Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:56, доклад
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Формирование
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных 
ископаемых в виде 
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
С 1 января 2010 г. до 
1 января 2015 г. нормативная величина 
Резервного фонда не определяется, 
нефтегазовые доходы федерального бюджета 
не используются для финансового 
обеспечения нефтегазового 
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2]
Средства нефтегазовых доходов 
федерального бюджета, Резервного фонда 
и Фонда национального 
С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.[3]
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.[4]
Учет операций с нефтегазовыми 
доходами федерального бюджета, средствами 
Резервного фонда и Фонда национального 
благосостояния осуществляется в порядке, 
установленном для учета 
 
[1] В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
Управление
Цели управления
Целями управления средствами 
Резервного фонда являются обеспечение 
сохранности средств Фонда и 
стабильного уровня доходов от его 
размещения в долгосрочной перспективе. 
Управление средствами фонда в указанных 
целях допускает возможность 
получения отрицательных 
Структура управления
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.[2]
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):[3]
1) путем приобретения за 
счет средств Фонда 
2) путем размещения средств 
Фонда в иностранную валюту 
и финансовые активы, номинированные 
в иностранной валюте, перечень 
которых определен 
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правила инвестирования
Правительство Российской 
Федерации устанавливает 
| Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации[4] | Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации[5] | Нормативные доли, утвержденные Минфином России[6] | 
| долговые обязательства иностранных государств | 50-100 % | 100 % | 
| долговые обязательства 
  иностранных государственных  | 0-30 % | 0 % | 
| долговые обязательства 
  международных финансовых организаций, 
  в том числе оформленные  | 0-15 % | 0 % | 
| депозиты в иностранных банках и кредитных организациях | 0-30 % | 0 % | 
Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:[7]
1. средства Резервного 
фонда могут размещаться в 
долговые обязательства в виде 
ценных бумаг иностранных 
2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:
- эмитент долговых обязательств 
должен иметь рейтинг 
- сроки погашения выпусков 
долговых обязательств 
- нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
- ставка купонного дохода, 
выплачиваемого по купонным 
- номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;
- объем выпуска долговых 
обязательств, находящихся в обращении, 
составляет не менее 1 млрд. долларов 
США для долговых обязательств, 
номинированных в долларах США,
- выпуски долговых обязательств 
не являются выпусками, 
3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:
- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);
- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);
- Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);
- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).
К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской федерации. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются.[9]
Законодательством Российской Федерации и соглашением между Минфином России и Банком России предусмотрено, что функции Минфина России по формированию резервной позиции Российской Федерации в МВФ переданы Банку России.[10]
4. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:
- иностранный банк или 
кредитная организация должны 
иметь рейтинг долгосрочной 
- нормативы минимального 
и максимального сроков 
- суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.