Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:19, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение актуальных вопросов социально-психологических методов управления и их значения. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать характеристику  современных социально-психологических теорий управления;
- рассмотреть структуру  социально-психологических методов управления;
- проанализировать социально  – психологическая роль руководителя;- проанализировать специфику применения социально – психологических методов управления в организации;
- в заключении сделать  выводы.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Современные социально-психологические  методы управления….. 4
1.1. Характеристика современных  социально-психологических теорий  управления…………………………………………………………………… 5
1.2. Структура социально-психологических  методов управления ……………7
Глава 2. Применение социально-психологических  методов управления на современном  этапе………………………………………………………… ……15
2.1. Социально – психологическая  роль руководителя………………….  …...15
2.2. Специфика применения  социально – психологических  методов управления в организации………………………………………………… .….22
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложение 1……………………………………………………………………35
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу……………………………35
Приложение 2…………………………………………………………………..36 
Сравнение различных методов  влияния………………………………………36
Составление плана развития главной части выступления.
Продумывание заключения, доминанты выступления.
Обязательно требуется21:
учесть интеллектуальный уровень слушателей;
пробудить и поддержать у себя интерес к теме;
учесть общее количество слушателей (чем их меньше, тем сложнее должен быть текст);
не пытаться «втиснуть» слишком много материала;
осмыслить потребности аудитории.
Если мы предоставляем аудитории новый материал, надо, чтобы он встраивался в хорошо знакомые привычные понятия. Часто очень важно вступление, оно побуждает обратить на Вас внимание, поэтому первые фразы должны быть особенно яркими.
Общение — это всегда встреча одной личности с другой, с группой личностей. Ошибочно считать своих собеседников менее компетентными в общении или в любых других вопросах.
Приемы общения, которые можно использовать:
стараться говорить на языке собеседника, соответствующем его уровню;
уметь слушать;
уметь одеваться;
подражать собеседнику в позе, движениях, дыхании, использовании любимых слов и выражений;
принимать его сторону в незначительных для себя вопросах;
принимать «обратную связь»;
будьте способны к «наведению мостов».
Терпимость способствует укреплению контактов, а несговорчивость разрушает их. Уважать мнение собеседника, особенно когда оно находится в явном противоречии и с Вашим собственным, — нелегко. Эту способность можно выработать в себе.
Причины, мешающие развитию отношений в беседе:
предубеждение в отношении партнера;
спор вместо обсуждения;
нечетко определенные позиции;
тщеславие и заносчивость;
сходство поведения;
эмоциональные всплески;
нежелание идти на компромисс;
предшествующий негативный опыт взаимодействия;
неприемлемые начальные требования;
личностный конфликт (не нравятся друг другу);
собеседники не называют друг друга по имени-отчеству;
один из собеседников ставит под сомнение компетентность, личные качества другого;
частые отвлечения одного из собеседников;
нежелание войти в положение партнера;
выбор назидательно-поучительного тона;
неблагоприятная обстановка;
демонстрация своего превосходства;
демонстрация собеседником, что он спешит.
Трансактный анализ при выступлении. Наиболее эффективно общение проходит, если в нем активно участвует «Взрослый».
Способность «включать» «Взрослого» 
— это способность объективно 
оценивать людей и ситуации, не 
поддаваться предрассудкам «
Трудно объективно воспринимать 
только информацию, которую дает оратор. 
Слушателю придется прорываться 
сквозь эмоциональный капкан иногда 
противоречивого первого 
Наибольшего успеха в общении 
добивается тот, кто умеет расположить 
к себе «Родителя» собеседника и 
сделать другом его «Ребенка» (иначе 
обиженный «Ребенок» будет 
Заключение
Подводя итог данной работы, 
отметим: общие тенденции таковы, 
что роль социально-психологических 
методов с течением времени будет 
только усиливаться в связи с 
разнообразными факторами, влияющими 
на развитие современного общества. Следующий 
важный факт – многие из этих методов 
слишком слабо исследованы – 
как сами методы, так и негативные 
последствия их применения, и это 
должно стать приоритетной задачей 
в области теории управления. Особое 
внимание стоит уделить последствиям, 
так как некоторые из них могут 
проявляться не сразу, а спустя некоторое 
время, и чем раньше будут выявлены 
негативные тенденции, тем больше будет 
возможностей избежать социального 
кризиса.При написании данной курсовой 
работы, автор пытался использовать 
параллельно как заслуженные, уже 
проверенные временем, так и современные 
источники для получения 
Список литературы
Абнук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: ИЗД-во Михайлова В.А., 2004. – 463 с.
Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени: пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 288 с.
Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
Веснин В.Р. Стратегическое управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005 – 328 с.
Добротворскнй И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебн. пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2002. - 464 с.
Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес: Пер. с англ. – 2-е изд., испр.- СПБ.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004. – 267 с.
Кемпбелл Э., Лачс К.С. Стратегический синергизм: Пер. с англ.- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.
Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Маршев В.И. История управленческой мысли. Учебник-М.: Инфра-М, 2005.-731 с.
Менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с. – (Серия «Высшее профессиональное образование:Менеджмент»).
Мескон М.Х., Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2005, 720 с.
Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – 5-е изд., перер. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 720 с. (Высшее образование)
Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 622 с. – (Серия «Высшее образование»).
Питеркин С.В. и др. Точно вовремя в России. Практика применения EPR – систем/ С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В.Исаев. 2-е изд.- М.: Альпина Паблишер, 2003. – 368 с.
Попов С.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г.-285с.
Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 304с.
Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2004.- 298с.
Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408с.
Теория системного менеджмента. Учебник / Под общ.ред. П.В. Журавлева и др. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - 512 с.
Технология корпоративного менеджмента: Учебное пособие. Под ред. И.В.Мишуровой, Н.Ф.Новосельской.- М.:ИКЦ МарТ, 2004. – 544 с.
Приложение 1.
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу
Приложение 2
Сравнение различных методов влияния
Метод
На что влияет
Плюсы
Минусы
Методы, используемые при личном общении
Использование власти, основанной на обязанности
Поведение в пределах зоны, которую другой считает законной в свете своих обязанностей
Быстрота; не требует затрат ресурсов
Если просьба за пределами зоны, то не действует; если она заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной
Использование власти, основанной на предполагаемой компетенции
Отношения и поведение в пределах зоны предполагаемой компетенции
Быстрота; не требует затрат ресурсов
Если просьба за пределами зоны, то не действует; если она заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной
Использование власти, основанной на отождествлении с руководителем
Отношение и поведение, не противоречащие идеалам, лежащим в основе отождествления
Быстрота; не требует затрат ограниченных ресурсов
Ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления
Использование власти, основанной на принуждении и на представлении о зависимости
Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым
Быстрота; может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют
Предрасполагает к ответному удару, очень рискованно
Использование убеждения
Широкий диапазон отношений и видов поведения
Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления; не требует власти или расходования ограниченных ресурсов
Может требовать много времени; нужен слушатель
Сочетание различных методов
Зависит от точности сочетания
Может быть более действенным и менее рискованным, чем использование какого-то одного метода
Более дорогостоящий подход, чем какой-то один метод
Косвенные методы
Манипулирование окружением другого человека, используя один или все прямые методы
Широкий диапазон отношений и видов поведения
Может дать результат, когда не срабатывают прямые методы
Может потребовать много времени; сложен для использования; рискованный, если часто используется
Изменение сил, которые воздействуют на индивидуума – правил формальной и неформальной организации, технологии, имеющихся ресурсов, объявленных целей организации
Широкий спектр отношений и видов поведения на непрерывной основе
Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект; может иметь сильное воздействиеЧасто требует проявления значительной власти для достижения цели
1 Добротворскнй И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебн. пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2002. С. 217
2 Добротворскнй И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебн. пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2002. С. 220
3 Добротворскнй И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебн. пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2002. С. 227
4 Маршев В.И. История 
управленческой мысли. Учебник-
5 Сенге П. Пятая дисциплина: 
искусство и практика 
6 Теория системного менеджмента.
7 Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 36
8 Менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 93
9 Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – 5-е изд., перер. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 79
10 Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – 5-е изд., перер. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 100
11 Попов С.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г. С. 79
12 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. 103
13 Питеркин С.В. и др. Точно вовремя в России. Практика применения EPR – систем/ С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В.Исаев. 2-е изд.- М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 71
14 Питеркин С.В. и др. Точно вовремя в России. Практика применения EPR – систем/ С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В.Исаев. 2-е изд.- М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 136
15 Мескон М.Х., Альберт 
М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента/
16 Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»). С. 324
17 Берд П. Тайм-менеджмент: 
Планирование и контроль 
18 Йенсен Р. Общество 
мечты. Как грядущий сдвиг от 
информации к воображению 
19 Йенсен Р. Общество 
мечты. Как грядущий сдвиг от 
информации к воображению 
20 Йенсен Р. Общество 
мечты. Как грядущий сдвиг от 
информации к воображению 
21 Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 93