Финансирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

- косвенное: налоговые льготы 

2.Финансирование учащихся:

- прямое: образовательные  ваучеры, гранты, кредиты

- косвенное: налоговые льготы, гарантии кредитов 

Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.

В 2008-2010 годах финансирование образования происходит под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 2).

Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

                                                                                                               Таблица 2

Рост финансирования в сфере образования в 2007-2010гг.

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Общий объем, млрд. руб.

277,9

308,9

315,5

341,1

Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %

5,1

4,7

4,2

4,,2

Прирост к предыдущему году, млрд. руб.

 

31,0

6,6

25,6

Прирост к предыдущему году, %

 

11,2

2,1

8,1

Рост к уровню 2007 года, %

100,0

111,2

113,5

122,7


 

 

 На развитие образования должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%[9,200].

Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.   Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году ( см.таблицу 3.)[13,185].

                                                                                                              Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в   период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу.

 

2008г.

2009г.

2010г.

Дошкольное образование

1,0

1,0

1,0

Общее образование

1,0

1,2

4,6

Начальное профессиональное образование

3,9

3,9

3,4

Среднее профессиональное образование

9,6

9,9

9,9

Переподготовка и повышение квалификации

1,3

1,4

1,4

Высшее профессиональное образование

77,7

77,8

74,9

Молодежная политика и оздоровление детей

0,1

0,1

0,1

Прикладные научные исследования в области образования

0,5

0,5

0,5

Другие вопросы в области образования

4,9

4,2

4,2

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0


 

Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.

К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:

- содержание федеральных  государственных учреждений и  проведение мероприятий общественного  характера в указанных сферах;

- сохранение, использование, популяризация и государственная  охрана объектов культурного наследия;

-  охрана и сохранение  особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой.

                                                                                                             Таблица 4

Структура расходов бюджетных ассигнований раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»,  
в % к общему объему расходов[12,187].

 

2008г.

2009г.

2010г

Культура

54,0

55,0

53,0

Кинематография

4,6

5,4

5,6

Телевидение и радиовещание

29,3

33,0

34,7

Периодическая печать и издательства

4,2

1,2

1,3

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

0,4

0,7

0,7

Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

7,5

4,7

4,7

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0


 

Расходы бюджета на здравоохранение и физическую  культуру.

    В настоящее  время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского  страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрасли на 33%.

Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи(Таблица 5).

 

                                                                                                              

                                                                                                               Таблица 5

Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу[13,165].

 

2008г.

2009г.

2010г.

Стационарная медицинская помощь

62,2

64,8

70,6

Амбулаторная помощь

5,1

5,2

4,8

Скорая медицинская помощь

0,2

0,2

0,1

Санаторно-оздоровительная помощь

7,2

7,1

6,4

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

1,1

1,1

1,0

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

3,3

3,3

3,6

Физическая культура и спорт

6,2

5,6

3,2

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1,5

1,4

1.2

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

13,2

11,3

9,1

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0


 

Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу«Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрос по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» -с 3,07% до 3,28% .На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал[5,127].

В частности это происходит из-за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.

Для изменения ситуации следует либо выделять больше денег, либо уменьшать число медицинских учреждений и объёмы помощи, финансируемые таким образом. Увеличение бюджетного финансирования возможно лишь за счёт усиления бремени налогов, что на данном этапе идёт вразрез с налоговой политикой правительства. Более того, восполнение потребностей учреждений здравоохранения в рамках данной модели носит не рыночный характер, и, следовательно, финансирование также должно ограничиваться уникальными областями медицины, где нет и не может быть рынка. Прежде всего, это финансирование научных разработок.

Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения работы было выяснено, что в настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.

Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.

Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой - должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организации.

Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста ,но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность.

Информация о работе Финансирование социальной сферы