Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:00, контрольная работа
Туристская индустрия в РФ является активно развивающейся отраслью экономики, в связи с чем защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в силу ее социальной значимости. С 1 января 2007 в качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора. Он определен в главе VII Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 07.02.2007 г.), а также специальными правилами страхования.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Финансовые гарантии как средство обеспечения гражданской ответственности…………………………………………………………………...4
2. Обоснованность выбора туроператором вида финансового обеспечения….9
3. Взаимодействие туроператоров и турагентов в рамках нового законодательства………………………………………………………...………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………
2.2 Договор страхования ответственности туроператора
Туроператор в порядке и на условиях, которые установлены законом, за свой счет осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховым случаем по договору
страхования ответственности
Требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховщик не освобождается
от выплаты страхового возмещения туристу
и (или) иному заказчику по договору
страхования ответственности
В договоре страхования ответственности
туроператора не может быть предусмотрено
условие о частичном
Страховая сумма по договору
страхования ответственности
Страховой тариф по договору
страхования ответственности
Договор страхования ответственности
туроператора заключается на срок не
менее одного года. Срок действия договора
страхования ответственности
Договор страхования ответственности туроператора должен включать:
определение объекта страхования;
определение страхового случая;
размер страховой суммы;
срок действия договора страхования;
порядок и сроки уплаты страховой премии;
порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая;
порядок и сроки предъявления
туристом и (или) иным заказчиком или
их законными представителями
перечень документов, которые обязаны представить турист и (или) иной заказчик в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;
последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.
В договоре страхования ответственности туроператора по соглашению сторон могут определяться иные права и обязанности.
Туроператор вправе для защиты своих имущественных интересов по отдельному договору страхования, заключаемому со страховщиком, страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта с учетом выплаты страхового возмещения туристам и (или) иным заказчикам по дополнительным основаниям [6, с. 2].
2.3 Обоснование выбора фингарантии
По единодушному утверждению представителей туристических фирм, пока страхование ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами является более доступным способом получения финансового обеспечения, чем банковская гарантия возмещения убытков.
Твердо рассчитывать на банковскую гарантию могут лишь крупные компании, которые состоят на рассчетно-кассовом обслуживании в каком-либо банке и в течение последних лет сумма, постоянно находившаяся на их счете, в три раза превышала требуемый размер финансового обеспечения. Всем остальным туристическим компаниям банки предлагают выбрать один из нескольких возможных вариантов: либо приобрести ценные бумаги банка на полную сумму финансового обеспечения, либо предоставить в залог недвижимое имущество, рыночная стоимость которого должна быть не меньше необходимого размера банковской гарантии. Естественно, эти условия неподъемны для большинства туристических компаний.
Вряд ли многие региональные туроператоры могут позволить себе «заморозить» на банковском депозите пять, а в дальнейшем - и десять миллионов рублей, чтобы получить банковскую гарантию. Альтернативная схема, когда банк в обмен на гарантию получает долю в бизнесе компании, также приемлема не для всех турфирм.
Если в качестве финансового
обеспечения компания выбрала страхование
гражданской ответственности
Возврат денежных средств производится в соответствии с фактическими затратами сторон, иными словами, страховое возмещение должно покрыть стоимость путевки, а также расходы туриста, связанные с его вынужденным пребыванием в чужой стране или экстренным возвращением на родину. Моральный вред или упущенная выгода за счет финансовых гарантий не компенсируются, что, однако, не лишает клиента, недовольного качеством оказанных услуг, права требовать такого рода возмещения в судебном порядке. Представители туристических компаний не исключают вероятности того, что в первые годы после вступления закона в силу офисы турфирм заполонят толпы «недовольных» туристов, рассчитывающих за счет финансовых гарантий покрыть расходы на путевку.
В настоящее время из предложенных
вариантов мер финансового
Банковскую гарантию получить
сложнее. Это обусловлено тем, что
страховые компании работают в условиях
жесткой конкуренции, поэтому не
очень-то проверяют фирмы. А банк
есть банк: страхование для них
непрофильный бизнес. При этом проверка
туроператора банком зачастую сводится
к требованию купить вексель, депонировать
всю сумму гарантии и заложить
имущество. В среднем банковская
гарантия выдается под 5-6% годовых, ставка
страховщиков ниже - 2-3%. Выдача гарантии
туроператорам для банков в чем-то
схожа с моделью
3. Взаимодействие туроператоров и турагентов в рамках нового законодательства
С 1 июня 2008 года окончательно
определена сумма обеспечения финансовой
ответственности туроператоров. Для
компаний, осуществляющих деятельность
в сфере международного туризма,
она составит 10 миллионов рублей.
Для туроператоров в сфере
внутреннего и международного туризма
- также 10 миллионов рублей. А вот
размер финансового обеспечения
для компаний, осуществляющих деятельность
исключительно в сфере
В переходный период до 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения по договору страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма (или международного и внутреннего туризма одновременно), составил 5 млн. рублей. После окончания переходного периода для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного туризма, размер финобеспечения будет составлять 10 млн. рублей [1, ст. 17.2].
Также приняты поправки, предусматривающие расширение оснований для выплаты страхового возмещения туроператором. В частности, речь идет о неисполнении одной или нескольких услуг по перевозке и размещению, указанных в договоре с туроператором, а также иные отступления от положений договора. Кроме того, основанием для выплаты страхового возмещения является наличие существенных недостатков, включая существенные нарушения в области качества и безопасности туристического продукта.
Вводимые фингарантии могут разделить туроператоров на два лагеря в зависимости от их отношения к турагентам. Так некоторые компании считают необходимым ввести фингарантии для турагентов, заключая договоры на новый срок, прежде всего, с теми агентствами, которые имеют годовой оборот их туров на сумму не менее $50 тыс. Стоит отметить, что подобную позицию разделяют во многих туроператорских компаниях. Как объясняет руководство этих туроператоров, введение таких мер поможет сократить их издержки на администрирование по сопровождению работы турагентов и их договоров, позволит уменьшить количество претензий из-за непрофессиональной работы розницы, а также еще сильнее свяжет с ними лояльные агентства [8].
Деятельность турагента согласно предложенному проекту федеральным законом не регулируется. Между тем турагенты - это основная масса предприятий в сфере туризма, кроме того, туроператорская и турагентская деятельность часто смешаны в процессе оказания услуг населению. Турагент, как розничный продавец туров, вступает в непосредственные отношения с потребителем, предоставляет необходимую информацию для выбора тура, разъясняет специфику путешествия, принимает денежные средства в оплату тура и выдает необходимые туристские и проездные документы. По существующей практике туроператор может не присутствовать на территории РФ, нередко турагент реализует туры иностранного поставщика и переводит платеж за услуги непосредственно на счета иностранной компании.
Для регламентации деятельности турагентов проект содержит ссылку на Порядок работы турагентов, который будет утвержден Правительством РФ. Однако следует учесть, что указанный Порядок или правила работы турагентов по существу должны соблюдаться добровольно, то есть без угрозы потерять право на осуществление турагентской деятельности или подвергнуться какому-либо наказанию за их неисполнение. Предложенная в проекте поправок схема обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями напрямую зависит от действий турагента и оформления тура. От грамотности работы турагента будет во многом зависеть возможность применения финансовых гарантий туроператора. Между тем сведения о турагенте (продавце), согласно тексту поправок, даже не относятся к существенным условиям договора. Отсутствие контроля за деятельностью турагентов, отсутствие их государственного учета и разрешительной системы, фактическое освобождение их от ответственности может привести к самым пагубным последствиям и значительному ухудшению положения потребителей и возможности защиты их прав [3].
Заключение
В заключение этой работы можно отметить следующие моменты. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора. После отмены лицензирования складывается следующая ситуация: страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм, существенно растет число случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами. Значит, достигнута главная цель введения финансовых гарантий - обеспечение добросовестного исполнения туроператорами своих обязательств перед туристами, повышение качества обслуживания и в то же время защита туристов от системной проблемы - неплатежеспособности туроператора. Финансовые гарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также с недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела.
Пока страхование