Финансовая санация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Краткое описание

Актуальность этой проблематики усиливается с принятием Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом", который регулирует вопросы финансовой санации и банкротства предприятий.
Вывод одних отечественных предприятий из финансового кризиса и эффективное применение ликвидационных процедур к другим усложняется дефицитом теоретико-методического обеспечения процессов санации (ликвидации) и отсутствием квалифицированных специалистов в сфере управления санацией.
В данной курсовой работе мы изучим экономическое содержание и порядок проведения финансовой санации на предприятии, проанализируем показатели деятельности ГОАО "Шахта имени Калинина" ГХК Донуголь, а также рассмотрим план санации данного предприятия и порядок его проведения.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ САНАЦИЯ.docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

       ФИНАНСОВАЯ САНАЦИЯ

     ВВЕДЕНИЕ 
 
В процессе становления рыночных отношений в Украине все звенья финансовой системы оказались в глубоком кризисе. На границе банкротства находится сегодня много предприятий, которые не имеют возможности своевременно выполнять свои внешние и внутренние обязательства.

     Понятно, что непременным условием оздоровления отечественной финансовой системы  является санация субъектов хозяйственной  деятельности. Лишь в таком случае можно будет восстановить платежеспособность и прибыльность основной массы налогоплательщиков, а значит, оздоровить государственную  финансовую систему. Вместе с тем  оздоровление экономики в значительной мере зависит от своевременной и  по возможности безболезненной ликвидации (реорганизации) неэффективных производственных структур, которые не только не пополняют  бюджета государства, а и требуют  его постоянной финансовой поддержки. 
Актуальность этой проблематики усиливается с принятием Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом", который регулирует вопросы финансовой санации и банкротства предприятий. 
Вывод одних отечественных предприятий из финансового кризиса и эффективное применение ликвидационных процедур к другим усложняется дефицитом теоретико-методического обеспечения процессов санации (ликвидации) и отсутствием квалифицированных специалистов в сфере управления санацией. 
В данной курсовой работе мы изучим экономическое содержание и порядок проведения финансовой санации на предприятии, проанализируем показатели деятельности ГОАО "Шахта имени Калинина" ГХК Донуголь, а также рассмотрим план санации данного предприятия и порядок его проведения.  

     Раздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

     ФИНАНСОВОЙ САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

      
1.1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС НА ПРЕДПРИЯТИИ.

     ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

      
В условиях действия рыночных отношений  субъекты хозяйствования должны постоянно  адаптироваться к изменениям спроса: расширять ассортимент, улучшать качество, снижать себестоимость и цены, оптимизировать структуру затрат. Тем  не менее, отечественные предприятия  не смогли безболезненно перейти  от "рынка продавца", который  действовал при административной системе  хозяйствования, к "рынку покупателя".

     В последние годы в Украине наблюдается  стойкая тенденция к возрастанию  количества финансово несостоятельных  предприятий. Так, в 1993 году убыточным  было каждое двенадцатое предприятие, в 1994-м –

     каждое  девятое, в 1995-м - каждое пятое, в 1996-м - каждое третье, а в 1997-98 гг. - каждый второй субъект  предпринимательской деятельности работал в убыток. В 1999 году, несмотря на определенные положительные сдвиги в экономике, тенденция к увеличению части убыточных предприятий  сохранилась: свыше половина предприятий 
работали убыточно.

     Еще одной отрицательной тенденцией, которая является следствием неудовлетворительного  финансового состояния большинства  отечественных предприятий, является катастрофический рост их кредиторской и дебиторской задолженности. Около 55% дебиторской и где-то 60% кредиторской задолженности являются просроченными. Это является следствием неплатежеспособности большинства субъектов хозяйствование. Неплатежеспособность, в свою очередь, является основанием для объявления предприятия банкротом. Как следствие, значительное количество исковых заявлений  к арбитражным судам поступает  в связи с банкротствами предприятий. Так, на протяжении 1996 года арбитражные суды возбудили 6552 дела о банкротстве, из них 1691 закончилась принятием постановления о признании должника банкротом; в 1997 году эти цифры составили соответственно 9645 и 4107, в 1998 году - 12281 и 4525, а в 1999 году - 12618 и 6244, эта же тенденция сохраняется и ныне. Заметим, что банкротство и ликвидация предприятия означают не только убытки для его акционеров, кредиторов, производственных партнеров, потребителей продукции, а и уменьшение налоговых поступлений в бюджет, возрастание безработицы, которая, в конце концов, может стать одним из факторов макроэкономической нестабильности. 
Важным является то, что среди предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении, значительный процент составляют такие, что временно попали в затруднительное положение. Стоимость их активов намного выше, чем их кредиторская задолженность. При условии проведения санации (оздоровление) или реструктуризации эти предприятия могут рассчитаться с долгами и продолжить деятельность. Тем не менее, из-за несовершенного законодательства, отсутствия надлежащего теоретико-методического обеспечения санации, дефицит квалифицированного финансового менеджмента, нехватку государственной финансовой поддержки производственных структур и из-за других субъективных и объективных причин много потенциально жизнеспособных предприятий, в том числе тех, что принадлежат к приоритетным областям народного хозяйства Украины, становятся потенциальными банкротами. На границе финансового кризиса оказался и немало финансово-кредитних учреждений. 
В рыночной экономике банкротство предприятий - нормальное явление. Из каждых 100 новообразованных предприятий на рынке удерживается не более чем 20-С. В США, например, общее количество предприятий, объявленных банкротами в 1997 году, достигла около 30.000. Для Германии проблема банкротства предприятий сейчас является актуальной не менее чем для Украины. Так, в ФРГ начиная с 1990 года наблюдается стойкий рост количества предприятий, которые объявлены банкротами: 1990 - 8730; 1991 - 8837; 1992 - 10920; 1993 - 15148; 1994 - 18837; 1995 - 22344; 1996 - 25 530. 
Причем количество финансово-несостоятельных предприятий возрастает не только в абсолютном, а и в относительном выражении. Так, на каждую тысячу предприятий 1991 года приходилось 3,4 банкротства; 1992-го - 4,1; 1993-го - 5,8; 1994-го - 6,8; 1995-го - 8,0; 1996-го - 9,2. Наибольшее количество обанкротившихся в ФРГ предприятий, как правило, наблюдается в области строительства (в 1996 году - 27,5% всех предприятий-банкротов). А в Украине более всего обанкротившихся предприятий приходится на область материально-технического снабжения и сбыта, хотя потенциально банкротами являются почти все сельскохозяйственные предприятия. 
Банкротство предприятий - это следствие глубокого финансового кризиса, система мероприятий по управлению которым не дала положительных результатов. 
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, как правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у него потенциала для успешного функционирования. С позиции финансового менеджмента кризисное состояние предприятия состоит в его неспособности осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. 
Финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновение; видом кризиса; стадией его развития. Идентификация этих признаков дает возможность правильно диагностировать финансовую невозможность предприятия и подобрать наиболее эффективный каталог санационных мероприятий.  
Для выбора наиболее эффективных форм санации, принятие правильных решений относительно устранения отрицательных процессов, прежде всего, необходимо идентифицировать причины финансовой нестабильности субъекта хозяйствование. 
Факторы, которые могут привести к финансовому кризису на предприятии, разделяют на внешние, или экзогенные (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (что зависят от предприятия). 
Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии могут быть: 
• спад конъюнктуры в экономике в целом; 
• уменьшение покупательной способности населения; 
• значительный уровень инфляции; 
• нестабильность хозяйственного и налогового законодательства; 
• нестабильность финансового и валютного рынков; 
• усиление конкуренции в области; 
• кризис отдельной области; 
• сезонные колебания; 
• усиление монополизма на рынке; 
• дискриминация предприятия органами власти и управление; 
• политическая нестабильность в стране местонахождения предприятия или в странах предприятий - поставщиков сырья (потребителей продукции); 
• конфликты между основателями (собственниками). 
Влияние внешних факторов кризиса имеет большей частью стратегический характер. Они предопределяют финансовый кризис на предприятии, если менеджмент неправильно или несвоевременно реагирует на них, то есть если отсутствует или несовершенно функционирует система раннего предупреждения и реагирования, одним из задач которой есть прогнозирование банкротства. 
Можно назвать много эндогенных факторов финансового кризиса. С целью систематизации их можно сгруппировать в перечисленные далее блоки: 
1. Низкое качество менеджмента. 
2. Дефициты в организационной структуре. 
3. Низкий уровень квалификации персонала. 
4. Недостатки в производственной сфере. 
5. Просчеты в области снабжения. 
6. Низкий уровень маркетинга и потеря рынков сбыта продукции. 
7. Просчеты в инвестиционной политике. 
8. Нехватка инноваций и рационализаторства. 
9. Дефициты в финансировании. 
10. Отсутствие или неудовлетворительная работа служб контролинга (планирование, анализ, информационное обеспечение, контроль). 
Вообще все названные причины кризиса довольно тесно взаимосвязанные составляют сложный комплекс причинно-следственных связей. Бесспорно, исследуя то или другое предприятие, тот или другой случай финансового кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой невозможности, но, по сути, они сводятся к только что перечисленных. 
Типичные следствия влияния указанных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия такие: 
* потеря клиентов и покупателей готовой продукции; 
* уменьшение количества заказов и контрактов из продажи продукции; 
* неритмичность производства, неполная загрузка мощностей; 
* повышение себестоимости и резкое снижение производительности работы; 
* увеличение размера неликвидных оборотных средств и наличие сверхнормативных запасов; 
* возникновение внутрипроизводственных конфликтов и повышения текучести кадров; 
* повышение давления на цены; 
* важное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции. 
 
Различают три вида кризиса: 
* стратегический кризис (если на предприятии разрушен производственный потенциал и отсутствуют долгосрочные факторы успеха); 
* кризис прибыльности (перманентные убытки выхолащивают собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса); 
* кризис ликвидности (предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности). 
 
Основные факторы, которые предопределяют любой из приведенных видов кризиса, представленные в табл. 1.  
 
Таблица 1. 
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТ РАЗНЫЕ ВИДЫ КРИЗИСА 
 
Стратегический кризис 
 
Кризис прибыльности 
 
Кризис ликвидности 
 
• неправильный выбор производственной площадки (местоположения предприятия) 
• неэффективная политика 
сбыту и ассортиментная 
политика 
•несовершенное  
планирование и  
прогнозирование 
•ошибочная политика  
диверсификации 
•неэффективный аппарат  
управления 
•дефициты в  
организационной  
структуре 
•отсутствие  
производственной  
программы 
•лишние производственные  
мощности 
•отсутствие или  
недееспособность системы  
контролинга 
•форс-мажорные  
обстоятельства 
• неблагоприятное соотношение  
цен и себестоимости 
• неоправданное завышение цен 
• возрастание себестоимости за  
стабильных цен 
• уменьшение оборота от  
реализации продукции 
• убыточность отдельных 
структурных подразделов 
• приобретение убыточных предприятий 
• значительные запасы готовой продукции на составе 
• высокие затраты на персонал 
• высокие процентные ставки; 
• форс-мажорные  
обстоятельства 
• неэффективная маркетинговая  
политика 
 
• неучтенные требования  
золотого правила  
финансирования  
(конгруэнтность сроков) 
• неудовлетворительная  
структура капитала 
• отсутствие или  
незначительный уровень  
страховых (резервных)  
фондов 
• неудовлетворительная  
работа с дебиторами 
• предоставление  
необеспеченных 
товарных кредитов 
• большой объем  
капиталовложений с  
продолжительным сроком  
окупаемости 
• большие объемы  
низколиквидных оборотных  
активов 
• снижение  
кредитоспособности  
предприятия 
• высокий уровень  
кредиторской задолженности 
• форс-мажорные  
обстоятельства 
 
Между рассматриваемыми видами кризиса существуют тесные причинно-следственные связи: стратегический кризис приводит к кризису прибыльности, который, в свою очередь, приводит к потере предприятием ликвидности. Обусловленное внешними и внутренними факторами уменьшения объемов реализации продукции приводит, с одной стороны, к снижению прибыльности и к убыточности, а с другого - к снижению уровня ликвидности и платежеспособности.  
Закономерным результатом развития симптомов финансового кризиса есть непомерная кредиторская задолженность, неплатежеспособность и банкротство предприятия. 
Важной предпосылкой применения правильных антикризисных мероприятий является идентификация глубины финансового кризиса. 
Существуют три фазы кризиса: 
а) фаза кризиса, которая непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии переведения его на режим антикризисного управления);  
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и требует немедленного проведения финансовой санации; 
в) кризисное состояние, которое не совместимо с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации. 
 
Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной и своевременной реакции на нее. 
 
 
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 
Самым действенным средством предотвращение банкротства предприятия является 
финансовая санация.  
Термин "санация" происходит от латинского "sпаre" - оздоровление, выздоровление. Экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может происходить слиянием предприятия, 
которое находится на границе банкротства, с мощной компанией; выпуском новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличением банковских кредитов и предоставлением правительственных субсидий; преобразованием краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной покупкой государством акций предприятия, которое находится на границе банкротства1. 
Некоторые из отечественных авторов (например, И. А. Бланк) с санацией отождествляют лишь мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия, которые реализуются с помощью посторонних юридических или физических лиц и направленных на предупреждение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации2.  
М. И. Титов в монографии, посвященной материально-правовым и процессуальным аспектам банкротства, предлагает дать такое законодательное определение санации: санация - это оздоровления несостоятельного должника, предоставление нему финансовой помощи со стороны собственника имущества, кредиторов и других юридических и физических 
лиц (в том числе зарубежных), направленных на поддержку деятельности должника и предотвращение его банкротства3.  
Согласно закона Украины "О банкротстве" от 1992 г., под санацией понимается удовлетворение требований кредиторов и выполнение обязательств перед бюджетом и другими государственными целевыми фондами, в том числе кредитором, который добровольно берет на себя удовлетворения указанных требований и выполнение соответствующих обязательств.  
Новый Закон "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом", принятый в 1999 году, различает понятие "санация" и "досудовая санация". В этом случае санация рассматривается как система мероприятий, предусмотренных процедурой проведения дела о банкротстве с целью предотвращения ликвидации должника и направленных на оздоровление его финансового состояния, а также на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации долгов и капитала и (или) изменением организационной и производственной структуры должника.  
Досудовая санация - система мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, осуществляемых собственником должника, инвестор, с целью предотвратить его ликвидацию, прибегнув к реорганизационным, организационно-хозяйственным, управленческим, инвестиционным, техническим, финансово-экономическим, правовым мероприятиям в границах действующего законодательства до начала дела о банкротстве.  
Свое толкование понятия "санация" имеет и Национальный банк Украины: режим финансовой санации - это система не принудительных и мер принуждения, направленных на увеличение объемов капитала к необходимому уровню на протяжении определенного периода с целью восстановления ликвидности и платежеспособности, устранение нарушений, которые привело коммерческий банк к убыточной деятельности или затруднительного финансового состояния, а также следствий этих нарушений4. 
В Законе Украины "О страховании" мы находим также "оригинальное" толкование термина "санация". В соответствии с этим Законом принудительная санация страховой компании предусматривает: 
* проведение комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности страхователя, в том числе обязательной аудиторской проверки; 
* установление запрета на свободное пользование имуществом страхователя и принятие страховых обязательств без разрешения Комитета по делам надзора за страховой деятельностью; 
* установление обязательного для выполнения графика осуществление расчетов с страхователями; 
* принятие решения о ликвидации или реорганизации страхователя5. 
 
По моему мнению наиболее полным можно считать определение, которое было дано известными зарубежными экономистами Н. Здравомысловым, Б. Бэкенфердом, М. Гелингом, ведущими специалистами в вопросах вывода предприятий из финансового кризиса: санация - это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правововых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности, конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде или санация - эт совокупность все возможных мероприятий, которые способные привести предприятие к финансовому  
оздоровлению. 
Источниками финансирования санации могут быть средство, привлеченные на условиях займа или на условиях собственности; на поворотной или безвозвратной основе. 
Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранения причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, 
необходимых для проведения санационных мероприятий проиизводственно-технічного характера. 
Санационные мероприятия организационно-правового характера направлены на усовершенствование организационной структуры предприятия, организационно правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождение предприятия от непроизводительных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива и т.п..  
В этом контексте различают два вида санации: 
1. Санация с сохранением существующего юридического статуса предприятия-должника. 
 
2. Санация с изменением организационно-правовой формы и юридического статуса предприятия (реорганизация). 
Производственно-технические санационные мероприятия связаны прежде всего с модернизацией и обновлением производственных фондов, с уменьшением простоев и повышением ритмичности производства, сокращением 
технологического времени, улучшением качества продукции и снижениям его себестоимости, усовершенствованием ассортимента продукции, которая выпускается, поиском и мобилизацией санационных резервов в сфере производства. 
 
На практике довольно часто с санацией идентифицируется понятие "реструктуризация". Реструктуризация субъекта хозяйствование - это проведения организационно-экономических, правовых, производственно-технических мероприятий, направленных на смену он структуры, системы управления, форм собственности, организационно-правовых форм, которые способные восстановить прибыльность, конкурентоспособность эффективность производства. 
Можно утверждать, что "санация" представляется более широким понятием, чем "реструктуризация". Реструктуризацию целесообразно начинать на ранних стадиях кризиса. Она направленная преимущественно на преодоление причин стратегического кризиса и кризиса прибыльности. А санация включает в себя как реструктуризацию (мероприятия по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности), так и мероприятия финансового характера (направленные на восстановления ликвидности и платежеспособности). 
 
 
 
1.3. МЕНЕДЖМЕНТ ФИНАНСОВОЙ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
Процесс организации финансовой санации предприятий можно представить тремя основными функциональными блоками: 
1. Разработка санационной концепции и плана санации. 
2. Проведение санационного аудиту. 
3. Менеджмент санации. 
Как правило, план санации разрабатывают по доверенности собственников или руководства предприятия консалтинговые или аудиторские фирмы в тесной взаимосвязи с внутренними службами контролинга. В случае, если санация осуществляется в ходе проведения дела о банкротстве, то разрабатывать план должен предназначенный арбитражным судом управляющий санацией. Санационный аудит осуществляется аудиторскими компаниями по заказу потенциальных санаторов, кредиторов и других лиц, которые могут принять участие в финансировании санации. 
Решающее значение для успешного проведения финансового оздоровления предприятия имеет организация эффективного менеджмента санации. Сущность менеджмента санации можно рассматривать в двух аспектах: институциональном и функциональном. 
С институциональной стороны к менеджменту санации можно отнести всех физических лиц, которые уполномоченные собственниками субъекта хозяйствование или силой закона провести финансовую санацию предприятия, то есть осуществлять фактическое управление предприятием на период его оздоровления.  
Вообще к лицам, которые могут быть носителями менеджмента санации, следует отнести контролирующие органы (например, департамент банковского надзора НБУ, страховой надзор и т.п.), консультантов, аудиторов, управляющих санацией, которые назначаются соответственно решению арбитражного суда, представителей банковских учреждений или других кредиторов, опытных менеджеров, а также бывшее руководство предприятия. Решение вопроса с назначением менеджмента санации належит к числу первоочередных мероприятий в рамках финансового оздоровления. 
С функциональной стороны менеджмент санации - это система антикризисного управления, которая состоит в эффективном использовании финансового механизма с целью предотвращение банкротству и финансового оздоровления предприятия. Функциональные сферы менеджмента санации можно рассматривать как отдельные фазы управленческого цикла, причем в процессе санации предприятия такие циклы перманентное повторяются при достижении отдельных стратегических или тактических целей. 
К функциональным сферам менеджмента санации следует отнести такие: 
а) постановка целей; 
б) формирование и анализ проблемы (главная проблема - финансовый кризис); 
в) поиск альтернатив, прогнозирование и оценивание их реализации (отбор и оценивание необходимого каталога санационных мероприятий); 
г) принятие решения; 
д) реализация (проведение конкретных санационных мероприятий); 
е) контроль; 
є) анализ отклонений. 
Важной составной организации действенного менеджмента санации является создание эффективной системы контролинга, главной задачей которого есть определение стратегических и тактических целей санации и ориентация процесса управление на достижение этих целей. Решающим при этом есть создание системы информационного обеспечения, плановых, аналитических и контрольных служб. 
Заметим, что не существует единых рецептов организации менеджмента санации предприятия. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода к управлению процессом ее преодоление. 
 
 
1.4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ 
ФИНАНСОВОЙ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 
Решение о проведении санации может приниматься в таких основных случаях: 
1. По инициативе субъекта хозяйствование, которое находится в кризисе - если существует угроза неплатежеспособности и объявление его банкротом в недалеком будущем. Решение о санации принимается к обращению кредиторов в арбитражный суд с заявлением об объявлении банкротом данного предприятия (досудовая санация). 
2. После того как должник по собственной инициативе обратился в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве (если предприятие стало финансовое несостоятельной или существует реальная угроза такой невозможности). Одновременно с представлением заявления должник может подать в арбитражный суд план санации 
и (или) проект мирового соглашения. Понятно, что решение о санации принимается лишь в случае, если предприятие докажет кредиторам, что оно является санационноспособным. 
3. По окончании месячного срока с момента опубликования в официальном печатном органе Верховной Рады или Кабинета Министров Украины объявление о нарушении дела о банкротстве данного предприятия - если поступили предложения от физических или юридических лиц, которые желают удовлетворить требования 
кредиторов к должнику или подали акцептованные комитетом кредиторов и арбитражным судом предложения относительно санации (реорганизации) несостоятельного предприятия. В случае согласия кредиторов с условиями и механизмом удовлетворения их претензий арбитражный суд принимает решение о прекращении проведения в деле про банкротство и об осуществлении финансовой санации юридического лица. 
4. По инициативе финансово-кредитного учреждения. Согласно закону Украины "О банках и банковской деятельности" учреждение банка имеет право относительно клиента, объявленного неплатежеспособным, применить комплекс мероприятий по его санации, в том числе: передать оперативное управление данным предприятием администрации, сформированной с участием банка; реорганизовать должника; изменить порядок платежей; направить на погашение кредиторской задолженности выручку от реализации продукции. 
5. По инициативе залогодержателя целостного имущественного комплекса предприятия. В случае невыполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, залогодержатель имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового состояния должника, включая назначения своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение в правые распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом соответствующего субъекта хозяйствование. Если санационные мероприятия не привели к возобновлению платежеспособности предприятия, то залогодержатель имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании имущества, которое находится в ипотеке. 
6. По инициативе Государственного органа по вопросам банкротства, если речь идет о государственных предприятиях. 
7. По инициативе Национального банка Украины - если речь идет о финансовом оздоровлении коммерческого банка. Режим санации есть превентивной мерой воздействия НБУ на коммерческий банк перед применением санкций, предусмотренных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". 
 
 
1.5. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ САНАЦИИ 
 
Целостный взгляд на этапы проведения финансового оздоровления отдельного предприятия представляет собой так называемая "классическая модель санации", которая широко используется как основа для разработки механизма финансовой санации субъектов хозяйствование в странах с развитой рыночной экономикой. 
В соответствии с классической моделью санации процесс финансового оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса. Следующим этапом санации является проведение причинно-следственного анализа финансового кризиса. На основании представленной информации (первичные бухгалтерские документы, решение сборов акционеров, финансовые планы и т.п.) определяются внешние и внутренние факторы кризиса, вид кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы. 
В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-следственного анализа, в соответствии с классической моделью санации, делается вывод о санационной возможности предприятия, целесообразность или нецелесообразность санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал предприятия разрушен, рынки сбыта продукции утрачен, структура баланса неудовлетворительная, то принимается решение о консервации и ликвидации субъекта хозяйствование. 
В противном разе санация будет означать лишь отсрочку в времени ликвидации предприятия и ничего кроме дополнительных убытков для собственников и кредиторов не принесет. Ликвидация может осуществляться на добровольной основе и в принудительном порядке. 
Добровольная ликвидация предприятия-должника - это процедура ликвидации несостоятельного предприятия, которая осуществляется вне судебных органов на основании решения собственников или соглашения, заключенной между собственниками данного предприятия и кредиторами и под контролем кредиторов. 
Принудительная ликвидация предприятия - это процедура ликвидации несостоятельного предприятия, которая осуществляется по решению арбитражного суда (как правило, в процессе проведения дела о банкротстве). 
В случае, если предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, ликвидность и прибыльность, владеет достаточно подготовленным управленческим персоналом, рынками сбыта товаров, производство продукции отвечает приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационноспособном предприятии начнется санация, тем большие шансы на ее конечный успех. 
В случае принятия решение в пользу санации следует осуществить неотложные мероприятия по улучшению ликвидности, платежеспособности предприятия и оптимизации структуры капитала в сторону уменьшения удельного веса кредиторской задолженности. Ведется о реализации так называемой первоочередной (Сгасh) программы. Данной программой могут быть предусмотренные такие санационные мероприятия: лизинг вместо купли, обратный лизинг, факторинг, замораживание инвестиций, увеличение собственного капитала, пролонгация задолженности, акции по распродажи товаров по сниженным ценам и некоторые другие. 
Отдельным аналитическим блоком в классической модели является формирование стратегических целей и тактики проведения санации. При определении целей санации следует учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и может осуществлять свою деятельность в рамках правового поля государства, в которой оно расположено. Цели должны быть реальными и поддаваться количественному (или качественному) измерению. Главной стратегической целью санации есть восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели следует согласовать тактические целые, а именно: 
•сферу деятельности, ассортимент продукции и ее потребителей; 
• основные стоимостные целевые показатели (выручка, прибыль, ликвидность и т.п.); 
• социальные цели. 
Лишь при условии достижения консенсуса относительно тактических целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главные стратегической цели санации. 
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Конкретные оперативные мероприятия в санационной стратегии не отображаются. Конечная цель санационной стратегии состоит в достижении долгосрочных конкурентных выгод, которые бы обеспечило компании высокую рентабельность. Суть стратегии состоит в выборе наилучших вариантов развития фирмы и в оптимизации политики капиталовложений. 
В соответствии с избранной стратегией разрабатывается программа санации, которая представляет собой последовательный перечень основных этапов и мероприятий, которое предполагается осуществлять в походке финансового оздоровления предприятия. Конкретизация программных мероприятий осуществляется в плане санации. Программа формируется на основании комплексного изучения причин финансового кризиса, анализа внутренних резервов, выводов о возможностях привлечения постороннего капитала и стратегических задач санации. 
Следующим элементом классической модели санации является ее проект, что разрабатывается на базе санационной программы и содержит в себе технико-экономическое обоснование санации, расчет объемов финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемости, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты выполнения проекта. 
Важным компонентом санационного процесса является координация и контроль за качеством реализации запланированных мероприятий. Менеджмент предприятий может своевременно проявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных препятствий при осуществлении оздоровительных мероприятий. Ощутимую помощь здесь может предоставить оперативный санационный контролинг, который синтезирует в себе информационные, плановые, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Задачей санационного контролинга является идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоления дополнительных препятствий. 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
 
1. Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" // Голос Украины. - 1999. - С июля . 
2. Закон Украины "О предприятиях в Украине" // Голос Украины. - 1991. - 27 марта. 
3. Закон Украины "О страховании" // N 86/96-ВР от 07.03.96 
4. Закон Украины "О банкратстве " // Ведомости Верховной Рады Украины.-1992. - №2.  
5. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о порядке санации государственных предприятий"// Собрание постановлений Правительства Украины. - 1994.-№5. 
6. Постановление Правления НБУ "Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия к коммерческим банкам за нарушение банковского законодательства". 
 
7. Бланк Й. А. Стратегия и тактика вправления финансами. - К., 1996. 
8. Бланк Й А Основы финансового менеджмента. - К., 1999. - Т. 1, 2. 
9. Коробов М. Я. Финансы промышленного предприятия. - К., 1995. 
10. Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств. К., 2000. 
11. Сутормизина В М, Федосов В. М.. Рязанова Н. С. Финансы зарубежных корпораций. - К.: Лебедь, 1993. 
12. Титов М. И. Банкротство: Материально-правовые и процессуальные аспекты / За ред В.М. Гайворонського. - X.: Консул, 1997. 
13. Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент, маркетинг, информатика / За ред. М. И. Молдованова. - К.: Техника, 1993. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
В условиях действия рыночных отношений субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к изменениям спроса: расширять ассортимент, улучшать качество, снижать себестоимость и цены, оптимизировать структуру затрат. Тем не менее отечественные предприятия не смогли безболезненно перейти от "рынка продавца", который действовал при административной системе хозяйствования, к "рынку покупателя". 
Мировая практика и реальное положение вещей в экономике Украины показывают, что последствиями такого перехода является возникновение на предприятии финансового кризиса, который затем перерастает в банкротство предприятия. рассмотренное в данной курсовой предприятие не стало исключением из этого правила. Однако необходимо отметить, что самым действенным средством предотвращение банкротства предприятия является финансовая санация.  
Вывод одних отечественных предприятий из финансового кризиса и эффективное применение ликвидационных процедур к другим усложняется дефицитом теоретико-методического обеспечения процессов санации (ликвидации) и отсутствием квалифицированных специалистов в сфере управления санацией. 
Заметим, что не существует единых рецептов организации менеджмента санации предприятия. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода к управлению процессом ее преодоление. 
Лишь при условии достижения консенсуса относительно тактических целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главные стратегической цели санации. 
В случае выполнения плана санации данным предприятием в полном объеме, оно имеет высокие шансы выбраться из финансового кризиса, в котором оказалось. Определенные положительные тенденции в этом направлении уже имеются (что следует из 2 раздела этой курсовой работы).
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Мероприятия, направленные на оздоровление финансовой системы Украины, могут дать позитивные результаты лишь при условии санации  финансов базовой цепочки экономики - предприятий и организаций. Высокая  себестоимость продукции отечественного производства и существенное уменьшение спроса на нее стали главными причинами  финансового кризиса большинства  украинских предприятий, в частности  предприятий металлурги-ческой промышленности. Обусловленное внешними и внутренними факторами уменьшение объемов реализации продукции приводит, с одной стороны, к снижению прибыльности, а с другой - к снижению уровня ликвидности и платежеспособности. Закономерным результатом развития симптомов финансового кризиса является большая кредиторская задолженность, неплатежеспособность и банкротство предприятия.

     Наиболее  эффективным методом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация. В разделе 1 данной дипломной работы рассмотрены: экономическая  сущность санации предприятия, ее классическая модель и формы финансовой санации. Санация считается успешной, если с помощью внешних и внутренних финансовых источников, проведение организационных  и производственно - технических  усовершенствований предприятие выходит  из кризиса и обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность на длительный срок.

     В разделе 2 анализируется финансовое состояния предприятия для определения глубины кризиса, чтобы далее в разделе 3 выбрать правильную стратегию плана санации. План санации включает в себя общую характерис-тику объекта планирования, отражение исходной ситуации на предприятии, стратегические цели санации, конкретный план мероприятий по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности предприятия и расчет эффективности санации (предполагаемые результаты). Планирование охватывает финансовые, производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной деятельности.

     РАЗДЕЛ 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

     1.1 Экономическая сущность  санации предприятия

     Одним из средств преодоления платежного кризиса и предотвращение банкротства предприятия есть финансовая санация. В чем же суть финансовой санации предприятий? Термин "санация" происходит от латинского "sanare" и перекладывается как оздоровление или выздоровление.

     Экономический словарь трактует это понятие  как систему мероприятий, которые  осуществляются для предотвращения банкротством промышленных, торговых, банковских монополий. Санация может происходить способом объединения предприятия, которое находится на границе банкротства с мощной компанией; с помощью выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличение банковских кредитов и предоставление правительственных субсидий; преобразование краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной купли государством акций предприятия, которое находится на границе банкротства.

     Тем не менее, такое трактование целей санации и механизма ее проведение, перечень санационных мероприятий является недостаточно точно очерченным, поскольку предотвращение банкротства еще не означает оздоровления и полного выхода предприятия из финансового кризиса, а названные мероприятия, во-первых, не являются исчерпывающими и, во-вторых, не раскрывают принципиальных методологических подходов к выбору тех или других форм санации.[1]

     Некоторые из отечественных авторов (И. А. Бланк) с санацией отождествляют лишь мероприятия  по привлечению внешней финансовой помощи, которые направлены на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом  и его ликвидации. С этим нельзя согласиться, поскольку неотъемлемой составной частью процесса оздоровления любого предприятия есть мобилизация  внутренних финансовых резервов [1,2].

     Согласно  Закону Украины "О банкротстве" 1992 p., под санацией понимают удовлетворение требований кредиторов и выполнение обязательств перед бюджетом и другими государственными целевыми фондами. Согласно такому подходу санация есть лишь институтом переведения долга. С этим тоже отнюдь нельзя согласиться.

     Новый Закон о банкротстве, принятом 1999 года, различает понятие "санация" и "досудебная санация". Согласно Закону "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" санация - это система мероприятий, которые осуществляются в процессе проведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление его финансового состояния, а также на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов через кредитование, реструктуризацию долгов и капитала и (или) изменение организационной или производственной структуры субъектов предпринимательской деятельности. Досудебная санация - система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются владельцем предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. Эти мероприятия касаются реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых вопросов и ведутся согласно действующему законодательству к началу нарушение дела о банкротстве.[3]

     Согласно  версии НБУ режим финансовой санации - это система добровольных и принудительных мер, направленных на увеличение на протяжении определенного периода объемов  капитала к необходимому уровню с  целью восстановления ликвидности, платежеспособности и устранение нарушений, которые послужили причиной убыточную  деятельности коммерческого банка, привели к затруднительному финансовому  положению, а также для ликвидации других последствий этих нарушений.

     Наиболее  точное определение заключается  в следующем, санация - это система  финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности и конкурентоспособности  предприятия-должника в продолжительном  периоде. Иначе говоря, санация - это  совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие  к финансовому оздоровлению [3].

     Особое  место в процессе санации принадлежит  мероприятиям финансово-экономического характера, которые отображают финансовые отношения, которые возникают в  процессе мобилизации и использование  внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Источниками финансирования санации  могут быть средства, привлеченные на условиях займа или на условиях собственности; на поворотной или безвозвратной  основе.[1]

     За  источниками мобилизации финансовых ресурсов, различают автономную и  гетерономную санацию. Автономная санация  предусматривает финансирование оздоровления предприятия за счет его собственных  ресурсов и средства, предоставленное  собственниками и другими лицами (без привлечения в санационный процесс посторонних лиц). Гетерономная (внешняя) санация характеризуется участием в ней посторонних лиц, в частности банков и других кредиторов, клиентов, государства.

     Целью финансовой санации есть покрытия текущего ущерба и устранения причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности  и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.[1,2]

     1.2 Классическая модель  финансовой санации

     Экономически  развитые страны по-разному решают проблемы санации и банкротства  предприятий соответственно особенностям экономического и социального развития, принципов построения национальных финансовых систем и их составляющих - финансов предприятий. Целостной системой проведения финансового оздоровления отдельного предприятия есть так  называемая классическая модель санации, которая широко используется как  основа для разработки механизма  финансовой санации конкретных субъектов  хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой. Схема классической модели санации представлена на рис. 1.1.

Информация о работе Финансовая санация