Бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации. В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетирование.docx

— 44.81 Кб (Скачать файл)

Сущность, цели и задачи бюджетирования

Бюджетирование представляет собой  процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего  инструкции по формированию, распределению  и расходованию ограниченных ресурсов организации. В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное  планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки.

Бюджетирование дает возможность  менеджменту постоянно иметь  общую картину функционирования организации и ее финансового состояния, прогнозировать финансовый результат, контролировать возможные риски и оптимизировать затраты, ставить перед подразделениями четкие цели по достижению конкретных доходных отметок и анализировать соотношение доходов и расходов в разрезе различных Задачи бюджетирования:

  • повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии
  • выявление рисков и снижение их уровня
  • повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.

Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.

Этапы бюджетирования

Выделим основные этапы бюджетирования и кратко охарактеризуем их с точки  зрения обработки информации (Рис. 2).

Рис. 2. Этапы бюджетирования

Составление бюджета. В общем случае в процессе составления бюджета до служб и подразделений организации доводятся контрольные цифры предполагаемого распределения ресурсов на интересующий период. Эти структуры формируют свои собственные бюджеты (первичные бюджеты), исходя из поставленных целей (скажем, увеличение кредитного портфеля на 20 %) и имеющихся в наличии ресурсов, после чего представляют их на согласование и утверждение. Согласованные первичные бюджеты являются теми блоками, из которых строится проект бюджета всей организации. Для обеспечения последующего контроля прогнозы и планы, на основе которых вырабатываются бюджеты, и их последующие изменения должны сохраняться в системе с обязательной регистрацией ответственного лица.

Этап составления бюджета характеризуется  следующими признаками:

Ø наличествует большое количество новой информации;

Ø источники информации могут быть территориально разнесены и независимы;

Ø основной поток информации движется в одном направлении – от функциональных структур к менеджменту;

Ø процесс имеет собирательный, консолидирующий характер.

Утверждение бюджета. В процессе утверждения происходит урегулирование отдельных статей и перераспределение акцентов. Внешний вид проекта бюджета может существенно измениться по сравнению с исходным. Окончательный его вариант зависит от множества разнородных факторов, в том числе от конъюнктуры рынка, стабильности социально-экономической ситуации, даже от предстоящих отпусков сотрудников и т.д. Результат этой стадии – бюджет организации, принятый на интересующий период.

Доведение контрольных  цифр. После утверждения проекта бюджета необходимо сообщить обо всех изменениях составителям первичных бюджетов, то есть довести до них утвержденные контрольные цифры, а при необходимости дать им возможность скорректировать исходные бюджеты. Сущность этого процесса заключается в выделении фрагментов бюджета (по своей структуре и сути они являются первичными бюджетами) и доведении их до нижестоящих структур. Авторы первичных бюджетов приводят их в соответствие с контрольными показателями, корректируя показатели с условием полного распределения ресурса. Задача обработки доведенных сверху показателей заключается в изменении значений ресурсов в узлах бюджетного «дерева» и нижележащей иерархии. Откорректированные первичные бюджеты подразделений и служб снова консолидируются для поддержания бюджета организации в актуальном состоянии.

Исполнение бюджета. Исполнение бюджета – наиболее продолжительная и ответственная из всех стадий бюджетирования. Здесь бюджет может претерпевать различные коррективы в зависимости от изменившихся внешних условий или внутренних потребностей: ресурсы перераспределяются и сокращаются, статьи бюджета пропорционально уменьшаются, бюджет изменяется по специально описанным алгоритмам и т.д.

Контроль исполнения. Данный этап фактически начинается с момента утверждения бюджета. Поскольку его длительность не определяется календарным сроком бюджета, он может продолжаться достаточно долго. Здесь производится анализ результатов деятельности организации и причин отклонений реального исполнения бюджета от запланированного. На основании итогов этого этапа могут измениться не только ход исполнения бюджета или бизнес-модель, но и направления бизнеса всей организации.

Сегодня бюджетирование используется в российских компаниях крайне редко. Это объясняется нестабильностью  инфляционных процессов, налогового законодательства, высокой степенью неопределенности на российском рынке и другими  ограничивающими факторами, а так  же, как это не печально, нежеланием многих руководителей вкладывать денежные средства в малоэффективный, по их мнению, процесс. Однако, общепризнанно, что эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.


Информация о работе Бюджетирование