Фенансовое планирование и прогнозирование на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработать мероприятия по совершенствованию системы финансового планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты финансового планирования: сущность финансового планирования, виды и методы финансового планирования; теоретически рассмотреть процесс финансового планирования; Изучить финансовые документы организации; проанализировать финансовые показатели деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ И ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………..5
1.1 Сущность финансового планирования……………………………...….5
1.2 Этапы процесса финансового планирования………………………….8
ГЛАВА 2 ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ-ПРОГНОЗОВ
НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….11
2.1 Перспективное финансовое планирование…………………….….….11
2.2 Текущее финансовое планирование……….………………………….14 2.3 Оперативное финансовое планирование..…. …………………….….18
ГЛАВА 3 ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ……....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа!!!ГОТОВАЯ.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

     Далее определяют плановую среднегодовую  сумму амортизационных отчислений на основании данных про среднегодовую  балансовую стоимость основных фондов и норм амортизационных отчислений.

     План движения денежных средств разрабатывают с учетом их притока (поступление и платежи), оттока (затраты и расходы) и расчета чистого денежного потока (излишек или дефицит). Фактически он отображает движение денежных потоков при текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В процессе финансовой деятельности предприятия размежевание направлений деятельности во время разработки плана движения денежных средств позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

План  движения денежных средств составляют на год с разбивкой по кварталам и включают в него поступления и расходы. В разделе поступлений отображают выручку от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и прочие доходы, которые предприятие может получить на протяжении года.

     В расходной части отображаются затраты  на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение  долгосрочных ссуд, уплата процентов  за пользование банковским кредитом. Ориентировочная форма плана  движения денежных средств предприятия представлена в приложении 4. Такая форма плана позволяет проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах.

     При таком построении плана движения денежных средств  планирование охватывает весь оборот денежных средств. В случае возникновения  дефицита средств это дает возможность  проводить анализ и оценку поступлений  и расходов денежных средств и  принимать оперативные решения о возможных способах финансирования.

     И вдобавок план считается окончательно составленным, если в нем предусмотрен источник покрытия возможного дефицита денежных средств.

Плановый  баланс активов и пассивов на конец  планового периода является заключительным документом текущего финансового плана. В нем отображаются все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, состояние имущества и финансов предприятия.

     Цель  разработки балансового плана - определение  необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая гарантировала бы достаточную финансовую устойчивость предприятия в будущем. План баланса предприятия можно строить по такой схеме:

  • АКТИВЫ:
    1. Фиксированные активы
    2. Текущие активы
  • ПАССИВЫ и собственный капитал предприятия:
    1. Долгосрочные обязательства
    2. Краткосрочные обязательства
    3. ВСЕГО пассивов
    4. Собственный капитал
    5. ВСЕГО пассивов и собственного капитала

     Для проверки плана финансового состояния предприятия должен использоваться план баланса. В процессе его составления учитываются приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов и т.д.

Финансовый  план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, выступает главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предвиденных накоплений.

     В приложении 5 представлена плановая структура выручки от реализации по элементам затрат.

     Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. Проводится сопоставление каждого вида вложений с источниками финансирования. Для этого обычно используются сметы образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мер по выбору оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов. 

     2.3 Оперативное финансовое планирование 

     Оперативное планирование дополняет текущее  и используется с целью контроля за поступлением текущей выручки  на расчетный счет и расходованием  имеющихся финансовых ресурсов. На предприятии финансовое планирование мероприятий может осуществляться за счет полученных им средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Для осуществления оперативного планирования финансовой деятельности разрабатываются комплексы краткосрочных плановых задач относительно финансового обеспечения основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

     Оперативное финансовое планирование включает составление  и использование платежного календаря, кассового плана и расчета  потребности в краткосрочном кредите.

     Для составления платежного календаря необходимо решать такие задачи:

  • организовать учет согласования во времени денежных поступлений и будущих затрат предприятия;
  • сформировать информационную базу относительно движения денежных потоков;
  • вести ежедневный учет изменений в информационной базе;
  • анализировать невыплату (по суммам и источникам возникновения), предпринимать конкретные меры по их преодолению;
  • рассчитать потребности в краткосрочном кредите и активно приобретать заемные средства;
  • рассчитать (по суммам, срокам) временно свободные денежные средства предприятия;
  • анализировать финансовый рынок с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

     Во  время составления платежного календаря  надо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности с целью предотвращения невыполнения финансового плана. Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более коротким периодам.

В платежном  календаре могут быть сбалансированы поступления и расходования денежных средств. Правильно составленный платежный календарь позволяет обнаружить финансовые ошибки и таким образом избежать финансовых трудностей.

В приложении 6 приведена приблизительная форма платежного календаря.

     Для составления  платежного календаря необходимо иметь  следующую информационную базу:

  • план реализации продукции;
  • смета затрат на производство;
  • план капитальных вложений;
  • выписки из счетов предприятия и приложения к ним;
  • договоры;
  • внутренние приказы;
  • график выплаты зарплаты;
  • счета-фактуры;
  • установленные сроки платежей по финансовым обязательствам. Признаком ухудшения финансового состояния предприятия служит превышение планированных затрат над ожидаемыми поступлениями, которое означает недостаточность собственных возможностей для покрытия. В этих случаях необходимо решить следующие задачи:
  • перенести часть затрат на следующий период;
  • ускорить отгрузку и реализацию продукции;
  • принять меры для поиска дополнительных источников финансирования.

     Излишек денежных средств определенной мерой  свидетельствует о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

     Вместе  с платежным календарем необходимо составлять налоговый календарь, в  котором указывать, какие налоги соответственно законодательству может платить предприятие, как они позволяют избежать просрочек и санкций. Для детализации картины можно разрабатывать платежные календари по отдельным видам движения денежных средств. Например, платежный календарь относительно расчетов с поставщиками, платежный календарь относительно обслуживания долга и т.п.

     Кассовый  план, или план оборота наличных денежных средств, отображает поступление  и выплаты наличности через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходом наличных средств (приложение 7).

Во  время составления кассового  плана используются следующие исходные данные:

  • ожидаемые выплаты из фонда заработной платы и фонда потребления;
  • информация о продаже работникам материальных ресурсов или продукции;
  • сведения о затратах на командировку;
  • сведения о других поступлениях и выплатах денежной наличностью. За 45 суток до начала планированного квартала все предприятия должны подавать кассовый план в банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Он необходимый предприятию для того, чтобы по возможности точнее представлять размер обязательств перед работниками предприятия относительно заработной платы и размеров других выплат. Банк составляет сведенный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки с учетом кассовых планов предприятий и организаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ 
 

     На  определенном этапе создания бизнеса  встает необходимость составления  бизнес-плана. Любой предприниматель  знает, насколько важно составить бизнес-план грамотно, ведь именно он послужит визитной карточкой при обращении в банк за кредитом или к потенциальным инвесторам.  
Бизнес-план – это экономическая программа управления предприятием, описывающая полную стратегию развития предприятия от производства конкурентоспособной продукции до оптимизации рынков сбыта.

     Составляющие  бизнес-плана

   При составлении бизнес-плана можно  и нужно руководствоваться требованиями, предъявляемыми Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства и UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – международной организацией, которая занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой. Согласно этим требованиям бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

  • Резюме (обзорный раздел). Это, несомненно, самая главная часть бизнес-плана. Может и должен восприниматься как отдельный документ. Поэтому именно в резюме должно содержаться грамотное и достаточно полное описание самой сути проекта. Этот раздел читается всеми инвесторами, так как именно в нем содержатся ответы на все интересующие их вопросы: каков должен быть размер кредита, какие возможны сроки погашения, какие гарантии предоставляются. Дальнейшие пункты бизнес-плана являются, по сути, развернутыми пояснениями и доказательствами фактов, изложенных в резюме. Если привлекать к проекту иностранных инвесторов, то резюме должно быть составлено также и на английском языке.
  • Описание предприятия. В этом пункте бизнес-плана необходимо охарактеризовать предприятие. Для этого описываются цели и задачи проекта, финансово-экономические характеристики деятельности, система управления и кадровый состав, отрасль экономики и место в ней вашего предприятия, возможности рекламы, используемые ноу-хау, партнерские связи, география проекта. Здесь же указывается организационно-правовая форма, значимость каждого из совладельцев в создании и управлении предприятием.
  • Описание продукции (услуг). При составлении бизнес-плана описывается наиподробнейшим образом производимая предприятием продукция или услуга. Необходимо указать наименование продукции, ее отличительные черты, конкурентоспособность, степень готовности к производству, безопасность, экологичность, а также концепцию ценообразования. При этом также немаловажно описать, каким образом будет осуществляться контроль качества продукции, возможности по обслуживанию (как гарантийному, так и послегарантийному), а также необходимые для работы лицензионные соглашения и патенты. Для наглядности также прилагается экземпляр вашей продукции (либо же фотографии, чертежи).
  • Анализ рынка. В этом разделе бизнес-плана описываются проведенные маркетинговые исследования, касающиеся рынка сбыта продукции вашего предприятия. При составлении бизнес-плана необходимо убедить потенциального инвестора в том, что ваша продукция имеет отличительные от конкурентной свойства, гарантирующие наличие рынка сбыта. Поэтому стоит описать стратегию привлечения покупателей (рекламные акции, раздача образцов продукции), ценовую политику (учитывая динамику цен за предыдущие пять лет) и предполагаемый отсюда объем сбыта. Кроме того, обязательно должны рассматриваться основные конкуренты, преимущества и недостатки их продукции (услуг), процентное соотношение присутствия на рынке, возможные ответные действия на выход предприятия.
  • Производственный план. При составлении этой части бизнес-плана нужно наиподробнейшим образом описать путь, которым предприятие будет производить и реализовывать продукцию. Необходимо учесть все производственные затраты и вписать процесс производства в календарный план. В число затрат входят уровень расходов на содержание персонала плюс расходы на само производство (сырье, покупка или аренда помещений, оборудования, коммунальные услуги и т.д.). А также здесь необходимо рассмотреть доступность всего этого: учитывается как возможность своевременных поставок сырья, оборудования и прочего для готовности запуска и дальнейшей работы предприятия, так и наличие всего необходимого персонала с соответствующим уровнем подготовки с предоставлением им соответствующих условий труда и уровнем оплаты.
  • План сбыта. Эта составляющая бизнес-плана должна отображать все факторы, влияющие на реализацию продукции. Необходимо описать основные принципы ценообразования в зависимости от уровня спроса, издержек на производство и реализацию продукта, цен на соответствующую продукцию конкурентов, имиджа вашего предприятия. Дать характеристику потенциальному покупателю вашей продукции (услуг). Кроме того, важно учесть факторы, способные повлиять на сбыт – сезонные изменения спроса, скидки (как для оптовых, так и для розничных покупателей), условия оплаты (например, возможность покупки в кредит) и так далее.
  • Финансовый план. Данный раздел бизнес-плана предполагает описание основных пунктов финансовых данных: затрат подготовительного и основных периодов, расчетов финансовых поступлений от проекта, расчетов налоговых платежей, финансовых прогнозов. Т.е. другими словами, за основу финансового плана берется отчетность по расходам и доходам, план движения денежных средств и баланс предприятия (финансовое положение на конкретный момент времени).  
    Для привлечения инвестиций, то в этом разделе бизнес-плана также должна быть подробно отображена такая информация: сроки окупаемости, индексы доходности, а также раскрыть вопросы об уровне ответственности заемщиков, системы гарантий по своевременным выплатам, график этих выплат и прочие.
  • Анализ чувствительности проекта. Составляющая бизнес-плана, в которой рассчитывается устойчивость проекта к возможным внешним экономическим изменениям (инфляция, несвоевременные выплаты потребителей), и внутренним (изменение цены продукции, объема сбыта). А также определяется граница безубыточности, т.е. тот уровень, на котором предприятие будет иметь нулевой доход.
  • Экологическая и нормативная информация. В бизнес-плане также необходимо описать экологический аспект проекта и набор нормативных документов (с указанием сроков их получения), разрешающих производство.
  • Приложения. Данный раздел существует в бизнес-плане для такого, чтобы разгрузить основные пункты от расчетов, таблиц, графиков, правовых документов и так далее.

Информация о работе Фенансовое планирование и прогнозирование на предприятие