Сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а так же в экономике в целом.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. Экономическая сущность прибыли
Содержание прибыли и ее функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Источники получения прибыли и ее виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

ГЛАВА II. Формирование прибыли и ее распределение
1.1.Формирование прибыли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2.Факторы, влияющие на формирование прибыли и ее распределение. . .14

ГЛАВА III. Роль прибыли в рыночной экономике
3.1.Роль прибыли на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2.Роль прибыли в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

· Экономическая прибыль;

· Бухгалтерская прибыль;

· Общая прибыль;

· Прибыль от реализации;

· Прибыль от финансовой деятельности и от прочих внереализационных  операций;

· Налогооблагаемая прибыль;

Сметная прибыль- прибыль, предусмотренная  в процессии составления проектной  документации.

Плановая прибыль- прибыль, определенная в процессе разработки бизнес-плана.

Фактическая прибыль - финансовый результат подрядчика за определенный период его деятельности.

Прибыль от сдачи заказчиком выполненных работ - определяется как  разность между выручкой от их реализации (договорной ценой без НДС и  затратами на их производство). Выручка  от реализации определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи.

Балансовая прибыль - рассчитываться на основе бухгалтерских документов, как сумма прибыли от сдачи  заказчику работ услуг. Реализация на сторону основных фондов, нематериальных активов и другого имущества, а также доходов от внереализационных  операций уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Пбрвнрвнр

Пб - балансовая прибыль;

Пр - прибыль от реализации продукции;

Пвнр - прибыль от внереализационной деятельности.

Рвнр - расходы или убытки от внереализационной деятельности.

Валовая прибыль - в отличие  от балансовой не отражается в балансе  предприятия. Это расчетный показатель, специально определяемый для цели налогообложения. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих  и не зависящих от предпринимательской  детальности. Важным фактором роста  прибыли, зависящих от деятельности предприятий, является рост объема производимой продукции, снижение ее себестоимости  повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности и использования  производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим  от деятельности организаций, относятся  изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияния  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции.

Чистая прибыль - прибыль  предприятия оставшееся в его  распоряжение после уплаты налогов. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических  санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели. Это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

Экономическая прибыль - представляет собой разность между валовым  доходом фирмы и ее издержками (явными и неявными). В зависимости  от конкурентного состояния рынка - "совершенной" и "несовершенной" конкуренции  - экономическая прибыль классифицируется как нулевая или нормальная, и не нулевая. Нулевая, или нормальная прибыль имеет место в условиях "совершенной конкуренции", а ее величина определяется суммой "вмененных" издержек, понимаемых как затраты, которые несет предприниматель, вследствие не альтернативного использования производственных факторов и тем самым лишается возможности использовать свои ресурсы в другой области предпринимательской деятельности.

Основным источником такой  прибыли является предпринимательство, которое заключается в разработке новых видов производств, постановке новых задач, оптимизации бизнеса  и т. д. Оказывая свою производительную услугу, предприниматель получает вознаграждение на уровне вмененных издержек, или  нормальной, нулевой прибыли. Она  предстает как прибыль, необходимая, чтобы побудить людей к организации  и управлению фирмой и иметь доход, необходимый, чтобы удержать капитал  в деле. По существу это средняя  прибыль.

В условиях "несовершенной  конкуренции" экономическая прибыль  выступает в форме нулевой, чистой или дифференциальной. Она представляет собой избыток над нормальной прибылью и имеет место в условиях существования монополий. Является результатом перераспределения  доходов потребителей.

Бухгалтерская прибыль - представляет собой разность между валовым  доходом и суммой явных издержек.

В отечественной практике прибыль представляет собой форму  чистого дохода предприятия и  отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного  труда. Определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство. Выступает в  форме балансовой, расчетной и  чистой прибыли.

Общая прибыль - представляет собой общую сумму прибыли  от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям. Является результатом производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

Прибыль от реализации - основных фондов нематериальных активов производственных запасов и другого имущества  определяется как разность между  продажей или остаточной стоимостью этих фондов и имущества. На прибыль  от реализации влияет изменения остатков нереализованной продукции. Чем  больше этот остаток, тем меньше прибыли  предприятие получит от реализации продукции.

Прибыль от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций - определяется как разница между  общей суммой полученных и уплач енных:

· штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

· процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

· курсовых ризниц по валютным счетам и по операциям в иностранной  валюте;

· прибылей и убытков прошлых  лет, выявленных в отчетном году;

· убытков от стихийных  бедствий;

· прочих доходов, потерь и  расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством  на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством  Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли.

Налогооблагаемая прибыль - определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной  на сумму:

· отчислений в резервный  и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;

· рентных платежей в бюджет;

· доходов по ценным бумагам  и от долевого участия в деятельности других предприятий;

· доходов от казино, видеосалонов и пр.;

· прибыли от страховой  деятельности;

· прибыли от отдельных  банковских операций и сделок;

· курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса  рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации  иностранным валютам;

· прибыли от производства и реализации производственной и  сельскохозяйственной продукции.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли  находится под взаимодействием  многочисленных факторов: изменения  объема, ассортимента, качества, структуры  произведенной и реализованной  продукции, себестоимости отдельных  изделий, уровня цен, эффективности  использования производственных ресурсов. Кроме того на нее оказывают влияние  соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли  производиться отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.  Формирование прибыли  и ее распределение

 

2.1 Формирование прибыли

 

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли  зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым  затратам.

Первое - объем продаж - зависит  от эффективности осуществления  коммерческой работы: от умения создавать  выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и  т.д.

Второе - уровень издержек производства - зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому  в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом или  плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя  представляет собой валовую прибыль  за вычетом отчислений в резервные  фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в  теории и на практике, остается так  называемая чистая прибыль. По своей  величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль  и налога на превышение фактических  расходов на оплату труда по сравнению  с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

Первый - это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском - над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие  «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии  и стандартного отклонения по показателям  финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска  в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его  отрицательных последствий. К ним  относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных  компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

Информация о работе Сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия