Бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:37, лекция

Краткое описание

Бюджетирование – это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов. Это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

нпр начало.docx

— 19.68 Кб (Скачать файл)

Бюджетирование.

Бюджетирование – это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов. Это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач  бюджетирования относится следующее:

1)  обеспечение текущего планирования;

2)  обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

3)  обоснование затрат предприятия;

4)  создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

5)  исполнение требований законов и контрактов.

Бюджетирование, по своей  сути, есть объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайший  период.

Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:

1) прогнозировать финансовое  состояние, потребность в финансовых  ресурсах, финансовые итоги;

2) сравнивать запланированные  и фактически полученные результаты;

3) оценивать и анализировать  выявленные отклонения, чтобы своевременно  реагировать на них.

Сущность, виды и  цели бюджетирования.

Обычно слово «бюджет» больше ассоциируется с разработкой  экономической политики в масштабах  государства. Менее известно, что  бюджет может разрабатываться и  утверждаться не только для всей страны, но и на микроуровне, в рамках планирования деятельности отдельного предприятия. Можно сказать, что помимо «государственного  бюджетирования» существует и «корпоративное бюджетирование», под которым понимается поставленная на регулярную основу система  «сквозного» (комплексного) планирования, контроля и анализа хозяйственной  деятельности предприятия. Следует  отметить, что термины «бюджет» и  «план» не являются тождественными. Бюджет – это количественное выражение  централизованно устанавливаемых  показателей плана предприятия  на определённый период по:

− использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;

− привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

− доходам и расходам;

− движению денежных средств;

− инвестициям (капитальным  и финансовым вложениям).

При составлении бюджета  основными характеристиками являются следующие:

− формализация;

− централизация;

− системность.

Понятие «формлизация» означает, что бюджет – это, прежде всего, набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как правило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению данных показателей.

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые  аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология  бюджетирования на отдельных предприятиях может

различаться: встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления); «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями); встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления – подразделение (центр ответственности за исполнение утверждённых бюджетных показателей)».

Таким образом, бюджетные  показатели всегда устанавливаются  «сверху вниз» центральным органом (аппаратом управления) предприятия  и обязательны к исполнению структурными подразделениями – центрами ответственности. Исключением является составление  индикативного

бюджета, который устанавливает целевые ориентиры стратегии развития предприятия на долговременную перспективу и носит рекомендательный характер для подразделений предприятия.

Следует отметить, что бюджет включает в себя лишь целевые показатели, устанавливаемые центральным органом (аппаратом управления) предприятия, которые объект бюджетирования (структурное  подразделение) обязан выполнить. «Системность»  означает, что в бюджетировании совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет предприятия в целом. В конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес предприятия как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента. Бюджет предприятия, как и бюджет государства, всегда разрабатывается на определённый временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущийквартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3 – 5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Следует также различать  понятия бюджет и бюджетирование. Бюджет, как уже говорилось, –  это насыщенный количественными показателями документ, в соответствии с которым предприятие ведёт свою хозяйственную деятельность. Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета.

Таким образом, бюджетный  цикл – это период времени от начала 1-й стадии бюджетного процесса, т.е. составления сводного бюджета, до завершения 3-й стадии – план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный  процесс должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа исполнения бюджета  отчётного периода должно совпадать  по времени с разработкой бюджета  следующего периода.

0ая стадия (подготовительная). План-факт анализ исполнени я бюджета прошлого периода.

1ая стадия. Составление  сводного бюджета отчётного периода.

2ая стадия. Контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчётного  периода.

3ая стадия (0ая стадия) План-факт анализ исполнени я бюджета отчётного период.

1ая стадия. Составление  сводного бюджета отчётного периода.

Все это называется бюджетным  циклом.

 

Главным условием обеспечения  непрерывности бюджетного процесса является правильная

методология проведения «сквозного» план-факт анализа исполнения бюджета, на базе которого формируются цифры бюджетных показателей следующего периода, т.е. план-факт анализ – это одновременно и отправная и завершающая стадия бюджетного цикла.

В настоящее время бюджетирование является трудоёмким и неэффективным  процессом. Планово-экономические службы подготавливают огромное число документов, при этом большинство из них непригодно для финансового анализа. Бюджетирование затянуто во времени, что делает его  непригодным для принятия управленческих решений. При существующей системе  бюджетирования невозможно проводить  сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

Исходя из вышесказанного, следует что, основной целью при  составлении бюджетов является

координация всех сторон деятельности предприятия. Задачи, которые призвано решить бюджетирование, можно сформулировать следующим образом:

− бюджетирование необходимо для понимания где, когда, как  и для кого вы собираетесь производить  и продавать продукцию;

− бюджетирование необходимо для определёния объёма и суммы ресурсов, необходимы для достижения поставленных целей;

− бюджетирование необходимо для эффективного использования  привлечённых ресурсов.

 

 

Сущность Финансового  планирования.

Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая  составная часть экономического и социального планирования. Специфика  финансового планирования состоит  в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной  относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению  к материально-вещественным элементам  производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения  на общественное воспроизводство.

Непосредственным объектом финансового  планирования выступает образование  и распределение доходов и  накоплений, формирование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения  и перераспределения денежных доходов  и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных  субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Цели финансового  планирования

Целями финансового планирования являются:  
определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины;  
установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;  
определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование является важнейшей функцией управления экономикой и ее звеньями. Оно осуществляется органами государственной власти и  управления, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами.

В рыночных условиях ведения  хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как  прогнозирование в связи с  неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования.

Прогноз - вероятностное  суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специального научного исследования. Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к  финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, объект - финансовые ресурсы, процесс - движение фондов денежных средств.

План - система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки  и последовательность осуществления  действий или мероприятий.

Планирование - процесс, охватывающий собственно разработку плана, организацию  его выполнения и контроль исполнения. В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие  на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

В системе социально-экономического прогнозирования финансовое планирование играет активную роль.

 

 


Информация о работе Бюджетирование