Сущность расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы новые.docx

— 543.36 Кб (Скачать файл)

Поскольку федеральные заказчики при заключении государственных контрактов действуют от имени Российской Федерации, вся проектная документация, прошедшая в установленном порядке государственную экспертизу, должна становиться государственной собственностью. Причем после выполнения государственного контракта авторское право на результаты выполнения проектно-изыскательских работ переходит к государству, а не к его органу государственной власти.

Однако на сегодняшний день результат выполнения работ по государственным контрактам - проектная документация, прошедшая государственную экспертизу и получившая положительное заключение, - используется исключительно заказчиками. Причем, как правило, эти проекты не используются даже в рамках деятельности одной и той же организации (если осуществляется строительство аналогичных объектов), не говоря уже о том, что ни один из государственных органов не проводит анализ полученных в собственность проектов для их повторного применения. Таким образом, готовая к использованию продукция оседает в архивах каждой отдельной организации и не используется другими ведомствами.

   Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что одной из функций Министерства экономического развития Российской Федерации является проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения и ведение реестра инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования, направляемых на капитальные вложения бюджетных средств . Проверка должна осуществляться на основе качественных и количественных критериев. Причем главный распорядитель средств должен предоставить проект-аналог, реализуемый в России или в иностранном государстве (если аналога нет в РФ). При этом должно быть обеспечено максимальное совпадение характеристик по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям объекта, создаваемого в соответствии с инвестиционным проектом, и характеристик объекта капитального строительства, созданного в соответствии с проектом-аналогом. Обоснование стоимости строительства осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующей сметной нормой, или путем сравнения с аналогичными проектами.13

 

  Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы, а также на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) на 2013-2015 годы определены с учетом приоритетов, одобренных Правительством Российской Федерации .

   К приоритетам отнесены программы, влияющие на социально-экономическое развитие страны, способствующие структурной перестройке экономики и переходу от сырьевой направленности к производству наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечивающие безопасность страны, решающие задачи по модернизации и технологическому развитию экономики, а также программы развития транспортной инфраструктуры, образования и науки.

Федеральные целевые программы по уровню приоритетности распределены на 3 группы (таблица 4):

- приоритетные федеральные целевые программы;

- отдельные федеральные  целевые программы развития транспортной  инфраструктуры, образования и науки;

- иные программы.

 

Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной

инвестиционной программы

 

   Таблица 4  млрд. рублей

 

2012 год (закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

ФЦП и непрограммная часть ФАИП, всего

1 547,3

1 467,3

94,8

1 396,6

95,2

1 468,3

105,1

Расходы на ФЦП, всего

1 173,9

1 140,6

97,2

1 128,2

98,9

1 197,4

106,1

в том числе:

             

приоритетные ФЦП

490,4

516,0

105,2

557,0

108,0

614,2

110,3

ФЦП развития транспортной инфраструктуры, образования и науки

386,9

400,5

103,5

372,3

93,0

383,8

103,1

иные

296,6

224,2

75,6

198,9

88,7

199,4

100,2

Непрограммная часть ФАИП

373,4

326,7

87,5

268,4

82,2

270,9

100,9


 

 

    Объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на реализацию расходных обязательств в сфере науки составит в 2013 году 320,1 млрд. рублей, в 2014 году –  285,4 млрд. рублей, в 2015 году –  306,8 млрд. рублей.

Уменьшение объемов бюджетных ассигнований в 2014 и 2015 годах по отношению к 2013 году обусловлено окончанием реализации ряда федеральных целевых программ.

   Планируемые объемы  бюджетных ассигнований позволят  поступательно развивать конкурентоспособный  национальный сектор исследований  и разработок как ключевое  условие перехода экономики на  инновационный путь развития.

   Бюджетные ассигнования  будут направлены на поддержку  развития инноваций, ориентированных  на рост научного потенциала  страны, создание объектов интеллектуальной  собственности, способствующих решению  задач модернизации экономики, на  обеспечение в этих целях преемственности  поколений в сфере научных  исследований и технологических  разработок, привлечение и закрепление  в ней молодых ученых.

   Сохранен высокий  уровень поддержки исследований, проводимых государственными академиями  наук, государственными научными  центрами и ведущими исследовательскими  университетами, объемы финансового  обеспечения которых будут сконцентрированы в рамках десятилетней программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации.  В пределах выделенных средств увеличится объем ассигнований, предоставляемый на конкурсной основе ведущим исследовательским университетам.

 Получит своё продолжение  реализация государственной политики  по привлечению ведущих ученых  в российские высшие учебные  заведения, научные учреждения государственных  академий наук и государственные  научные центры.

   Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» будет увеличена государственная поддержка сектора исследований и разработок, осуществляемая через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности (в 2013 году на 2,5 млрд. рублей, в 2014 году – 4,0 млрд. рублей, в 2015 году – 6,0 млрд. рублей) с целью доведения её к 2018 году до 25,0 млрд. рублей или роста против объема текущего года в 1,85 раза.

    Бюджетная политика  в научной сфере будет способствовать  доведению к 2015 году размера внутренних  затрат на исследования и разработки  до 1,77 процента валового внутреннего  продукта, с увеличением доли  образовательных учреждений высшего  профессионального образования  в таких затратах до 11,4 процента.14

 

      4.3  Финансирование социальных затрат.

 

     Отрасли социальной  сферы призваны удовлетворять  культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также  завершать процесс создания материальных  благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос  на рабочую силу, различные машины  и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - бюджет государства, доплата к пенсии - местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим  детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение  детей - сирот;

6) государственное обеспечение  заключенных;

7) материальная помощь  в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь  в виде предметов первой необходимости  и продуктов;

9) оказание социальной  услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное  предоставление лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная оплата коммунальных  услуг;

14) бесплатное или льготное  обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный  проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий  с целью организации рабочих  мест для инвалидов.

   Кризисные явления  в обществе ухудшили социальное  положение значительной части  населения, в том числе экономически  активного. Наиболее уязвимыми слоями  оказались многодетные и неполные  семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами  социальной поддержки в виде  социальных пособий, компенсаций  и других выплат. Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную  и физическую безопасность. Нынешнее  состояние социальной защиты  семей с детьми, показывает отношение  государства к институту семьи, степень его ответственности  за воспроизводство населения, готовность  поддержать семьи, в которых родились  и воспитываются дети. Под угрозой  оказались здоровье и благополучие  самого ценного достояния нации - подрастающего поколения будущего  страны. Настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства.  Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета