Бюджетно-налоговые инструменты инновационного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:27, доклад

Краткое описание

Бюджетно-налоговое регулирование инновационного развития обычно строится на стимулирующем влиянии льгот на деятельность инновационных организаций. Между тем, использование налогов в качестве инструмента государственного регулирования экономики основано на использовании регулирующей функции налогов. В рамках теории налогообложения действие регулирующей функции обосновывается неравномерным налогообложением различных объектов и категорий налогоплательщиков. Предполагается, что неоднородность величины налоговой нагрузки создает желаемый эффект: ослабляя налоговое давление в актуальном направлении, государство создает более благоприятные условия для развития экономики в этом направлении; усиление же налогового давления в другом секторе создает в нем дополнительные барьеры развития.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые инструменты инновационного развития.docx

— 112.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ

ИНСТИТУТ МАГИСТРАТУРЫ

Кафедра «Ценные  бумаги и производные финансовые инструменты»

 

 

 

 

Доклад

По дисциплине «Актуальные проблемы финансов»

на тему: «Бюджетно-налоговые инструменты инновационного развития»

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: магистрант 1 курса, гр. № 3

                                                Квеквескири С.Г.

                                                Проверил: Жилюк Д.А

 

 

                                       Санкт-Петербург 2013

 

Направления экономического прогресса в промышленно развитых странах позволяют сделать вывод, что со второй половины ХХ века в  мире обозначился качественно новый  этап развития экономики, связанный  с превращением науки и технологий в определяющие факторы конкурентной борьбы как на внутренних рынках высокоразвитых стран, так и на мировой арене. В современных условиях, когда до 80 – 95% прироста ВВП в группе развитых стран обеспечивается за счет инноваций, процесс расширенного воспроизводства стал идентифицироваться с инновационным типом развития. 

В настоящее время Россия не относится к числу инновационно развитых стран. При этом ситуация продолжает ухудшаться. Так, если в 2000 году в рейтинге текущей конкурентоспособности  Всемирного экономического форума Россия занимала 51 место, то в 2013 году её позиция  упала до 64, это из 148 стран мира.

Ситуация, сложившаяся в  России, показывает, что активизация  инновационной деятельности предприятий и физических лиц невозможна без проведения дополнительного комплекса мер государственного воздействия на развитие инновационной экономики.

В дискуссии по вопросу  выбора инструментов государственного стимулирования инновационного развития обычно фигурируют прямые (финансирование) и косвенные (налоговые) методы регулирования.

Бюджетно-налоговое регулирование инновационного развития обычно строится на стимулирующем влиянии льгот на деятельность инновационных организаций. Между тем, использование налогов в качестве инструмента государственного регулирования экономики основано на использовании регулирующей функции налогов. В рамках теории налогообложения действие регулирующей функции обосновывается неравномерным налогообложением различных объектов и категорий налогоплательщиков. Предполагается, что неоднородность величины налоговой нагрузки создает желаемый эффект: ослабляя налоговое давление в актуальном направлении, государство создает более благоприятные условия для развития экономики в этом направлении; усиление же налогового давления в другом секторе создает в нем дополнительные барьеры развития. 

Основания для отрицания  аналогичного воздействия налогового регулирования на развитие инновационной  экономики отсутствуют, соответственно, можно выдвинуть гипотезу о целесообразности применения наряду с налоговыми инструментами  стимулирующего воздействия (пониженные ставки налогов, изъятия, налоговые  каникулы, налоговые скидки и др.) мер дестимулирующего характера (повышенные ставки налогов, введение дополнительных налогов, ограничений на применение льгот), которые целесообразно применять в отношении субъектов, не предпринимающих мер по повышению инновационности своей деятельности.

Эффективность бюджетно-налогового стимулирования развития инновационной экономики во многом зависит от четкого определения круга налогоплательщиков, на которых следует направить стимулирующее воздействие, и соответствующего набора налоговых инструментов. Отсутствие единства терминологии, связанной c инновационной экономикой и её субъектным составом, существенно снижает эффективность бюджетно-налогового стимулирования развития инновационной экономики.

Стадии инновационной  деятельности, а также отображение  необходимости её непрерывности  были представлены в модели инновационной  деятельности (Рисунок 1). 

 

 

Рисунок 1.Модель инновационной деятельности

Инновационную деятельность также можно представить как  цепочку событий: зарождение нового знания (идеи) – воплощение идеи в  интеллектуальный продукт (инновацию) – внедрение инновации в производство – коммерциализация инноваций (коммерчески  успешное производство инновационного продукта). Бюджетно-налоговое стимулирование непрерывного последовательного повторения звеньев этой цепи, таким образом, возможно через стимулирование 3 основных направлений:

-производства инноваций;

-внедрения инноваций  в производство;

-спроса на инновационную  продукцию.

Обозначенные направления  бюджетно-налогового стимулирования развития инновационной экономики позволили определить круг субъектов инновационной экономики, деятельность которых требует налогового стимулирования. В их число входят:

---Организации, создающие инновации. В настоящее время действие большей части налоговых инструментов, стимулирующих развитие инновационной экономики, направлено на деятельность этой категории организаций. Однако результативность налогового стимулирования развития инновационной экономики зависит во многом от адекватного распределения стимулирующего влияния налоговых инструментов и на другие категории субъектов. В противном случае цепочка «разработка-внедрение-коммерциализация инноваций», которая имеет важное значение для развития инновационной экономики, будет разомкнута.

---Инновационные организации или организации, внедряющие инновации в хозяйственный оборот. Эта категория субъектов в большей степени нуждается в налоговом стимулировании, поскольку внедрение инноваций в производство является ключевым условием в обеспечении развития инновационной экономики. Стимулирование производства инноваций или потребления инновационной продукции в отдельности может в результате привести к экспорту инноваций или импорту инновационной продукции. 

---Организации – потребители инновационного продукта нуждаются в налоговом стимулировании с целью повышения спроса на инновационную продукцию, который в настоящее время в России невелик.

---Организации инновационной инфраструктуры. Включение этой категории в состав субъектов, требующих налоговой поддержки, обусловлено тем, что деятельность организаций инновационной инфраструктуры связана со всеми стадиями инновационной деятельности и важна для нормального функционирования инновационной экономики. 

Выделение категории «инновационных организаций» как основных участников инновационной деятельности, требующих  большей бюджетно-налоговой поддержки со стороны государства, обусловило постановку вопроса о том, каким критериям должны удовлетворять инновационные организации как налогоплательщики.

В настоящее время в  законодательных актах субъектов  Российской Федерации уже имеется  практика закрепления критериев  для отнесения организаций к  категории инновационных. Например, такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург  и Томская область, применяют  количественные критерии для формирования реестров организаций, относящихся  к числу инновационных. Анализ разработанных  этими субъектами критериев, позволяет  утверждать, что многие из них зачастую не отражают специфики деятельности инновационных организаций или  носят бюрократический характер. Вместе с тем, на основе их обобщения  можно определить ограниченное количество критериев для выделения категории  инновационных организаций как  субъектов налогового регулирования:

- объёмы осуществляемых  НИОКР; 

- результативность НИОКР  и в целом инновационной деятельности, выражающаяся в показателях доли  инновационной продукции, приросте  объемов её реализации, количестве  полученных патентов и др.

Алгоритм, для закрепления за инновационной организацией особого статуса налогоплательщика, представлен на рисунке 2: 

Рисунок 2. Алгоритм получения налогоплательщиком статуса  инновационной организации

 

Другая проблема связана с оценкой практики применения бюджетно- налоговых инструментов для стимулирования деятельности инновационных организаций и выявлением причин их низкой эффективности. 
Выявление неэффективности существующих налоговых льгот, направленных на стимулирование развития инновационной экономики, обозначило необходимость поиска её причин. 

Важнейшей причиной неэффективности является отсутствие комплексного подхода к разработке и предоставлению налоговых льгот. Среди существующих налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, подавляющее число действует на трех первых стадиях инновационной деятельности, то есть на этапе создания инноваций. Среди мер, косвенно стимулирующих спрос на инновации, можно выделить только освобождение от НДС реализации определенных объектов интеллектуальной собственности. Меры, направленные на стимулирование внедрения результатов НИОКР и потребления инновационных продуктов (например, оборудования), в российской практике отсутствуют.

Таким образом, низкая эффективность  современной системы налоговых  инструментов, направленных на развитие инновационной экономики, во многом определяется отсутствием мер, стимулирующих  полный инновационный цикл «разработка-внедрение  в производство-коммерциализация». Вместе с тем, последние стадии этого цикла имеют существенное значение в обеспечении устойчивого инновационного развития страны.

Анализ зарубежного опыта  стимулирования инновационного развития, выявил комплексный подход к использованию налоговых инструментов, как с точки зрения охвата различных стадий инновационной деятельности, так и с позиций распространения стимулирующего влияния не только непосредственно на инновационные организации, но и на других субъектов инновационной деятельности. Применение подобного опыта развитых стран в вопросах налогового стимулирования, может стать действенным механизмом, способствующим развитию инновационной экономики России.

Следующая проблема связана с разработкой мер по совершенствова-нию налоговых инструментов, направленных на стимулирование развития инновационной экономики. Исследование показало, что в бюджетно-налоговом стимулировании нуждаются различные субъекты инновационной экономики: одни в большей, другие - в меньшей степени. Так, на стадии низкой инновационности, на этапе зарождения знаний, наиболее целесообразно стимулировать организации, создающие инновации. Далее, на стадии, когда требуется внедрение знаний в производство, то есть воплощение полученных знаний в конкретный инновационный продукт или технологию, необходимо стимулирование организаций, внедряющих инновации в хозяйственный оборот. На этом же этапе для успешности коммерциализации нового продукта или технологии должно иметь место и стимулирование спроса на этот продукт или технологию, то есть механизм налогового стимулирования необходимо направить и на организации, являющиеся потребителями инновационной продукции. Наконец, на всех стадиях требуется стимулирование организаций инновационной инфраструктуры, в частности, с целью увеличения инвестиций в инновационное развитие экономики. Ввиду различий, которые существуют в деятельности каждой из групп организаций, а также их роли в инновационном процессе, для каждой из групп необходимо применение различных инструментов налогового стимулирования.

Разработка мер в рамках предложенной системы представляется возможной по двум направлениям.

Во-первых, разработка комплекса  мер, направленных на стимулирование спроса на инновации, и, соответственно, организаций, их потребляющих; организаций, создающих  инновации, и организаций инновационной  инфраструктуры. В контексте этого направления также необходима доработка существующих мер бюджетно-налогового стимулирования инновационной деятельности с целью повышения их эффективности и разработка мер, направленных на создание системы ограничений по выпуску устаревшей продукции и использованию в производстве морально и физически устаревшего оборудования.

Во-вторых, создание наиболее благоприятного налогового климата  непосредственно для инновационных  организаций. Реализация этого направления  представляется возможной через  разработку специального налогового режима для инновационных организаций  и предоставление налоговых каникул  вновь созданным инновационным  организациям.

1. Предложения по совершенствованию  налогового законодательства, исправляющие  существующие недостатки льготных  положений:

- утверждение четкого  перечня документов, требуемых для  подтверждения факта выполнения  НИОКР, относящихся к созданию  новой продукции и технологий;

- обложение НДС выполнения  организациями НИОКР по ставке 0%;

- изменение условий предоставления  инвестиционного налогового кредита  (расширение границ сроков предоставления  и числа федеральных налогов,  по которым он может быть  предоставлен, отмена платности  или повышение процентов с  одновременным разрешением их  списания в расходы по налогу  на прибыль организаций в полном  размере).

2. Предложения по совершенствованию  налогового законодательства, направленные  на стимулирование организаций,  создающих инновации:

- введение приростной  скидки по налогу на прибыль  организаций в размере 20% от  суммы прироста расходов на  НИОКР, давших положительный результат

3. Предложения по совершенствованию  налогового законодательства, направленные  на стимулирование спроса на  инновационную продукцию (организаций-потребителей  инноваций):

- введение свободной или  ускоренной амортизации в отношении  инновационных основных средств;

- введение пониженной  ставки НДС (10%) для инновационных  товаров, не относимых к категории  оборудования.

Информация о работе Бюджетно-налоговые инструменты инновационного развития