Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное расссмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.

Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования;
- обосновать необходимость проведения финансового планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи финансового планирования……………………….....5
1.1 Сущность финансового планирования……………………………………....5
1.2 Задачи финансового планирования………………………………………….6
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования…………8
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика……………………………...8
2.2 Методы финансового планирования……………………………………….15
2.3 Этапы финансового планирования…………………………………………20
3. Пути совершенствования финансового планирования……………………23
3.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях……………………………………………………………………..23
3.2 Пути совершенствования бюджетного планирования……………………25
3.3 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

GiMF_Savelyeva (1).doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

     Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в табл. 2.

 

Таблица 2

Схема сводного финансового баланса Российской Федерации

Доходы

Расходы

1. Прибыль

2. Амортизация

3. Налоговые доходы

4. Единый социальный  налог

5. Неналоговые доходы

6. Средства целевых  бюджетных фондов

7. Безвозмездные перечисления

8. Средства государственных  внебюджетных фондов 

1. Средства, остающиеся  в распоряжении организаций

2. Затраты на государственные  инвестиции

3. Фундаментальные исследования  и содействие НТП

4. Расходы на социально-культурные  мероприятия

5. Расходы на национальную  оборону

6. Расходы на проведение  военной реформы

7. Расходы на правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства

8. Расходы на судебную  власть

9. Расходы на содержание  органов государственной власти  и местное самоуправление

10. Расходы по международной  деятельности

11. Обслуживание государственного  и муниципального долга

12. Финансовая помощь  бюджетам других уровней

13. Целевые бюджетные  фонды

14. Прочие расходы 

Итого доходов

Итого расходов


 

     Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

     В условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создаёт условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

     Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

     К основным задачам финансового планирования можно отнести:

- определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

-    определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

-   обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

-  создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-    определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

 

     2.3 Этапы финансового планирования

     Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах.

     На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

     В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

 

-  горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

- вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

-  трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

-  факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

     На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

     Составление финансового плана как документа.

     На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый

план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

     На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

     Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

     При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут применяться следующие критерии выбора:

-  максимум доходов бюджета;

-  минимум текущих расходов бюджета;

-  минимум непроцентных расходов бюджета;

-  максимальная эффективность расходов бюджета;

- максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования финансового планирования

 

      3.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях

     Главная задача при составлении бюджета денежных средств — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность организации при реализации данного проекта. Баланс движения денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, тем более на предприятиях бюджетной сферы, где предприятия могут использовать как свои собственные средства, так и бюджетные. Все доходы и расходы должны быть увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

     В бюджетных организациях рекомендуется использовать прямой метод, который основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

     Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

     Каждый из данных показателей может при необходимости рассматриваться более подробно, или, наоборот, укрупненно. Также необходимо рассматривать удельные веса поступлений и выбытий денежных средств, оценивать их динамику.

     Последним документом финансового плана является прогнозный бухгалтерский баланс. В рассматриваемой организации бюджет по балансовому листу не составляется. Проведенный выше анализ финансового состояния Вяземской школы-интерната показал острую необходимость в составлении и подробном анализе данного документа.

     Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

     Для составления прогнозного бухгалтерского баланса были использованы данные из вышесоставленных смет расходов, а также из отчёта о движении денежных средств.

     Возможно, по аналогии с балансами коммерческих организаций, отражать в активе предприятия основные средства по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус амортизация).

     Кроме того, при необходимости можно составлять аналогичный детализированный баланс с подробной разбивкой каждой статьи. Также необходимо рассчитывать относительные изменения статей за несколько периодов (динамика), по сравнению с плановыми показателями, определять удельные веса каждой статьи в общей валюте баланса. Кроме того, необходимо рассчитывать соответствующие соотношения бюджетных и внебюджетных средств. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса позволит рассчитывать корректные показатели платежеспособности организации и ликвидности баланса.

     Все составленные выше сметы и отчёты представляют собой финансовый план предприятия, который Вяземская школа-интернат должна составлять ежегодно до начала отчетного периода, чтобы отмечать положительные и отрицательные стороны деятельности, и делать всё возможное, чтобы отрицательных сторон было как можно меньше.

     Все указанные плановые финансовые документы также можно составлять нарастающим итогом, т. е. с накоплением (например, с начала года). Кроме того, необходимо своевременно сравнивать выполнение плана как в относительном (процентном), так и в абсолютном отношении. Это позволит контролировать выполнение плана, выявлять отклонения и их причины, принимать соответствующе решения и меры.

     На основании всех составленных отчетов для большей наглядности можно составлять также графические отчеты.

     Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии школы-интерната, а также ее текущей деятельности. Кроме того, плановые показатели необходимо рассчитывать с учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов, тарифов, налогов, обязательных платежей.

     Возможна разработка нескольких вариантов финансовых планов, из которых потом выбирается наиболее оптимальный.

     Такое рекомендуемое финансовое планирование в больнице станет важной частью ее экономического и социального развития, т.к. оно базируется на реальных и плановых показателях, обеспечивает взаимное согласование его элементов, а также контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, способствует мобилизации и правильному направлению средств на дальнейшее развитие организации.

     Все это позволит:

- обеспечить финансовыми  ресурсами текущую деятельность  Вяземской школы-интерната;

- определить пути эффективного  вложения капитала, оценить степень  рационального его использования;

- осуществлять контроль  за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью.

 

      3.2 Пути совершенствования бюджетного планирования

     В целях улучшения бюджетного планирования и прогнозирования постановлением правительства № 249 от 22.05.2004 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» субъектам бюджетного планирования была предписана разработка докладов с указанием в них всех закрепленных за ними расходных обязательств, вытекающих из действующих нормативных правовых актов. В них следовало также предусматривать расходные обязательства и доходы; результаты деятельности и основные качественные показатели, которые должны быть достигнуты при использовании бюджетных средств. Смысл подготовки докладов - выявление соотношения действующих и принимаемых обязательств. Если очевидно, что наряду с действующими обязательствами придется утверждать и новые, то для покрытия новых обязательств должны быть предусмотрены дополнительные доходы и финансирование.

     Существенно следующее: если определенный бюджетный поток был предусмотрен в одной трехлетке, то при составлении очередного бюджета с продлением на год «горизонта» планирования это обязательно учитывается. Бюджетная трехлетка связана с декларированием предстоящих доходов и расходов бюджета, а также с финансовым подтверждением этих деклараций.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами