольные мероприятия Счетной палаты по использованию средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ, касаются лишь отдельных программ. Подобно тому как госзаказы на поставку продукции, выполнение работ и услуг для бюджетной сферы совершенно определенно остаются наиболее крупными расходами с долей криминального перераспределения средств около 30%, расходы на реализацию федеральных целевых программ остаются неопределенно эффективными. В то же время расходы на их реализацию непрерывно возрастают. Выявленные изъяны разработки и реализации федеральных целевых программ преодолеваются слишком медленно. Одновременно реализуется большое число программ, неоправданно распыляются средства по множеству мероприятий, нередко не по назначению, остается низкой доля капитальных затрат в структуре расходов по осуществлению программ.

 

     3.3 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования

     За рубежом в практике финансового планирования хорошо зарекомендовали себя методы управления финансами, основанные на системе бюджетирования. Бюджет в этом случае представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации производственной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация отдельных мероприятий.

     «В зарубежной литературе, посвященной вопросам финансового планирования, обычно различают две схемы работ по составлению бюджетов: по методу break-down (сверху вниз) и по методу build-up (снизу вверх)». По методу break-down работа по составлению бюджета начинается «сверху», т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений. При применении метода build-up порядок действий иной. Расчет показателей производится сначала на уровне подразделений, и затем только руководители сводят эти показатели в единый бюджет.

    Методы break-down и build-up представляют собой две противоположные тенденции, поэтому ряд специалистов рекомендует использовать только один из этих методов. Однако некоторые специалисты считают, что наиболее эффективно планирование по принципу «сразу всеми»40, сущность которого состоит в одновременном использовании обоих методов.

     Зарубежные методики финансового планирования предполагают, что в основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета, состоящего из интегрированных друг с другом и отражающих различные стороны деятельности: операционного, финансового, бюджета денежных средств, капиталовложений, дополнительного.

    Операционный бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги, позволяя проанализировать производственные и операционные аспекты деятельности организации.

     Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

     Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления неработающих денег, так и их дефицита.

     Бюджет капиталовложений (capital expenditure budget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства. Бюджет классифицирует проекты по целям.

    Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.

     Некоторые специалисты выделяют ряд других бюджетов: приростной (incremental budget), добавочный (add-on budget), скобочный (bracket budget), модифицированный (stretch budget), пооперационное бюджетирование (activity based budget), стратегический бюджет (strategic budget), целевой (target budget). Однако перечисленные виды бюджетов представляют собой скорее методы бюджетирования.

    За рубежом для разработки основного бюджета необходимо составить множество так называемых поддерживающих бюджетов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятие обрело возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы, предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски, предусматривать меры по их снижению.

     Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике заключается в научном обосновании целей развития, форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых результатов.

     Главная цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей, целесообразных направлений их расходования в плановом периоде.

     Эффективность финансового планирования зависит от ряда условий. Прежде всего, финансовые планы должны быть составлены на основе точных прогнозов динамики определяющих факторов. Важны также выбор оптимального варианта финансового плана на основе получения альтернатив и контроль за реализацией финансового плана в жизнь, детализация долгосрочных планов в текущих.

     Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

     В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли).

     Данный курсовой проект имел целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26.04.2007г.)

2. Бюджетное послание  президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской  Федерации «О бюджетной политике  в 2009–2011 гг.» // Финансы. – 2008.–  №7. – С. 3–12.

3. Закон «О федеральном  бюджете Российской Федерации  на 2007 г.». Федеральный закон РФ  № 238–ФЗ от 19.12. 2006г. (в ред. Федерального  закона от 23.11.2007 г. № 267 – ФЗ).

4.  Аветисан И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов. // Финансы.- №2. – 2007.

5. Александров И.М. Бюджетная система РФ. Учебник, 2 издание. М.: Дашков и Ко, 2007. – 483 с.

6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Берлин С.И. Теория финансов. – М., Приор,2004. 

8.Гаврильев В., Ковалев А. Прогнозирование в системе стратегического планирования // Экономист. – 2007. - № 3. – С. 61 – 68

9. Литовченко В.П. Финансы. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2006. 8. Поляк Г.Б. Финансы Денежное обращение Кредит. – М.: Издательство «Юнити» 2003

10. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-издат, 2006.

11.Свиридова Е.В., Савцова А.В. О внедрении изменений в бюджетный процесс и дальнейшем его совершенствовании. // Финансы. - №7.

12. Шишкин А.Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс.//Финансы. - № 5. - 2006.

13. Чиненов М.В., Семибратов В.С. Бюджетное планирование и прогнозирование. Уч. пособие – М.: Де-По, 2008, – 116 с.

 

14. http://www.government.gov.ru

15. http://www.vedomosti.ru

16. http://finances.banks-credits.ru/16/252.html

17. http://finprognoz.ru

18. http://www.finplan.forekc.ru

19. http://www.financial-lawyer.ru

20. http://www.gold-finplan.com

 

 

 




Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами