Финансовая политика РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:59, реферат

Краткое описание

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы насчитывают не одну тысячу лет. Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Финансовая политик РФ на современном этапе 4
2. Сущность финансов, их специфические признаки, эволюция теоретических представлений о финансах 14
Заключение 29
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политик РФ на современном этапе.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2013 г. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.

Для решения перечисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближайшее время необходимо реализовать следующие меры:

 перераспределить налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;

 провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;

 перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу;

 укрепить бюджетную дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

           упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;

           сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;

           разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);

           использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;

           применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;

           законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;

           усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время, предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.[5]

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие приоритетные основные задачи:

           сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

           продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая развитие безналичных расчетов;

           контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

 

2. Сущность финансов, их специфические признаки, эволюция теоретических представлений о финансах

 

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Во всех общественно-экономических формациях основой общественных отношений являются производственные (экономические отношения). Категория финансов характеризует сущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части стоимости ВВП и национального дохода. Вся совокупность производственных отношений (а в их числе и финансовые) составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.).[4]

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением средств (наличным или безналичным). Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налогов и сборов в государственный бюджет и внебюджетные фонды, – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение финансовых средств само по себе не раскрывает сущности финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двухстороннее движение стоимости, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.

Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на ІІ-й стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, цена, заработная плата. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму денежных ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.[4]

Таким образом, исследование экономической сущности финансов, выделение специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Финансы – одна из ключевых категорий современной экономики, появившаяся в Средние века и с течением лет существенно изменившаяся в своей трактовке. Появление этого термина историки относят к XV–XVI вв. Считается, что изначально он использовался в основном в двух значениях:

1) вероломство;

2) окончание расчета.

В первом варианте термин «финансы» связывали с греческим словом fenax – лгун или немецким finding – лукавый; во втором – с использовавшимся в английском и французском языках словом finis – окончание или с латинским finantia – завершение,приказ о выплате.

Что касается первого значения, то оно имеет вполне очевидное объяснение. Дело в том, что первые финансовые операции ассоциировались у людей с поборами, которые осуществлялись по приказу или с ведома короля, причем не всегда праведными способами [9]. Даже если очередной побор как-то объяснялся или прикрывался благими целями (например, необходимостью обороны от врагов), то и в этом случае значительная часть собранного оседала в чьих-то карманах или использовалась крайне неэффективно.

Ф.Нитти приводит в подтверждение слова французского политэконома Ф.Бастиа о том, что «во все времена существовали люди, которые вместо того, чтобы производить материальные блага, находили более для себя удобным обирать через посредство государства тех, кто их произвел» [10].

Подробный анализ упомянутой негативной трактовки термина «финансы» сделан известным экономистом И.М.Кулишером: «Финансы и ростовщичество, финансисты и богоненавистники, святотатцы, душегубы, финансовые операции и грабежи, – вот в какой теплой компании мы встречаем финансы в XVI–XVII вв., в значительной мере еще вплоть до конца XVIII в.». Причина этого видится в том, что «государи и правительства того времени смотрели на средства, которые потом и кровью вырабатывал народ и которые он нес в казну, как на свою собственность, не останавливаясь ни перед какой расточительностью…».

Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе