Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать финансовую систему РФ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «финансовая система»;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы РФ;
- показать взаимосвязь всех элементов финансовой системы страны.
Объект исследования: финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... 3
Глава 1 Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства …………. ………………. 5
Сущность финансовой системы .………..…………………. 5
1.2 Структура финансовой системы и
принципы ее построения ………………...………………..... 10
1.3 Характерные черты финансовых систем
развивающихся стран ………………………………………. 16
1.4 Формирование финансовой системы в России…………….. 19
Глава 2 Финансовая система РФ.
Характеристика её основных звеньев .……………………... 22
2.1 Современная структура финансовой системы РФ…………. 22
2.2 Общегосударственные финансы ……………...……………. 23
2.3 Финансы страхования ………………………………………. 29
2.4 Кредитно-банковская система ……………………………… 31
2.5 Система государственных финансовых институтов………. 33
2.6 Финансы хозяйствующих субъектов,
как основа финансовой системы страны...………………… 35
Заключение ……………………………………………………………… 41
Список нормативных актов и литературы ………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

1.3 Характерные черты финансовых систем

развивающихся стран

Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства государства концентрируются в основном в государственных бюджетах. Через местные бюджеты вследствие слабого роста их доходной базы перераспределяются относительно небольшие объемы средств.

Налоги занимают от 50 до 90 процентов общей суммы доходов госбюджетов. Для большинства развивающихся стран характерно преобладание косвенных налогов (60-80 % всех налоговых поступлений). Главные косвенные налоги – акцизы, налог с продаж, налог на добавочную стоимость, фискальные монопольные налоги. Большое значение имеют таможенные пошлины на экспортируемые и импортируемые товары (в развитых странах экспорт товаров таможенными пошлинами не облагается), что

 ставит  доходы госбюджета в зависимость от объема внешней торговли.

В странах, ставших индустриальными, все большую роль играют

 прямые  налоги – подоходный налог с населения и налог на прибыль корпораций. Рост прямого налогообложения достигается за счет налога на прибыль корпораций, главными плательщиками которого выступают крупные государственные и частные предприятия, включая иностранные. Ставки подоходного и корпоративного налогов ниже применяемых в развитых странах, что направлено на стимулирование частного предпринимательства. Либеральный налоговый режим и дешевая рабочая сила – важный фактор для привлечения иностранного частного капитала.

Доходы от государственного имущества и предприятий в большинстве развивающихся стран не превышают 6-8% от общей суммы доходов госбюджетов. Причина невысокой рентабельности государственных предприятий – низкие цены на их продукцию и услуги. Это не относится к странам, где в результате полной или частичной национализации добычи и реализации нефти основная часть доходов государства формируется за счет отчислений нефтяных компаний.

Первая статья расходов государственного бюджета развивающихся стран – направление финансов на преодоление экономической отсталости. До 25 % всех бюджетных ассигнований составляют расходы на финансирование вновь создаваемых промышленных предприятий, сооружение тепловых и гидроэлектростанций, разведка полезных ископаемых и другие.

Вторая статья – затраты на социальные цели: образование, здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Главное место среди них занимают расходы на создание и развитие национальных систем образования, организацию системы подготовки национальных профессионально-технических кадров для народного хозяйства.

Третья статья – затраты на содержание аппарата управления. Всевозрастающая статья расходов связана с выплатой процентов и погашением внутреннего и внешнего государственного долгов. В ряде стран заметное место занимают расходы на военные цели.

В большинстве развивающихся стран госбюджеты являются дефицитными. Дефицит финансируется за счет внутренних и внешних источников. Основной источник внутренних государственных займов – средства центральных эмиссионных банков, кредитующих государство за счет дополнительной эмиссии денег. Среди внешних источников – кредиты и займы, предоставляемые международными финансовыми организациями, а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг.

Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами  финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и другое. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.

Экономически развитые страны имеют, как правило, большой запас произведенного капитала, сфера услуг и сервиса имеет большую долю во внутреннем валовом продукте и характеризуются высоким уровнем дохода на душу населения, большая часть граждан имеет высокий уровень жизни. При этом данные показатели достигаются не богатством, полезными ископаемыми или выгодным месторасположением. Как правило, высокому экономическому развитию способствует правильно выстроенная экономическая система страны.

 

2.1 Формирование финансовой системы в России

 

Финансовая система Русского государства стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано Министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

В эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX – начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60% доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.8

После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая

система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.9

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти М. С. Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения доходов стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 01.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 01.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.10

Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Финансовая система РФ.

Характеристика ее основных звеньев

2.1 Современная структура финансовой системы РФ.

 

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, способствующих образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая система России построена в соответствии с принципами:

- сочетания территориального и отраслевого подходов;

- обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

- четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.

В литературе финансовая система, структура ее правовых институтов определяется авторами по-разному. Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система, состоящая из Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена глава 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).11 Так, согласно статье 144 БК РФ, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

3. Фонды страхования.

4. Государственный кредит.

5. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

6. Кредитно-банковская система.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на

две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Так, В. П. Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные (централизованные) и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены в приложении 1.12

Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности все они образуют единую финансовую систему страны.

2.2 Общегосударственные финансы

 

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы (синонимы: государственные и муниципальные финансы, общественные финансы, финансы властных структур, публичные финансы) – это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций. Возникают между фирмами, населением, государством по поводу распределения и использования стоимости внутреннего валового продукта. Источниками финансовых ресурсов являются налоги, доходы государственных предприятий. Основными направлениями использования государственных средств является обеспечение безопасности страны, реализация социальной политики и

поддержка экономики.

Звенья общегосударственных финансов:

1. Основное звено государственных финансов – бюджетная система. Представляет совокупность бюджетов государства, принимающих форму денежных фондов, находящихся в распоряжении правительства и используемых для реализации экономических и социальных функций.

Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. В соответствии с БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

- Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев