Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать финансовую систему РФ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «финансовая система»;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы РФ;
- показать взаимосвязь всех элементов финансовой системы страны.
Объект исследования: финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... 3
Глава 1 Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства …………. ………………. 5
Сущность финансовой системы .………..…………………. 5
1.2 Структура финансовой системы и
принципы ее построения ………………...………………..... 10
1.3 Характерные черты финансовых систем
развивающихся стран ………………………………………. 16
1.4 Формирование финансовой системы в России…………….. 19
Глава 2 Финансовая система РФ.
Характеристика её основных звеньев .……………………... 22
2.1 Современная структура финансовой системы РФ…………. 22
2.2 Общегосударственные финансы ……………...……………. 23
2.3 Финансы страхования ………………………………………. 29
2.4 Кредитно-банковская система ……………………………… 31
2.5 Система государственных финансовых институтов………. 33
2.6 Финансы хозяйствующих субъектов,
как основа финансовой системы страны...………………… 35
Заключение ……………………………………………………………… 41
Список нормативных актов и литературы ………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

2. Внешэкономбанк, преобразованный в 2007 году в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Это государственная корпорация с особым статусом, банк не имеет лицензии. Выполняет ряд важных локальных и международных государственных задач в финансовой сфере. Полностью контролируется правительством РФ.

Главные задачи Внешэкономбанка – создание условий для экономического роста и стимулирования инвестиций. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк кредитует проекты стоимостью более 2 млрд рублей со сроком кредита от 5 лет.17

3. Внешторгбанк (Банк ВТБ) – российский коммерческий банк c государственным участием (60,9% принадлежит государству). Второй по величине активов (после Сбербанка) банк страны и первый по размеру уставного капитала. Направления деятельности — работа с корпоративными клиентами и финансовыми организациями, включая государственные структуры и предприятия. Реализует экспортно-импортные операции.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

 

2.5 Система государственных финансовых институтов

 

Финансовая система страны в более широком понимании включает также систему государственных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и управление финансами.

Общее управление финансами РФ в соответствии с ее Конституцией осуществляют высшие органы законодательной власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации. На их основе осуществляется финансовая политика государства.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы в форме Указов, а Правительство РФ – в форме постановлений и распоряжений. Законы, Указы Президента, постановления Правительства создают нормативно-правовую основу функционирования финансовой системы. 

Оперативное руководство финансами страны осуществляют органы исполнительной власти во главе с Правительством РФ.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся у него в ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы бюджетно-финансового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального Казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативно-правовых актов по вопросам таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров. В положении «О министерстве финансов» подробно изложены его полномочия, функции, права и организация деятельности.

Из многочисленных функций Министерства финансов отметим лишь некоторые из них: составление проекта Федерального бюджета; ведение учета операций по кассовому исполнению Федерального бюджета, составление и представление правительству отчетности об исполнении Государственного бюджета; управление государственным долгом; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) и её налоговые органы на местах ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и обязательных платежей.

Федеральное Казначейство отвечает за кассовое исполнение Федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы: зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета.

Федеральная Таможенная Служба (ФТС РФ) и её органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении границы РФ, правильностью отчисления и уплатой экспортных и импортных пошлин и других таможенных платежей.

Непосредственное отношение к системе финансов имеет Федеральное Агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) регулирует финансовый рынок страны, деятельность финансовых бирж и профессиональных участников фондового рынка.

Важнейший орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики – Банк России (ЦБ РФ). Он функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке РФ». Банк России имеет двойственную природу. С одной стороны он является юридическим лицом и имеет право осуществлять гражданско-правовые сделки, с другой – наделен полномочиями по государственному управлению денежно-кредитной системой страны. Банк России подотчетен Государственной Думе.

Парламентский контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляет Счетная палата. Её основное назначение – контроль за эффективностью использования федеральной собственности и денежных средств, полученных из Федерального бюджета. Счетная палата РФ независима от Правительства и подотчетна только Федеральному Собранию.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетентности осуществляют руководство финансами на соответствующих территориях и создают для этого соответствующий финансовый аппарат. 

 

2.6 Финансы хозяйствующих субъектов,

как основа финансовой системы страны

 

Финансы хозяйствующих субъектов являются одним из звеньев финансовой системы государства – элементом его децентрализованных финансов. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных  финансов.

В современной России государственное регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов присутствует, но оно несравненно меньше, чем в дореформенной экономике. Сегодня государство регулирует: состав затрат относимых на себестоимость продукции; размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях определения налогооблагаемой прибыли; объекты и ставки налогообложения; величину и порядок формирования уставного и резервного капитала для коммерческих организаций; порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг; порядок ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.18

Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы организаций и финансы домашних хозяйств.

Среди финансов организаций ключевое место занимают:

1. Финансы коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. В коммерческих организациях создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником социально - экономического развития общества. Часть создаваемых здесь ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В дальнейшем они направляются на финансирование бюджетных учреждений, а в отдельных случаях - коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, или возвращаются населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).

Коммерческие организации – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. В современной экономике наряду с крупными коммерческими организациями существенное значение имеет малое предпринимательство.

Государство не вмешивается в деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они обладают финансовой независимостью, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, распределяют доходы от ее реализации, по своему усмотрению распоряжаются чистой прибылью, формируют денежные фонды для производственного и социального развития, изыскивают средства для инвестирования в свои активы, используя при этом ресурсы финансовых рынков.

Источниками поступлений финансовых ресурсов являются: прибыль от предпринимательской деятельности (главный источник); амортизационные отчисления; заимствование у других хозяйствующих субъектов на финансовом рынке (коммерческий и банковский кредит).

Финансам коммерческих организаций присущи распределительная и контрольная функции. В условиях коммерческого расчета финансовые отношения предприятия строятся на следующих принципах: самостоятельность в области финансов, самоокупаемость, самофинансирование, финансовая заинтересованность и финансовая ответственность,  обеспечение финансовыми резервами, коммерческая тайна.

2. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику. Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).19

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций: по-

требительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные фонды, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и в другие формы, предусмотренные законом.

Формы финансовых отношений представлены финансовыми фондами внутреннего назначения. Виды финансовых отношений представлены различными доходами и поступлениями, расходами и отчислениями: вклады, взносы, пожертвования, бюджетные ассигнования и субсидии, платежи в государственные внебюджетные фонды, расходы на развитие и прочее.

Финансы некоммерческих организаций строятся на принципах: внешнее финансирование, целевой характер расходования  денежных фондов на основе утвержденной сметы, убыточность  деятельности (отсутствие получения прибыли), открытость финансов, общественный  контроль, отсутствие коммерческой  тайны в деятельности, подотчетность лицу источнику финансирования, реализация общественных интересов,  ведение  деятельности, предусмотренной  исключительно  учредительными  документами, моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации  за результаты ее деятельности.

3.Финансы финансовых посредников имеют особое значение в системе децентрализованных финансов, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего, на инвестиционные цели. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свобод-

ные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

К финансовым посредникам относятся: коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы, компании, занимающиеся страхованием, пенсионные фонды и другие организации, приобретающие и продающие различные «финансовые продукты», обеспечивая тем самым эффективное перемещение финансовых ресурсов к конечным потребителям.

Финансы домохозяйств – это денежные отношения по поводу рас-

пределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения. Денежные доходы домохозяйств складываются из: заработной платы труда членов семьи, работающих в качестве наёмных работников, премий, надбавок к зарплате, средств на командировочные расходы, выплат на социальные расходы; доходов от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятия, операций с личным имуществом и кредитно - финансовых операций; государственных пенсий, пособий, стипендий и других социальных трансферт; средств, полученных в форме кредита у кредитных организаций.

Денежные расходы домохозяйства подразделяются на: потребительские расходы (покупка товаров, работ и услуг); налоги, обязательные платежи и добровольные взносы; денежные накопления и сбережения.20

Существует чёткая взаимосвязь финансов домохозяйств с другими звеньями финансовой системы. Во-первых, они играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, во-вторых, денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с государственными и корпоративными ценными бумагами.

Население участвует и в кредитных операциях. Денежные сбережения одних граждан в форме банковских вкладов служат источником получения другими гражданами кредита на потребительские цели. Для удовлетворения конкретной потребности граждане обращаются в банк для получения ссуды. Кредиты на потребительские цели, пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет удовлетворить потребности до того, как будут накоплены необходимые суммы.

Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий и домохозяйств в большей степени осуществляют регулиро-

вание экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев