Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

       В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное  управление, а в территориальных  финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

       Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

       Финансовые  органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

       Задача  контроля за поступлением, целевым  и экономным использованием государственных  средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

       Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

       Финансовый  контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

       Налоговые инспекции —  это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

       В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

         Федеральная служба  России по валютному  и экспортному  контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

       В рамках своей компетенции Федеральная  служба организует проверки полноты  и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также по операциям  нерезидентов в валюте Российской Федерации.

       Итак, в целом можно заключить, что  финансовая деятельность государства  сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование  этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков. 

       2.3. Анализ состояния доходов населения. 

       Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в  частности, состояния реальных доходов  населения являются удельный вес  населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах «деньги следуют за потребителем» и на условиях государственного социального заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.

       Рассмотрим  некоторые показатели динамики состояния  доходов населения на основании  финансовых отчетов Министерства финансов Российской Федерации и данных Госкомстата  РФ за 2001-2002 годы.

       В целом благоприятные тенденции  в российской экономике в 2001 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата  РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросли на 5,9 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 21,4 % (среднегодовые показатели).

       Положительной тенденцией последних двух лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей  прироста доходов. В декабре 2001 г. реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2000 г., а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %. Таким образом, уровень реальной заработной платы в декабре 2001 г. приблизился к докризисному (98,5 % относительно декабря 1997 г.), а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных показателей (почти на 12 %).

       В таблице 3 представлена динамика номинальных  и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 1997 – 2001 гг..

Таблица 3.

Динамика  номинальных и реальных показателей  з/п и денежных доходов населения  в 1997-2001г.

         1997 1998 1999 2000 2001
Средняя начисленная заработная плата, руб. 1215 1468 2283 3025 4294
Реальная  заработная плата (1997 = 100%) 100 65,7 74,7 82,3 98,5
Среднедушевые денежные доходы, руб. 1270 1679 2524 3118 4025
Реальные  денежные доходы (1997 = 100%) 100 71,8 79 81,2 88,3
Индекс  потребительских цен (1997 = 100%) 100 184 251,7 302,5 358,8
Индекс  потребительских цен (в % к предыдущему периоду) 100 184,4 136,5 120,2 118,6
 

       На  увеличение показателя роста реальных доходов населения в 2001 г. значительно  повлияли индексация пенсий и проведенное  в декабре повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако это значение достигнуто не было, тем не менее в 2001 г. рост реальных денежных доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2000 г., когда он составил 102,9 %.

       Основным  фактором, стимулирующим внутренний спрос в 2002 году, являлся рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых денежных доходов  населения и розничного товарооборота.

       В структуре оборота розничной  торговли удельный вес продовольственных товаров в 2002 году составил 46,4 %, непродовольственных — 53,6 (в 2001 году — 46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами — на 8,5 %, в то время как в предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными товарами (в частности, в 2001 г. оборот торговли продовольственными товарами возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами — на 13,7 %).

       Динамику  реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2000-2002 годах можно  наблюдать на рисунке 11:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Рис. 11 

       Следует отметить, что в общей совокупности всех доходов населения почти 2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов  населения на высоком уровне в 2002 году способствовал рост реальной заработной платы, увеличение которой в 2002 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности.

       Размер  назначенных пенсий увеличился в  реальном выражении за январь-ноябрь 2002 г. на 16,9 %.

       Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2002 году составил 108,8 % против 108,5 % за 2001 год. При этом в структуре использования денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2001 года до 58,2 % в январе-ноябре 2002 года, увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить, увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.

       Однако, для составления объективной  картины финансового благополучия населения необходимо рассмотреть  не только уровни доходов населения, но и темпы прироста цен на отдельные группы потребительских товаров, связанные с инфляционными процессами.

       В течение первых трех кварталов 2001 г. сохранялась тенденция опережающего роста индекса потребительских  цен относительно показателей денежных доходов и заработной платы. Официальная статистика свидетельствует о росте цен на потребительские товары и услуги за первые три квартала 2001 г. на 13,9 %, при этом номинальная заработная плата выросла всего на 12 % (сентябрь 2001 г. к декабрю 2000 г.). Уровень номинальных денежных доходов населения, по данным официальной статистики за третий квартал 2001 г., по сравнению с декабрем 2000 г. не только не увеличился, а наоборот сократился на 4,2 %. Рост номинальных показателей денежных доходов и заработной платы начался только в конце четвертого квартала 2001 г., в декабре доходы населения в расчете на месяц составили 4025 руб. против 3118 руб. в декабре 2000 г., а зарплата 4294 руб. против 3025 руб. в декабре 2000 г.

       В целом темпы роста потребительских  цен в 2002 году (115,1 %) по сравнению с 2001 годом (118,6 %) замедлились.

       В декабре 2002 года индекс потребительских  цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за аналогичный  период 2001 года — 101,6 %). Можно отметить также, что в 2002 году по сравнению  с предыдущим годом сблизились темпы  прироста цен на продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2001 году) и непродовольственные товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению остались на уровне 2001 года — 136,2 % против 136,9 %.

Рис. 12 

       Обращает  на себя внимание тот факт, что в январе – ноябре 2001 г. росла суммарная задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2001 г.) до 34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2001 г.). Однако в результате погашения задолженности в декабре 2001 г. ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что на 5,6 % ниже показателя конца 2000 г. По-прежнему большую долю (87,9 %) в общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и организаций, составившие на 1 января 2001 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем объеме задолженности на 1 января 2001 г.).

Информация о работе Финансовая система РФ