Финансовое обеспечение научно-технического прогресса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Однако люди принимают как данное все удобства современной цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями.

Содержание

Введение
Состояние российской науки в переходный период
Государственная научно-техническая политика
Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
4.1.Затраты на науку и получатели бюджета
4.2.Федеральные целевые программы
4.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
4.4. Дополнительные способы финансирования
Новые формы финансирования в научной сфере
5.1. Государственные научно-технические программы
5.2. Государственные научно-технические центры
5.3. Конкурсы, гранты, тендеры
5.4. Частная наука
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Наука.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 в  размере 30% - на содержание органа, осуществляющего правовую защиту  результатов интеллектуальной деятельности  военного, специального и двойного  назначения и на осуществление  мероприятий, связанных с обеспечением  правовой охраны и иной защиты  результатов интеллектуальной деятельности.

5. Новые формы финансирования  в научной сфере

 

В целом сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: бюджетное финансирование науки в последние годы продолжало постоянно уменьшаться, а внутренние затраты на науку, которые включают как бюджетное финансирование, так и внебюджетные источники, сохранялись неизменными. Все это свидетельствует об освоении механизмов многоканального финансирования научно-технической деятельности на уровне непосредственных  исполнителей.

Так, базовое бюджетное финансирование направлено на поддержку,  главным образом, академической и вузовской науки. Основными же инструментами поддержки отраслевой науки является система Государственных научно-технических программ и Государственных научных центов.

5.1. Государственные научно-технические программы

 

В 1992 г. государство объявило о начале селективной поддержки науки в качестве альтернативы привычному и традиционному отраслевому распределению денег на исследования и разработки. Подобная селективная поддержка приобрела форму Государственных научно-технических программ. По замыслу, нужно было предоставить свободу действий лидерам перспективных научных направлений при повышении их ответственности за результаты проектов. В идеале успех такой формы поддержки, хорошо зарекомендовавшей себя в стабильных условиях Запада, позволил бы развернуть в России независимые исследовательские лаборатории, финансируемые напрямую из бюджета.

В 1993 г. было 38 программ, в 1994 г. - 41, в дальнейшем их число то возрастало, то уменьшалось. Постепенно среди них увеличилась доля фундаментальных программ, что стало реакцией на сокращение финансирования: в 1995 г. было получено 162 млрд старых рублей (план - 483 млрд), в 1996 г. - 118 млрд (343 млрд). Сворачивались проекты, связанные с опытно-конструкторскими работами, разработками и выпуском опытных партий продукции.

В 1996 г. была заявлена единая федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996-2000 годы". В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39 подпрограмм. Выполнялись 3735 научно-технических проектов. Соисполнителями программы стали 1118 организаций или 27,5% всех научно-технических организаций страны, представлявших 61 субъект Федерации. Среди исполнителей 23% составляют организации РАН, 14,3% - университеты и вузы. Последнее уточнение программы проводилось в 1999 году.

Отметим, что до 1994 года (до принятия Положения о порядке взаимодействия Минэкономики и Миннауки в процессе формирования федеральных программ в части исследований и разработок) ГНТП и федеральные целевые программы формировались независимо и часто дублировали друг друга. Однако, несмотря на проблемы с финансированием число ГНТП практически осталось прежним, так как преимущественный приоритет остается за федеральными программами, а ГНТП, как правило, не отвечают критериям, установленным для придания программе статуса федеральной.

Более того, успех программно-целевой поддержки науки был лишь частичным. Не удалось решить главную задачу - обеспечить научному руководителю программы (подпрограммы) возможность планировать работу как своей лаборатории, так и соисполнителей на один-два года вперед. Одна причина - в нестабильности финансирования. Если научный сотрудник лишь треть года финансируется по собственной программе, то остальное время он вынужден искать другие источники, в том числе работать для ведомства, от опеки которого планировалось его освободить. Другая причина - в опережающем росте цен на энергоносители и коммунальные услуги.

Кроме того, с января 1998 г. бюджетные суммы перечисляются по отдельным статьям (зарплата, налоги и т.д.). Это еще больше сужает поле для маневра в руководстве исследованиями и их планировании. Поскольку каждую из подпрограмм возглавляет ученый крупного академического ранга, федеральная программа по сути выродилась в дополнительное и малоэффективное финансирование все тех же "вывесок" - российских академий.

Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма, которого пока нет. Доверие к таким программам со стороны научного сообщества невелико и потому, что слаба их связь с международными программами, а характер недостаточно конкурсный.

5.2. Государственные научные центры

 

1993 год был отмечен появлением  Государственных научных центров (ГНЦ), провозглашенных одним из приоритетных направлений государственной поддержки. В соответствии с Указом Президента РФ "О государственных научных центрах Российской Федерации" от 22 июня 1993 г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.

Идея состояла в том, что наиболее приоритетные направления исследований и наиболее сильные научные коллективы - так называемое ядро науки - в лице отдельных институтов - должны получить дополнительное финансирование.

Способ организации работ в форме научных центров хорошо известен в западной практике. Деятельность таких организационных форм наиболее оправдана и эффективна в сфере сочетания фундаментальных исследований с прикладными. Отчасти эта идея уже была использована в отечественной практике, когда в конце 80-х годов создавались МНТК (межотраслевые научно-технические комплексы). Высокий уровень концентрации ресурсов, присущий этой организационной форме, имеет и ряд недостатков, которые всегда были типичны для подобных организационных форм: инерционность, бюрократическая процедура выделения ресурсов, усложненная отчетность, монополизм. В 90% случаев национальные лаборатории за рубежом получают финансирование с запозданием, мелкими партиями и в неопределенные сроки. Совмещение всех этих особенностей научных Центров с существовавшей экономической ситуацией ставило под сомнение продуктивность идеи ГНЦ.

Практика подтвердила это предположение. Планировалось, что институты, получающие статус ГНЦ, будут иметь дополнительно 30-40% финансирования. В 1993 году сразу 33 института получили статус ГНЦ, а концу 1994 года их было уже 57. В 1995 г. статус ГНЦ присвоен 61 научной организации из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска и др. регионов России. В декабре 1999 г. Правительственная комиссия по научно-инновационной политике одобрила проект постановления Правительства РФ о подтверждении 57 ГНЦ статуса государственного научного центра Российской федерации.

Происходит размывание средств, и развитие ГНЦ фактически идет по тому же пути, что и ГНТП: снижение финансирования при растущем числе структур, требующих поддержки. В результате, в условиях сокращения бюджетного финансирования науки ГНЦ оказались в том же положении, что и остальные институты.

Одна из самых болезненных проблем, с которой столкнулись ГНЦ, состоит в том, что большая часть из них является весьма энерго- и теплоемкой, обладает огромными помещениями, которыми они не имеют право распорядиться и не могут поддерживать. Решения в части обеспечения ГНЦ или предоставления им льготных условий потребления электроэнергии наталкиваются на решительное сопротивление региональных энергетических комиссий, Госкомимущества, а в некоторых регионах и местной администрации. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда организации, получившие статус Государственных центров, становились банкротами и подлежали санации в соответствии с общими правилами Госкомимущества, нескоординированными с учетом специфики научной деятельности.

 

Отметим, что помимо ГНЦ развивается и сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), положительно зарекомендовавшей себя в мировой практике формы организации малого наукоемкого бизнеса. Они создаются пр иобъединении вкладов федерального бюджета, средств регионов и частных инвестиций. В 1999 г. состоялось открытие трех таких центров – в МЭИ, в МГУ, в КНИАТ (г.Казань). Сегодня в России 37 ИТЦ, при чем 18 из них  сформированы преимущественно за счет средств регионов.

 

 

5.3. Конкурсы, гранты, тендеры

 

 

Помимо ГНЦ и ГНТП - специфических форм государственной адресной поддержки – возникли и новые формы конкурсного финансирования исследований и разработок. Они осуществлялись через Российский фонд фундаментальных исследований,  Российский фонд технологического развития, внебюджетные отраслевые фонды, а также альтернативные источники финансирования в форме различных программ зарубежных организаций и фондов.

В 1992 г. для конкурсного финансирования работ в области фундаментальной науки был учрежден вневедомственный Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Правительство и Российская Академия наук опирались на опыт зарубежных стран, где различные государственные и частные фонды успешно работают на протяжении десятилетий. Основной моделью послужил Национальный научный фонд (ННФ) США, действующий с 1950 г.

Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Средства Фонда формируются за счет государственных ассигнований, составляющих 6% от средств, выделяемых на науку в бюджете Российской Федерации. Все виды грантов присуждаются Фондом на конкурсной основе, независимо от ученого звания, ученой степени, места работы, должности и возраста ученого.

Фонд ежегодно организует следующие конкурсы:

    • Инициативных научных проектов, т.е. проектов научных исследований по фундаментальным проблемам математики, механики и информатики, физики, астрономии, химии, биологии, медицинской науки, наук о Земле и наук о человеке и обществе. Таким образом, спектр исследований,

 

 

 

поддерживаемых РФФИ, охватывает все направления фундаментальной                                    науки - от абстрактных математических задач и вихревых движений до стрессовых состояний человека и компьютерной расшифровки древнерусских песнопений.

    • Издательских проектов.
    • Проектов создания и развития информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов для проведения фундаментальных исследований.
    • Организации и проведения всероссийских и международных научных мероприятий на территории России.
    • Участия российских ученых в международных научных мероприятиях за рубежом.
    • Проектов организации экспедиционных работ.

РФФИ финансирует научную деятельность по принципиально новой форме. Тематика научной работы заранее не задается. Средства РФФИ образуются за счет фиксированного процента отчислений от общей суммы государственных расходов на науку, указанной в бюджете (первоначально 3%,  с 1994 г. - 4%).

В федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрены отчисления в размере 6% от общих расходов на науку. В соответствии с принятым бюджетом РФФИ должен получить в 2000 году 955,6 млн. рублей. При этом выделение средств на  различные виды конкурсов приведено в Таблице 2, а финансовые квоты научных направлений и основные итоги конкурса инициативных научных проектов 2000 года - в Таблице 3 [14].

Таблица 2

Виды конкурсов

Квота (тыс. руб.)

Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ

785 600

Информационно-вычислительные и телекоммуникационные ресурсы

47 000

Программное обеспечение суперЭВМ и суперкомпьютерных центров

15 000

Поддержка научных библиотек

70 000

Экстренные конкурсы и программы

10 000


 

 

 

 

Таблица 3

Научная область

Квота, тыс. руб. (на все виды конкурсов)

Инициативные проекты

 

Число заявок на конкурс 2000 г.

Число новых грантов 2000 г.

Число продолж. грантов

Математика, механика, информатика

98200

929

379

1001

Физика и астрономия

204200

2031

639

1070

Химия

129600

1219

368

781

Биология и медицинская наука

170500

1613

594

1217


 

 

Помимо РФФИ существует еще несколько отечественных фондов. Во-первых, в конце 1994 года от РФФИ отделился Российский Гуманитарный Научный Фонд (РГНФ), бюджет которого составил 0.5% государственных расходов на науку. Во-вторых, был сформирован Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Его средства были также сформированы за счет отчисления 0.5% от общей суммы расходов на науку, указанной в федеральном бюджете (в бюджете на 2000 г. предусмотрено выделение средств указанным фондам по 1% расходов на науку).

Информация о работе Финансовое обеспечение научно-технического прогресса в РФ