Финансовая система Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта. Однако нет готовых рецептов проведения быстрых координальных изменений, которые оптимально бы отвечали интересам всех слоев населения и государства в целом.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

 

Дефицит государственного бюджета  значительно сократился за счет реформ в сфере налогово-бюджетной политики. В 2006 г. этот показатель составил 5,4 % ВВП, в 2007г. - 4,7 % ВВП, в 2008 г. - 3,1 % ВВП, в 2009г.-2% к ВВП, в 2010г. предполагается дефицит бюджета в размере –0,8% к ВВП (табл. 3).

Однако несмотря на наметившуюся положительную  тенденцию сокращения дефицита бюджета, следует признать, что по прежнему существуют определенные трудности в проведении бюджетной политики государства.

Таблица 5

Расходы государственного бюджета Кыргызской Республики

2001-2008 млн. сом.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы

2745,9

3933,1

5038,3

6011,6

6685,7

11167,7

11680,5

% к ВВП

77

16,8

16,4

17,7

16,3

15,7

14,6

Расходы

461,5

5202,4

6483,6

7084,6

7509,9

11068,5

11004,7

% к ВВП

28,6

22,2

21,1

20,9

18,3

15,5

13,7

Дефицит

- 1864,6

- 1269,3

- 1445,3

- 1073

- 824,2

-99,3

-675,7

% к ВВП

11,5

5,4

4,7

3,1

2

-0,1

-0,8


 

 

В качестве фактора развития инфляции и роста обменного курса, действовавшего до недавнего времени, выдвигается резкое увеличение денежной массы при финансировании дефицита бюджета кредитами Национального банка. В 2007 г. Правительство отказалось от использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета, тем самым продолжив политику минимизации инфляционного давления на экономику.

Вместе с тем кредиты Национального  банка обеспечивали большую долю средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета. В 2006 г. 60 % общей суммы финансирования и 13 % внутреннего финансирования приходилось на кредиты НБКР4.

Поэтому, совершенствование структуры  органов государственной власти всех уровней и сокращение расходов на их содержание является один из путей сокращения расходов при формировании и исполнении бюджета, заложенный Концепцией экономического и социального развития Кыргызской Республики за период до 2008 года, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Сокращение бюджетного фонда на основе укрепления доходной части и  контроля роста расходной части  бюджета - одна из центральных задач государства. Так в 2008 г. расходы на содержание органов государственной власти (только правительственные структуры) были сокращены на 12 % (75 млн. сомов).

Также из государственного бюджета  выделяются средства предприятиям в  виде субсидий и дотаций. Не целевое использование предприятиями республиканских бюджетных средств, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служит основанием для:

  • сокращения или прекращения предоставления всех форм государственной поддержки , в том числе отсрочек налоговых платежей.
  • взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики.

Исполнение бюджета двух последних  лет показало правильность выбора реформирования государственной финансовой системы. Удалось резко сократить задолженности по социальным выплатам, которые ранее достигали 4-5 месяцев. Государственные расходы были сокращены с 28,6 % ВВП в  2004 г. до 22,9 % ВВП в 2007 г., до 15,5% ВВП в 2009 г., что было достигнуто благодаря упорядочению общегосударственных расходов, созданию системы социальной защиты населения. Доля программных кредитов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, по сравнению с предыдущими годами существенно сокращается. В 2004 г. на финансирование дефицита бюджета было направлено 120 млн. долл., в    2006 г. - 81,2 млн. долл., в 2007 г. - 92,6 млн. долл., в 2008 г. эта сумма составила около 50 млн. долл., но а в 2009 г. эта сумма составляла 75 млн. долл.

Среди расходов госбюджета особое место  занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов его доходами). Это значит, что государство становиться заемщиком финансовых средств у населения, у банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний долг государства). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Национального банка Кыргызстана, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).

В целях максимальной стабилизации государственного бюджета Правительством Кыргызской Республики в 2007-2009 г. предприняты меры по снижению дефицита госбюджета, ужесточение финансовой дисциплины, усиление учета и контроля за формированием доходов и осуществление бюджетных расходов.

2.3. Финансовая система и социально-экономическое  развитие Кыргызской

Республики

В экономике переходного периода  на стадии становлении рыночных механизмов весьма существенно возрастает роль финансового рынка, финансовой системы в регулировании социально-экономических процессов в обществе, которое осуществляется с помощью различных экономических рычагов.

В силу своей распределительной  природы, финансы обладают большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводcтвенный процесс в целом. Каждая сфера и отдельно взятое звено финансовой системы являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья финансовой системы функционируют относительно самостоятельно, но при этом им необходимо информировать друг друга об изменениях в своей области.

 Сферы и звенья финансовой  системы отличаются степенью  сложности и разветвленности отдельных элементов. Например: для бюджетной сферы характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

С переходом к рыночным отношениям возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные процессы: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.

Целью финансовой политики в Кыргызстане, разработанной в современных  условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность государственной политики проявляется не только в изыскании возможности увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Об успехе реформ, прежде всего, будут  судить по уровню жизни населения. По данным исследования уровня жизни, проведенного под эгидой Всемирного Банка, в Кыргызской Республике более 60% населения находятся ниже черты бедности.

Основной задачей государства  при реализации стратегии устойчивого  человеческого развития является повышение благосостояния населения. Борьба с бедностью - одна из самых приоритетных задач в рамках этой стратегии.

Одним из обобщающих показателей уровня жизни населения являются денежные доходы. В целом за 1992-99 гг. располагаемые  доходы населения снизились почти в 1,5 раза. Прирост данного показатели впервые отмечен в 2005 г. на 6,3 %, что связано с оживлением экономики, получением сельским населением земельных наделов.

За 11 месяцев 2007 г. денежные доходы населения сложились в сумме 19263,3 млн.сом и увеличились по сравнению с этим же периодом 2006 г. на 15,4 %. Денежные расходы за этот же период возросли на 15,9 % и превысили доходы на 3,9 млн.сомов, за счет использования накопленных в прошлом средств. Но и в этих условиях реальные располагаемые денежные доходы в январе - ноябре 2007 г. увеличились по сравнению с тем же периодом 2006 г. на 4,7 %.

Основными источниками доходов  населения являются заработная плата  и прочие поступления, включая продажу  сельскохозяйственной продукции. Среднемесячная номинальная заработная плата в январе-ноябре 2007г., включая социальные льготы и материальную помощь, оценочно равна 773 сома и выросла по сравнению с 2006 г. на 27,8%. Величина минимального потребительского бюджета за 11 мес. 2007 г. составила 792,5 сомов, за истекшее время по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. увеличилась на 15,2% .

Независимо от конкретных форм и  методов финансовое регулирование  денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

  • повышение общего уровня жизни населения;
  • достижение социально справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан;
  • обеспечение прожиточного минимума конституциональных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а так же вида общественно-полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
  • стимулирование трудовой и деловой деятельности активности населения, борьбы с незаконными доходами;
  • привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Повышению роли государственного бюджета  в социальных процессах способствуют кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счет бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Возрастающее социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечить даже за счет дефицитного финансирования.

В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать социальные последствия расслоения граждан по их материальному достатку, что вызвано переходом к рыночным условиям хозяйствования. С переходом к рынку бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической социальной политики.

При переходе к рыночным отношениям возникают новые формы собственности, при этом существующая система социальной защиты населения становится менее эффективной и финансово обеспеченной. Ее жизнеспособность, тем более практическое исполнение осложняется как ограниченностью бюджетных средств, так и множеством законодательно-нормативных актов, предоставляющих населению различные виды социальной помощи и льгот.

Формирование социальной политики - сложный процесс, тесно связанный  с экономическим развитием. Решение многих назревших вопросов в социальной сфере зависит от финансовых возможностей республики. Несмотря на дефицит финансовых возможностей вопросы социальной защиты населения, по прежнему, находятся в центре внимания Правительства КР. Более того, целью государственной политики является не просто сохранение уровня жизни населения, но и преодоление бедности как социального явления.

Анализ макроэкономической ситуации показывает, что устойчивых тенденций комплексного, сбалансированного развития за 2005-2006гг. не достигнуто

За этот период удалось добиться некоторой последовательности в  достижении задач макроэкономического развития, однако в отдельных отраслях сохраняется нестабилность.

Объем ВВП в 2006г. превысил на 5% уровень 2005г., что значительно выше показателя, предусмотренного правительством в индикативном плане (3%). Эти результаты обеспечены в первую очередь за счет роста сельскохозяйственного производства на 1,5%, промышленности – на 1,4, строительства на – 0,2 и торговли на – 1,0%.

Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики