Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако отношения представляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Содержание

Введение.
Общая характеристика финансовой системы КР.
Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики.
Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

фин сист.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

  1. Общая характеристика финансовой системы КР.
  2. Структурные реформы финансовой системы  Кыргызской Республики.
  3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской  Республики.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая система  Кыргызской Республики.

Введение.

Понятие финансовой системы  является развитием более общего определения финансов. Финансы, как  отмечалось ранее, выражают экономические  общественные отношения. Однако отношения  представляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы  определенным образом влияет на процесс  воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Так, финансы предприятий  обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой  внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсии гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

1. Общая характеристика  финансовой системы КР.

В целях регулирования  финансовых процессов в любом  государстве организуется финансовая система. Как мы уже говорили выше финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных  с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовую систему Кыргызской Республики (КР) обобщенно можно представить в виде двух важнейших частей - децентрализованных финансов и централизованных финансов .

Децентрализованные финансы - это фонды денежных средств предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, а также и отраслей. Они охватывают экономические отношения, на основе которых формируются и используются такие децентрализованные фонды денежных средств, как фонд возмещения, фонд накопления, резервные фонды, страховые фонды, фонд заработной платы, специальные фонды.

 При этом необходимо  различить финансы государственных,  кооперативных, частных, акционерных  фирм и предприятий, поскольку  они связаны с функционированием  различных форм собственности  в многоукладной экономике.

Централизованные финансы  формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей макроэкономики. Централизованные финансы состоят  из следующих звеньев:

1) фонды социального страхования;

2) фонды имущественного  и личного страхования;

3) государственный бюджет;

4) кредит.

Финансы представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием центральных и децентральных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Для осуществления этих задач  государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений  с налогоплательщиками, лицами, получающими  пенсии, пособия по безработице и  другие виды социальной помощи, либо отношений  с индивидуальными государствами.

Вся совокупность таких отношений  и составляет финансовую систему, которую  можно разделить на несколько  крупных сфер такие как: финансы  предприятий; учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных  сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающий определяющее влияние на состав и назначение целевых  фондов.

Этот критерий позволяет  выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий функционирующих  на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

В страховой сфере, где  характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных  финансов - соответственно, государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит.

Финансовая система характеризуется  не только составом входящих в нее  звеньев, но и финансовыми потоками, связывающими главные сферы финансовых отношений. К главным сферам финансовых отношений можно отнести: государственный  бюджет, предприятия и предпринимательские  структуры, банки, домашние хозяйства. Также, финансовые потоки связывают  эти сферы с иностранными государствами  в лице их правительств, фирм, фондов, банков.

Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

В бюджет доходы поступали  преимущественно от государственных  предприятий, а также от населения. Большая часть расходов бюджета  направлялась на финансирование предприятий. В основном совпадали статьи доходов  и расходов союзных и республиканских  бюджетов, следовательно не было независимой финансовой политики союзных республик.

Второй тип построения финансовой системы называется фискальный федерализм. По такому типу построены  финансовые системы развитых индустриальных стран. Как показывает само название, в них государственные, федеральные бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Это означает, что в государственный бюджет не входят бюджеты участников федераций и местных самоуправлений.

В современных условиях финансовая система состоит из крупных сфер, таких как: государственные финансы, страхование, финансы предприятий, учреждений, организаций. При этом каждая сфера делится на звенья. Кратко остановимся на некоторых сферах и звеньях финансовой системы.

Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой включает несколько звеньев: государственный бюджет; местные  финансы; специальные внебюджетные фонды.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет, который использует правительство  для финансирования своей деятельности, и с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости финансовую поддержку. Она производится путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  фондам, в виде субсидий и кредитов, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Слово "бюджет" английского  происхождения. Оно означает чемодан, мешок с деньгами.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - Жогорку Кенеш .

Вторым звеном финансовой системы являются местные (муниципальные) финансы.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права  местных органов власти дают им возможность  составлять, утверждать и исполнять  местные бюджеты. Они распоряжаются  переданными в их ведение предприятиями  и получают от них доходы.

Местный бюджет укрепляет  экономическую самостоятельность  местных органов власти; активизирует их хозяйственную деятельность, позволяет  им развивать инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический  потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.

Местные (муниципальные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят, наряду с государственным бюджетом, в консолидируемый бюджет общества.

Третьим, важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды государства  представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов  власти и имеющих целевое назначение. Порядок их исполнения регламентируется финансовым планом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1. обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики.

2. расширение социальных  услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер.

С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. К таким фондам относится, например, фонд для финансирования строительства новой железной дороги, социальные фонды, фонды, используемые для антиинфляционного регулирования  экономики, для содержания аэропортов, электростанций, инвестиционные фонды (используются для финансирования создания новых компаний) и др. В связи  с этим количество фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Финансовый рынок представляет собой особую форму организации  движения денежных средств в экономике  и функционирует как в виде рынка ссудных капиталов (это  сфера деятельности коммерческих банков), так и рынка ценных бумаг.

Главная функция финансового  рынка состоит в трансформации  бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

В качестве самостоятельной  части финансового рынка можно  выделить такую специфическую сферу, как страхование.

Страхование является частью категории финансов, и оно относится  к сфере перераспределительных отношений.

Страхование представляет собой  особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

По экономической сущности страхование является одним из стратегических секторов экономики, призванных обеспечить социально-экономическую стабильность в обществе. Развитие общественного  производства предполагает создание страховых  фондов.

Таким образом финансовая система Кыргызской Республики является важнейшим элементом экономики страны, ее можно сравнить с кровеносной системой организма. Как и в организме, сбой в какой-нибудь сфере финансовой системы повлечет за собой изменения в других сферах финансовой системы.

В связи с чем проблема организации четкого функционирования финансовой системы КР, ее модернизации и совершенствования является актуальной задачей. Слаженная работа финансовой системы деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики.

Информация о работе Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики