Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

     При ускоренной амортизации норма годовых  отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более, чем в  два раза.

Накопление  и расходование амортизационного фонда  в бухгалтерском учете специально не выделяется. Вместе с выручкой за реализованную продукцию и услуги амортизационные суммы поступают на расчетный счет предприятия, на котором они накапливаются. Амортизационные отчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование новых капитальных вложений, на приобретение строительных материалов, оборудования, нематериальных активов. Простое воспроизводство основных фондов включает в себя и их ремонт.

       Процесс расширенного воспроизводства основных средств осуществляется также посредством капитальных вложений. Для воспроизводства основных фондов создают специальные финансовые фонды, прежде всего, за счет собственных средств предприятий: амортизационных отчислений, прибыли.

        Оборотные производственные фонды включают стоимость сырья, материалов, топлива и других запасов, находящихся в раз личных формах: ожидающих вступления в процесс производства, находящихся в процессе производства. Эти фонды участвуют лишь в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью переносится на создаваемую продукцию.

     Кроме оборотных производственных фондов предприятие для обеспечения  бесперебойности производства и  реализации продукции должно располагать  фондами обращения.

       Оборотные средства включают денежное выражение обо ротных фондов, фондов обращения (в части готовой продукции) и денежные средства. При обслуживании процессов реализации обо ротные средства последовательно меняют свою форму от денежной к материальной, производительной, товарной и снова к денежной. После окончания нормального производственного цикла фонд оборотных средств восстанавливается в полном объеме.

     Источниками оборотных средств могут быть:

1) собственные  средства предприятий: прибыль,  остающуюся в распоряжении предприятий,  резервные фонды;

2)   заемные средства: банковский кредит, кредиторская задолженность.

Это описание финансов предприятий сделано исходя из точек зрения, представленных в  работах.

     Рассмотрим  некоторые параметры оценки состояния  и эффективности финансов.

       Способность к самофинансированию - это валовая прибыль, увеличенная на финансовые и не планируемые элементы счета результатов. Она включает только полученные и получаемые доходы, а также выплаченные и выплачиваемые расходы и исключает из него расчетные доходы и расходы; это сальдо доходов и расходов (хозяйственных, финансовых, не планируемых), которое в целом может рассматриваться как эквивалент кассы. Этот показатель, как то следует из названия, выражает способность предприятия самостоятельно финансировать свои потребности.

     Как правило, предприятие использует свою способность к самофинансированию не полностью, так как происходит распределение прибыли.

     С финансовой точки зрения принято  отмечать, что хотя поток самофинансирования измеряется в конце отчетного  года (отчетного периода), образуется он в течение всего отчетного периода в результате различных операций, которые осуществляет предприятие. Поэтому предприятие располагает этим потоком по крайней мере частично до завершения отчетного года. 

    1. Централизованные  и децентрализованные финансы.
 

    Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового  права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

    Особое  значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют финансы  финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

    Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

    Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

    Централизованные  финансы представлены бюджетной  системой, а также государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетном  кодексе РФ бюджетная система  определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

    В качестве самостоятельного звена в  системе государственных и муниципальных  финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находятся на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

    Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории  государств, в т.ч. СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного муниципального кредита характерными являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

    В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

    Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

    Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

    Государственные муниципальные займы – это  денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

    Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и в иностранных государств.

    В качестве кредитора государство  предоставляет внутренние и внешние  кредиты из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных  кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

  • бюджетные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;
  • органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

      Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут  выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

    Бюджетный кредит представляет собой форму  финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим  лицам на возвратной и возмездной основах.

    Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

       В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно  обеспечивать свои доходы через систему  налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег  и т.д.

       В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному. Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. Французский ученый П.М. Годме писал по этому поводу: «...Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Годме выделил несколько отличий частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

       а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время принудительное исполнение в отношении самого государства отсутствует.

       Частные лица не могут в принудительном порядке  обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии  выполнить свои обязательства;

       б) государственные финансы связаны  с денежной системой, которая в  большей или меньшей степени  управляется государством; денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;

       в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, напротив, расходуются с целью удовлетворения так называемого общего интереса;

    г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных  финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов 

       2.1. Характеристика финансовой  системы РФ 

Информация о работе Финансовая система РФ