Сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а так же в экономике в целом.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. Экономическая сущность прибыли
Содержание прибыли и ее функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Источники получения прибыли и ее виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

ГЛАВА II. Формирование прибыли и ее распределение
1.1.Формирование прибыли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2.Факторы, влияющие на формирование прибыли и ее распределение. . .14

ГЛАВА III. Роль прибыли в рыночной экономике
3.1.Роль прибыли на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2.Роль прибыли в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль формируется под  воздействием большого количества взаимо-связанных  факторов, которые влияют на результаты деятельности предпри-ятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или даже свести на нет положительное  влияние других. Многообразие факторов не по-зволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Среди внешних факторов можно  выделить следующие: экономические  условия хозяйствования, емкость  рынка, платежеспособный спрос потреби-телей, государственное регулирование  деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет  уровень, динамика и колебание платежеспо-собного  спроса, потому что он предопределяет стабильность получения тор-говой  выручки.

Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции  повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Рознич-ные торговые предприятия часть повышения  цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной  прибыли в розничной це-не товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, ком-мунального хозяйства  и других аналогичных предприятий  напрямую увели-чивает текущие расходы  торгового предприятия, тем самым  уменьшая при-быль.

Наряду с вышеперечисленным  следует обратить внимание на такие  серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная  полити-ка государства, развитие деятельности общественных организаций потреби-телей  товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, полити-ческая стабильность в государстве.

Внешние и внутренние факторы  тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли  в цене товара рост объема продажи  по-зволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота  необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или  иных то-варных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарообо-рота позволит достичь нормального уровня прибыли.

Другим существенным фактором является применяемый порядок це-нообразования. Прибыль от реализации товаров в  первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно  выбрать правильную коммерче-скую стратегию, потому что рост доли прибыли в  составе торговой надбавки может  привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых  случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации това-ров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это  позволит увеличить сумму прибыли  за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости  оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую  суму прибыли получает предприятие  в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных  средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит  в результате одного их оборота. При  этом важна не только об-щая сумма  оборотных средств, но и соотношение  между собственными и за-емными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает из-держки торгового  предприятия.

Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразо-ванием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизмен-ной  величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить  суму получаемой прибыли. Осуществление  режима эконо-мии позволяет снижать  текущие затраты предприятия. При  этом необходимо учитывать, что под  режимом экономии понимается не абсолютное, а относи-тельное снижение издержек обращения.

Степень влияния вышеназванных  факторов зависит не только от соот-ношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компе-тенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние  отдельных факторов количественно  оценить невозможно. К приме-ру, деловая  репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке  по различным аспектам его деятельности (потенци-альные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень  качества обслуживания и т.п.), основой  которого является безуслов-ное выполнение обязательств и установление многолетних  традиций работы.

 

3.2 Роль прибыли в рыночной экономике

 

Раскрытие сущности прибыли  показывает ее особое место среди  существующих в рыночной экономике  различных форм вознаграждения и  особую роль в экономике. Если значение заработной платы, процента и ренты  ограничено сферой применения соответствующих  факторов производства, то роль прибыли  носит всеобъемлющий характер, распространяя  свое влияние на всю экономику, определяя  состояние всех ее сфер. Наиболее важные пункты роли, которую играет прибыль  в рыночной экономике.

1. Ее распределительная  и регулирующая роль. Из-за различий  в прибыли происходит межотраслевое  и территориальное движение ресурсов. Они направляются туда, где более  всего нужны, так как высокая  прибыль в отрасли оказывается  обусловленной недостаточным производством  товаров и вследствие превышения  спроса над предложением высокими  ценами. Межотраслевое движение  ресурсов приводит к установлению  относительного равновесия на  рынках факторов производства  и производимой с их помощью  товаров.

Регулирующая роль прибыли  заложена в механизм мотивации поведения  предпринимателей. Каждый из них стремится  найти наиболее выгодную сферу приложения своих сил и капитала. Прибыль  выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в основу такого поиска. Но для общества подобное расчетливое поведение  предпринимателей означает направление  ресурсов в производство нужных товаров, на которые возник повышенный спрос. Высокая прибыль, получаемая от производства таких товаров, предстает в виде оценки обществом предпринимательских  усилий, точности расчета в выборе сферы деятельности. Получение предприятием нормальной (средней) прибыли означает, что его средства вложены туда, где они нужны. Более высокая  прибыль свидетельствует о большей  необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль  или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы  предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.

2. Очевидная стимулирующая  роль прибыли. Она побуждает  предпринимателей к наиболее  эффективному ведению производства  и сбыта продукции. Стремление  к максимальной прибыли заставляет  предприятия снижать издержки (что  означает экономию ресурсов для  общества), повышать производительность  труда. Все это обеспечивается  применением более производительной  техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации  и управления производством. Особый  стимул создает возможность получения  сверхприбыли, или экономической  прибыли. Она побуждает удешевлять  производство, повышать качество  производимых товаров, применять  в производстве достижения научно-технического  прогресса. Она также заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства. Во многом стимулирующая роль прибыли обеспечивается остаточным принципом ее формирования. Чистая прибыль предприятия образуется как остаток выручки после возмещения издержек, платежей, положенного по обязательствам погашения долгов и уплаты налогов.

3. Прибыль играет также  учетную роль, выступая в качестве  показателя состояния производства  на предприятии, прежде всего  показателя его эффективности.  В экономической теории оценка  состояния производства происходит  по такому показателю, как норма  прибыли (Нп). Она определяется путем процентного отношения прибыли (П) к величине авансированного капитала (Ка).

В хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность производства и рентабельность продукции.

Отношение прибыли к основным (ОФ) и оборотным средствам (ОбС) дает норму рентабельности производства (Нрп).

Поскольку предприятия производят не один, а несколько видов товаров, то ему важно знать, какой товар  производить выгодно, а какой  нет. Для этого используется норма  рентабельности продукции (Нрт). Она определяется путем отношения прибыли, получаемой от реализации данной продукции (Пт), к издержкам ее производства (ИПт) или к цене товара (Цт).

Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели  определяют степень их выгодности и  перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Тем самым межотраслевой  перелив капитала, возможен и в  рамках отдельных предприятий. Общая  рентабельность производства на предприятии  позволяет сравнивать свою работу с  работой других предприятий и  принимать необходимые меры по совершенствованию  производства.

4. Прибыль играет также  воспроизводственную роль. Остающаяся  в распоряжении предприятия чистая  прибыль обычно делится на  две части: распределяемую и  не распределяемую. Первая часть  идет на формирование доходов,  в том числе премиальные надбавки  к заработной плате, выплату  дивидендов, формирование личного  предпринимательского дохода. Вторая  часть прибыли идет на формирование  фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются  дополнительные факторы производства  и тем самым обеспечивается  расширенное воспроизводство предприятия.

5. Социальная роль прибыли.  Участие рабочих в распределении  прибыли имеет не только экономическое,  но и социальное значение. На  социальные нужды работников  предприятия может направляться  часть не распределяемой прибыли.  В масштабе общества многие  социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий.

Таким образом, в заключение можно сказать, что значение прибыли  выходит за рамки не только отдельных  предприятий, но экономики в целом. Она распространяет свое влияние  и на социальную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая ситуация, сложившаяся  в нашей стране в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм

хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.  Предприниматели стремятся получать всё больший доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.       

Заинтересованность предприятий  в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике.

Прибыль является основным источником собственных средств  фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾  как основа дальнейшего развития.  Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Каждое предприятие, фирма  прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых

или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью  любой коммерческой деятельности. Процветающее предприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности (производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.). Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции. Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышение качества продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1.Адам Смит «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». Книга 1. Глава IX "О  прибыли на капитал". М.: Дело,1991.

Информация о работе Сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия