Банковский факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно: - рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе; - осветить перспективы развития банковского факторинга в России. Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты 4
1.1 История развития факторинга в России 4
1.2 Экономическая сущность и принципы факторинга 5
1.3 Характеристика видов факторинговых услуг 11
1.4 Сравнительная характеристика факторинга и других инструментов финансирования организации (кредит, овердрафт, форфейтинг), его преимущества и недостатки. 16
2. Анализ факторинга в России на современном этапе 20
2.1 Анализ рынка российского факторинга 20
2.2 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга 26
3. Проблемы рынка факторинговых услуг и перспективы развития банковского факторинга в России 32
3.1 Проблемы рынка факторинговых услуг в России 32
3.2 Перспективы развития банковского факторинга в России 35
Заключение 39
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ!!!!.docx

— 159.45 Кб (Скачать файл)

 

Ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к разделению рынка на высокорисковую и низкорисковую части. При этом в условиях кризиса первая из них характеризуется большим спросом и полным отсутствием предложения. Тогда как в низкорисковом факторинге продолжается рост конкуренции, что приводит к снижению ставок, которое в 2010 году составило в среднем с 30 — 38 % на начало года до 20 — 23 % годовых в середине года.

Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70 % финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2009 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2010г. данный показатель достиг 85 %.

Стоит отметить и тот факт, что большинство активных игроков рынка факторинга начинают объединяться в рамках Ассоциации факторинговой компании. В конце 2010 года доля участников АФК в обороте рынка факторинга составила 63 %. И это не удивительно, учитывая тот факт, что в состав АФК вошли: ООО «БСЖВ Факторинг», ЗАО «Банк «НФК», ЗАО «ЮниКредитБанк», ОАО «Промсвязьбанк» и другие. Такое объединение можно объяснить стремлением факторинговых компаний стабилизировать ситуацию на рынке факторинга, чего невозможно достичь без оптимизации и объединения усилий.

Продолжается в 2010 году и активная работа по привлечению на рынок малого бизнеса. С 2009 года доля клиентов указанной категории выросла на 16 п.п. По сравнению с первым полугодием 2009 года и составила 55,6 %. Наряду с этим значительно уменьшилась доля клиентов, относящихся к среднему бизнесу. Это во многом объясняется банкротством ФК «Еврокоммерц», обслуживавшей 28,5 % от общего числа всех компаний, получивших факторинговое обслуживание).

Довольно стабильно развивается рынок крупных клиентов, что объясняется его большей устойчивостью к экономическому кризису. Свой вклад в увеличение доли крупных клиентов в целом по рынку внес кризис. Крупные компании быстрее справились с проблемами и доказали, что они отличаются большей финансовой устойчивостью, нежели средние и малые предприятия.

Стоит отметить еще одну тенденцию рынка. С началом кризиса поведение многих поставщиков продукции изменилось: компании либо перешли на предоплату, либо, наоборот, увеличили отсрочки платежа. Срочную структуру факторинговых портфелей по итогам 2010 года определят именно эти разнонаправленные тенденции поведения поставщиков.

В результате средний срок факторинговой сделки увеличился с 53 дней в 2009 году до 67 дней в 2010. Увеличение среднего срока сделки произошло, главным образом, за счет значительного роста сделок срочностью от 181 дня до года. Ключевую роль в этом сыграл Промсвязьбанк, в его объемах уступленных требований обязательства до года составили 7,7%.

С усилением риск-менеджмента факторами, а также ухудшением платежеспособности клиента происходит сокращение доли безрегрессного факторинга с 17,1 до 11,5 %. По-прежнему лидерами в сегменте безрегрессного факторинга выступают БСЖВ Факторинг и НФК, доля данного вида факторинга в объемах уступленных требований этих компаний составила в 2010 году 79 и 37% соответственно.

В то же время из-за ухудшения платежной дисциплины дебиторов происходит наращивание доли факторинга с регрессом, рост которого в течении года составил 6,1 %. Несколько снизилась за 2010 год доля международного факторинга. За первые 6 месяцев 2010 года объем экспорта сократился на 47,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, достигнув уровня 2005 года.

Падение экспорта коснулось не только топливно-энергетических товаров, но и практически всех факторабельных отраслей. Учитывая, что факторинговое обслуживание больше характерно для товарных групп, ориентированных на конечный розничный спрос, факторабельный экспорт был традиционно ориентирован на страны СНГ, которые больше других оказались затронуты кризисом.

Одновременно с этим, экспортеры, чьи контракты были номинированы в иностранной валюте, в меньшей степени пострадали в текущих условиях, т.к. девальвация национальной валюты пошла им на пользу, и именно такие клиенты являются особенно интересными для факторов. Объем импорта сократился на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Импортеры стали первыми жертвами кризиса в связи с резким ростом себестоимости, вызванной более чем 25% девальвацией рубля к ключевым иностранным валютам, в условиях сжатия рынков, падения спроса и вытекающим отсюда падением продаж.

Одновременно с этим, спрос на услуги импортного факторинга как инструмента управления рисками у иностранных контрагентов остается высоким в условиях ограниченности альтернативных инструментов риск-менеджмента по поставкам в Россию. Во второй половине прошлого года ситуация стабилизировалась. Это связано с тем, что под влиянием кризиса с рынка ушли наиболее слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке дебиторской задолженности.

По мнению специалистов, рынок факторинга стал более зрелым. Среди первых (факторов) остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых (клиентов) появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться.

Особое внимание факторы теперь обращают на отраслевую принадлежность клиентов. Если раньше факторы активно финансировали предприятия, производящие продукцию промышленного назначения, металлургическую и строительную промышленность — отрасли которые по мировым стандартам не подлежат факторингу ввиду больших сроков оборачиваемости дебиторской задолженности — то теперь приоритет делается на финансирование предприятий торговой сферы и финансового сектора.

Показатели по секторам экономики и региональные показатели за 2010 год распределены следующим образом: на долю оптовой торговли приходится 61% оборота, розничную торговлю – 8%, обрабатывающие производства – 27%, строительство – 0,4%, прочие отрасли – 3,6%.

В результате предпринятых действий факторам удалось остановить падение рынка факторинга. Объем выплаченного финансирования за весь 2010 год составил 227,4 млрд. руб., показав рост на 44% по сравнению с итогами 3-х кварталов того же года, при этом отношение объема финансирования к объему уступленных требований осталось неизменным – 72%. Совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2010 года оценивается в 52,6 млрд. рублей, прирост за 4-й квартал 2010 года составил 16%, темпы роста факторингового портфеля возросли. Значительно увеличилась (с 54% до 78%) за 4-й квартал доля компаний с положительной динамикой портфеля.

В течение 2010 года факторинговыми услугами воспользовались 3224 компании (прирост числа активных клиентов за 4 квартал составил 13%), число привлеченных клиентов за тот же период возросло на 35% и достигло значения 1261, число дебиторов возросло на 35% и достигло значения 16845. Услуги факторинга в 2010 году были оказаны по 2 548 122 поставкам, что на 39% больше показателей предыдущего периода.

2.2 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга

 

Факторинг появился на Российском рынке сравнительно недавно, годом начала осуществления факторинговых операций в России считается 1999 год. Факторингу в Росси всего 10 лет.

В США бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается уже во второй половине XIX века. В Европе средний возраст факторинга исчисляется 26 годами, но первые факторинговые операции начали совершаться еще в середине пятидесятых – начале шестидесятых годов XIX века.

По сравнению  с европейским и американским, российский рынок факторинга еще  достаточно молодой, но не смотря на это объем факторинговых операции на российском рынке достиг в 2007 году € 13,1 млрд. и услуга продолжает развиваться высокими темпами. Доля российского рынка в обороте европейских стран составляет по итогам 2007 года 1,4%, в общемировом – 1% (в 2006 году эти доли составляли соответственно – 1% и 0,75% ). С каждым годом эта доля растет. Ежегодно объем факторинговых операций в России увеличивается не менее чем на 70%, в Европе за последние 7 лет рост не превышал 16,8% (за 2005 год), в мире – 18,17% (за 2005 год).

В мире больше всего  востребован факторинг без права  регресса, его доля составляет - 44,5%, следом за ним идет инвойс дискаунтинг – 30,7% и факторинг с регрессом - 22,3%. В России же наибольшее развитие получил факторинг с регрессом (более 80% общего объема рынка). В США сильно развит такой вид финансирования, как ABL, его доля на американском рынке факторинговых услуг составляет около 80%. В Европе эта услуга начала развиваться не более 5 лет назад, в Великобритании, ее доля пока небольшая, российские факторы только начинают ее изучать.

Российские компании входят в две крупнейшие международные  факторинговые организации: Factors Chain International (ОАО «Газпромбанк», Банк НФК (ЗАО), ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «Юникредитбанк») и International Factors Group (ЗАО «БСЖВ», ЗАО «ФК «Еврокоммерц», ЗАО «МФК «ТРАСТ», Банк НФК (ЗАО)).

Доля международного факторинга в общей объеме факторинговых операций также, как и во всем мире небольшая (в России – 2%, в мире – 11,2%).

Что же касается отраслей, то в Великобритании факторы обслуживают  производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной  торговли. В Италии факторинг широко применяется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос  на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли. В США схему факторинга в основном используют производители текстиля. В России две трети потребителей факторинга - это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них - производители алкогольной продукции. Две трети сделок заключены с производителями продуктов питания и потребительских товаров: пищевой промышленности (33%), бытовой техники и электроники (16%), химии и нефтехимии (в основном средств бытовой химии, 12%), легкой промышленности (5%).

Более 80% клиентов европейских  факторинговых компаний составляют предприятия среднего и малого бизнеса. В России в последние годы тоже растет их доля в общем обороте. Факторинг предоставляет предприятиям малого и среднего бизнеса больше возможностей по увеличению клиентской базы, высокий уровень диверсификации портфеля, значительный потенциал роста.

В большинстве европейских  стран одна или две компании контролируют более 50% рынка. По данным исследования IFG по 27 странам ЕС, в среднем одна крупнейшая компания контролирует 48% рынка, на вторую приходится 20%, на третью — 14%. В нашей стране по последним данным распределение следующее: 24%, 19%, 18%.

К монополизированным рынкам относятся рынки факторинга Австрии, Бельгии, Кипра и ещё 6 стран, в которых на 3 и меньшее число  компаний приходится почти 100%.

К наиболее конкурентным рынкам относятся рынки Германии, Франции и Великобритании. В Германии крупнейшие три компании контролируют 47% (20% приходится на первую компанию, 18% — на вторую, 9% — на третью), во Франции - 51% (24% — 14% — 13%), в Великобритании — 53%. Конкуренция между Факторами  в этих странах привела к развитию дополнительных услуг, повышению качества обслуживания, снижению стоимости факторинга. Эти страны отличаются внушительными  размерами рынка факторинга.

Покаместов И.Е. говорит о том, что в мире существует два подхода к организации факторингового обслуживания: консолидированный (Sales Ledger) и детализированный (Invoice Level Finance).

Консолидированный подход – это европейский подход, характеризуется гибкой схемой. Основной принцип – ведение так называемого  счета «Книга продаж» клиента, то есть специального консолидированного счета, отражающий реальную стоимость  уступленных требований и их погашение. Выплата денежных средств осуществляется по запросу клиента в зависимости от общей суммы доступных средств (величина денежных средств, которые клиент может получить от Фактора в счет уступленных ему требований. Определяется итогом Книги продаж, умноженным на процент финансирования, за вычетом итога счета «Средства в использовании» (предоставленное фактором финансирование и начисленные, но не погашенные, комиссии)). Вознаграждение, причитающееся фактору, вычитается из общей суммы переданных требований до момента перечисления денежных средств. Остаток суммы платежа суммируется с доступными средствами.

Детализированный  подход - в прошлом Американский, сейчас и Российский подход. Финансируются  как все поставки из переданного  реестра, так и отдельно выделенные клиентом. Размер финансирования определяется фиксированным процентом от каждой накладной. Вознаграждение фактора  вычитается после поступления оплаты от дебитора, а не в момент регистрации  поставки, как при консолидированном  подходе, т.о. такой подход не гарантирует  получения фактором вознаграждения от клиента. Данный подход характеризуется  «излишней прозрачностью» и достаточно сложен при учете большого количества поставок клиента.

В Европейских странах  используется консолидированный подход, в России же факторинговое обслуживание предоставляется по схеме «детализированного подхода».

На российском рынке  факторинга сегодня присутствует три  группы участников.

К первой группе участников относятся банки, где факторинг  рассматривается как один из банковских продуктов и соответствующие  услуги предоставляются наравне  с другими банковскими продуктами. В этом случае факторинг не является приоритетной деятельностью таких  банков и рассматривается только как дополнение к стандартному набору банковских продуктов.

Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые организации, осуществляющие свою деятельность в рамках банковской лицензии. Это серьезные, хорошо и эффективно работающие организации, единственной проблемой которых является тот факт, что являясь по сути «не банком», они, в силу несовершенства действующего российского законодательства, вынуждены получать банковскую лицензию.

Информация о работе Банковский факторинг