В составе капитальных расходов
бюджетов формируется бюджет развития.
Текущие расходы
бюджетов — часть расходов бюджетов,
обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной власти, местного
самоуправления, бюджетных учреждений,
оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики
в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Предоставление бюджетных
средств осуществляется в следующих
формах:
-ассигнования на содержание
бюджетных учреждений;
средства на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемых физическими
и юридическими лицами по государственным
или муниципальным контрактам;
-трансферты населению (бюджетные
средства для финансирования
обязательных выплат населению:
пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,
других социальных выплат, установленных
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов РФ,
правовыми актами органов местного
самоуправления), бюджетные кредиты
юридическим лицам, субвенции и
субсидии юридическим лицам;
-гранты физическим и
юридическим лицам на выполнение
научно-исследовательских работ;
-инвестиции в уставные
капиталы юридических лиц;
-бюджетные ссуды, дотации,
субвенции и субсидии бюджетам
других уровней бюджетной системы,
государственным внебюджетным фондам;
--
-кредиты иностранным
государствам;
-средства на обслуживание
и погашение долговых обязательств,
включая государственные и муниципальные
гарантии;
-налоговые расходы в
размере предоставленных налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и других
обязательных платежей в бюджет.
В расходах бюджетов
значительный удельный вес занимают
расходы бюджетных учреждений, включающие:
-оплату труда;
-перечисление страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды;
-трансферты населению;
-командировочные и другие
компенсационные выплаты работникам,
предусмотренные законодательством;
-оплату товаров, работ
и услуг по заключенным государственным
или муниципальным контрактам;
-оплату товаров, работ
и услуг в соответствии с
утвержденными сметами без заключения
государственных или муниципальных
контрактов.
Предоставленное в
безвозвратном порядке денежное
обеспечение, выделение (ассигнование)
денежных средств из государственного
(местного) бюджета на расходы, связанные
с осуществлением государственных
заказов, выполнением государственных
программ, содержанием государственных
организаций. Бюджетное финансирование
осуществляется в форме выделения
денежных средств (бюджетных ассигнований)
по определенному назначению для достижения общегосударственных
целей или для покрытия расходов отраслей,
предприятий, организаций, находящихся
на полном либо частичном государственном
денежном обеспечении. Например, за счет
средств государственного и местного
бюджетов осуществляется содержание государственного
аппарата, органов управления, армии, милиции,
полиции, суда, частично организаций, учреждений
науки, культуры, образования, здравоохранения,
обороны.(Приложения 1.)
Дотации, субвенции, субсидии,
трансферты5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трактовка в российской практике |
Трактовка в международной
практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дотации |
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов |
бюджетные средства, передаваемые физическим
или юридическим лицам на безвозмездной
основе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Субсидии |
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ, физическому или юридическому лицу
на условиях долевого финансирования
целевых расходов |
бюджетные средства, передаваемые юридическим
лицам с целью уменьшения издержек на
производство товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Субвенции |
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов |
финансовая помощь из государственного
бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
Трансферты |
средства, передаваемые в бюджеты нижестоящего
территориального уровня из фонда финансовой
поддержки регионов, в котором доля каждого
субъекта РФ нуждающегося в финансовой
помощи устанавливается расчетным путем. |
любые безвозмездные платежи |
|
|
|
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты
- средства, предоставляемые одним бюджетом
бюджетной системы Российской Федерации
другому бюджету бюджетной системы Российской
Федерации;
дотации - межбюджетные
трансферты, предоставляемые на безвозмездной
и безвозвратной основе без установления
направлений и (или) условий их использования;
Государственные
субсидии - денежные средства, пособия,
финансовая помощь, выделенные из государственного
бюджета местным органам власти, предприятиям,
населению и предназначенные на строго
определенные цели. Субсидии — это
бюджетные средства, предоставляемые
на условиях долевого финансирования
целевых расходов в рамках бюджетной системы
физическим и юридическим лицам.
Субвенции —
это бюджетные средства, предоставляемые
на безвозмездной и безвозвратной основах
на финансирование целевых расходов в
рамках бюджетной системы или юридическим
лицам.
Субсидии и субвенции
юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными
унитарными предпри ятиями, бюджетными
учреждениями, а также гражданам-предпринимателям
предоставляются из:
1) федерального бюджета
в соответствии с федеральными
целевыми программами и законами,
на условиях и в порядке, которые
определены федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год;
2) бюджетов субъектов
РФ в соответствии с федеральными
целевыми программами и законами,
региональными целевыми программами
и законами субъектов РФ, на
условиях и в порядке, которые
определены законами субъектов
РФ о бюджете на очередной
финансовый год;
3) местных бюджетов в
соответствии с федеральными
целевыми программами и законами,
региональными целевыми программами,
законами субъектов РФ и решениями
представительных органов местного
самоуправления, на условиях и
в порядке, которые определены
правовыми актами органов местного
самоуправления6.
При нецелевом
использовании в сроки, устанавливаемые
органами исполнительной власти,
а также в случаях неиспользования
в установленные сроки субсидии
и субвенции подлежат возврату
в соответствующий бюджет.
Наряду с безвозмездными
и безвозвратными бюджетными
ассигнованиями из бюджета выделяются
средства на возвратной и платной
основе в форме бюджетного
кредита юридическим лицам, не
являющимся государственными или
муниципальными унитарными предприятиями,
бюджетными учреждениями.
Бюджетный
кредит предоставляется на основании
заключенного договора при условии предоставления
заемщиком обеспечения исполнения своего
обязательства по возврату кредита.
Способами обеспечения
исполнения обязательств по возврату
бюджетного кредита служат: банковские
гарантии, поручительства, залог имущества,
в том числе в виде акций,
других ценных бумаг, паев, в размере
не менее 100% предоставляемого кредита.
Обеспечение исполнения обязательств
должно иметь высокую степень
ликвидности.
Уполномоченные государственные
органы, органы местного самоуправления
и бюджетные учреждения представляют
соответственно Российскую Федерацию,
субъект РФ, муниципальное образование
в договоре о предоставлении
бюджетного кредита.
Обязательное условие
предоставления бюджетного кредита
— проведение предварительной
проверки финансового состояния
получателя бюджетного кредита
финансовым органом или по
его поручению уполномоченным
органом. Уполномоченные органы
имеют право на проверку получателя
бюджетного кредита в любое
время действия кредита. Они проводят
также проверку целевого использования
бюджетного кредита.
В законе о бюджете
на очередной финансовый год
указываются цели, условия, порядок
предоставления, лимиты бюджетного
кредита. К отчету об исполнении
бюджета прилагается отчет о
предоставлении и погашении бюджетных
кредитов. Возврат предоставленных
бюджетных средств, плата за пользование
ими приравниваются к платежам
в бюджет.
Бюджетный кредит
предоставляется юридическим лицам,
не имеющим просроченной задолженности
по ранее предоставленным бюджетным
средствам на возвратной основе.
Бюджетные кредиты (процентные
и беспроцентные) предоставляются
государственным или муниципальным
унитарным предприятиям на условиях
и в пределах лимитов, предусмотренных
соответствующими бюджетами.
Бюджетная
ссуда — это представляемые бюджету
другого уровня бюджетные средства на
возвратной, безвозмездной или возмездной
основах на срок не более шести месяцев
в пределах финансового года.
Бюджетные ссуды расширяют
возможности перераспределения
средств в рамках бюджетной системы. За
счет этих ссуд покрывается временная
потребность в денежных средствах, вызванная
временным шагом между поступлением доходов
и финансированием расходов. Это так называемый
кассовый разрыв.
Особое значение
в бюджетных расходах имеют
расходы на финансирование бюджетных инвестиций.
Они предусматриваются соответствующим
бюджетом при условии включения их в федеральную
или региональную целевую программу либо
в соответствии с решением Федерального
органа исполнительной власти, органа
исполнительной власти субъекта РФ или
органа местного самоуправления.
Федеральные инвестиционные
объекты, предусматривающие расходы
более 200000 минимальных размеров оплаты
труда, рассматриваются и утверждаются
в составе федеральных целевых программ.
Предоставление бюджетных
инвестиций юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными
унитарными предприятиями, означает возникновение
права государственной или муниципальной
собственности на эквивалентную часть
уставных капиталов и имущества юридических
лиц и оформляется участием Российской
Федерации, субъектов РФ и муниципальных
образований в уставных капиталах таких
юридических лиц.
Бюджетные инвестиции
включаются в проект бюджета
при наличии технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта,
проектно-сметной документации, плана
передачи земли и сооружений,
проекта договора между Правительством
РФ, органом исполнительной власти
субъекта РФ или местного самоуправления
и юридическим лицом об участии
Российской Федерации, субъекта
РФ или муниципального образования
в собственности субъекта инвестиций.
Созданные с привлечением бюджетных
средств объекты производственного
и непроизводственного назначения
в эквивалентной части уставных
капиталов и имущества передаются
в управление соответствующим органам
управления государственным или муниципальным
имуществом.
2.3 Преодоление
бюджетного дефицита при расходование
государственных средств. Нормативный
метод.
Бюджетный дефицит —
превышение расходов бюджета над его доходами.
В идеале бюджет
любого уровня бюджетной системы
государства должен быть сбалансирован.
Однако в силу действия различных
факторов (экономических, политических,
природных и др.) часто возникает
ситуация, когда доходы бюджета (налоговые
и неналоговые) не покрывают все
необходимые для соответствующего
уровня бюджетной системы расходы.
Сбалансированный
бюджет является основой нормального
функционирования органов управления
государства и его административно-территориальных
образований. Если же хотя бы
небольшая часть бюджетов не
сбалансирована, это может привести
к задержке финансирования бюджетных
учреждений, срыву сроков выполнения
государственных и муниципальных
заказов, возникновению проблемы
неплатежей в народном хозяйстве.
Идеальным вариантом был
бы, конечно, полностью бездефицитный
бюджет, в котором сумма расходов полностью
соответствует объёму доходов. Однако
в условиях реальной экономики этого добиться
нелегко, а подчас невозможно. Если составление
бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения
сбалансированности приходится привлекать
источники финансирования дефицита бюджета
Для достижения сбалансированности
бюджета в бюджетном планировании применяется
ряд методов:
1.Лимитирование бюджетных
расходов, то есть установление
их предельных величин для
каждого бюджетного учреждения
по каждому виду расходов.
2.Распределение доходов
между бюджетами разных уровней
соответственно распределению их
расходных полномочий.