Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т.д

Содержание

Введение
Финансовая система: понятие и структура.
2.1 Финансовая система: денежные потоки и денежные фонды.
2.2 Функции финансовой системы.
3. Финансовая система Российской Федерации.
4. Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система РФ..doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Государственные финансы – это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетном кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды. В бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных бюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, - трехуровневая.

В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты:

1. Федеральный

2. Субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга).

3. Местные (по Бюджетному кодексу РФ – муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений).

Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

Бюджеты субъектов РФ включают: 21 бюджет республик в составе РФ; 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов; бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределение средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяют специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКОР и др.) и социальные. Однако с 1999г. Они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами, и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом на выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Финансы организаций и домашних хозяйств. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Данные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Важную роль среди финансов организаций  играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение РФ и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое значение в финансовой системе развитых стран мира  имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах (коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы, паевые фонды, финансовые компании и агентства). В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые  прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинансируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения. В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк и др.). Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков.

Получило новое направление система государственного кредита. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.01.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в  соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО. Происходит постепенное становление вторичного рынка страховых услуг (перестраховочной деятельности).

За последние 10-12 лет в РФ изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления – Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

 

 

 

 

Библиография

1.               Белозеров С.А., С.Г.Горбушина; под редакцией В.В.Ковалева. Финансы: учебник- 2-е изд., перераб. и доп. М.,2007.

2.               Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог. 2003.

3.               Поляк Г.Б. Финансы: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. М.,2007.

4.               Мертон Р., Боди З. Финансы.: Пер. с англ. – М., 2005

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Финансовая система