Банковский факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно: - рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе; - осветить перспективы развития банковского факторинга в России. Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты 4
1.1 История развития факторинга в России 4
1.2 Экономическая сущность и принципы факторинга 5
1.3 Характеристика видов факторинговых услуг 11
1.4 Сравнительная характеристика факторинга и других инструментов финансирования организации (кредит, овердрафт, форфейтинг), его преимущества и недостатки. 16
2. Анализ факторинга в России на современном этапе 20
2.1 Анализ рынка российского факторинга 20
2.2 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга 26
3. Проблемы рынка факторинговых услуг и перспективы развития банковского факторинга в России 32
3.1 Проблемы рынка факторинговых услуг в России 32
3.2 Перспективы развития банковского факторинга в России 35
Заключение 39
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ!!!!.docx

— 159.45 Кб (Скачать файл)

Кредит на сегодняшний  день по-прежнему является одной из популярнейших форм дополнительных источников финансирования, как для  малого, среднего бизнеса, так и для  крупных предприятий. Разновидностью банковского кредита будем считать  овердрафт – кредитование банком расчетного счета клиента для  оплаты им расчетных документов при  недостаточности или отсутствии на расчетном счете клиента-заемщика денежных средств. Но надо отметить, что  факторинг и банковский кредит имеют  различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется  срочностью, что предполагает его  погашение через определенный срок. То есть банковский кредит абсолютно  неприемлем для постоянного финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита изменятся в худшую сторону. Факторинг же позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

Другой особенностью кредита  является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальным отличием факторинга и кредита заключается  в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга. Некоторые авторы (А. Фельдман, Е. Смирнов) проводят параллели между факторингом и форфейтингом (операция по приобретению финансовым агентом коммерческого обязательства заемщика  перед кредитором), подчеркивая необходимость разделения этих понятий и выделяя при этом их основные различия:

 

Таблица №1 «Отличительные черты факторинга и форфейтинга»

Факторинг

Форфейтинг

Обслуживание оборота

Обслуживание конкретной сделки

Продажи на условиях открытого счета

Необходим аккредитив или акцепт банка

Больше, чем просто финансирование

Финансовые услуги

Краткосрочное финансирование (до 180 дней)

Средне- и долгосрочное финансирование (от 90 дней до 7 лет)

С регрессом и без

Без регресса

Поступление средств от экспортных продаж и продаж на местном рынке

Обычно для экспортных сделок

Нет минимальной суммы

Минимум 100 000 долл.


 

Рассмотрев данную таблицу, можно сделать вывод о том, что основными плюсами факторинга является то, что это скорее финансирование по потребностям. Кроме того, использование факторинга позволяет не только получить финансирование, но и целый комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью, работой с документацией, что позволит компании сэкономить время и ресурсы, сосредоточив их на основной производственной деятельности, тем самым получая возможность в короткие сроки увеличить, расширить производство, товарооборот. Кредит же  позволяет удержать бизнес на достигнутом уровне и более планомерно его расширить. Сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика. В отличие от кредита, факторинг не исключает одновременное использование традиционных финансовых инструментов. Финансирование при факторинге, как правило, не зависит от размеров получаемых кредитов. Кроме того, при использовании факторинга улучшаются показатели бухгалтерской отчетности предприятия. Факторинг также помогает поставщику укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за отгруженные товары или оказанные услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней ситуации является весомым конкурентным преимуществом.

Преимущества факторинга, как для поставщиков, так и  для покупателей, можно выделить со слов участника рынка Владимира  Колодяжного, начальника управления факторинговых операций НОМОС-БАНКа:

«Для поставщика:

– Простой процесс получения  финансовых средств;

– Минимальный пакет документов;

– Не требуются залог  и поручительства;

– Улучшение финансовых показателей;

– Конкурентные ставки и  сроки финансирования;

– Возможность предложить покупателям более гибкие сроки  оплаты товара.

Для покупателя:

– Привлечение новых клиентов;

–Дополнительная мотивация  и поддержка работы ключевых поставщиков  без дополнительных рисков и затрат со стороны покупателя».

Но несмотря на весомые положительные стороны, отмечаемые для факторинга как инструмента финансирования, необходимо отметить и определенные сложности:

- относительная дороговизна.  В настоящее время уровень  факторинговой комиссии составляет до 3% от суммы уступленного денежного требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете доходит до 20-30% годовых;

- у многих компаний  плохо организован документооборот,  поэтому фирмы сталкиваются с  проблемой организации процесса  документооборота при факторинговом обслуживании. Часто поставщику трудно рассчитать свои издержки из-за наличия скрытых комиссий. Документооборот частично усложняется и у клиента.

В итоге, можно отметить, что факторинг – это вид  финансирования, дающий наибольший эффект предприятиям, работающим с отсрочкой  платежей со стороны покупателей. Факторинг  позволяет в сжатые сроки увеличить  оборот предприятия, ускорить движение товара. Его необходимо отличать от форфейтинга – это так же покупка  долгового обязательства, но с некоторыми ограничениями (по конкретной сделке, а не по обороту; величиной не менее 100000 долларов и др.), и использованием этого долгового обязательства  в качестве финансового инструмента (например, продажа на рынке ценных бумаг). В отличие от кредита, овердрафта он не обладает принципами срочности, не нуждается в залоге или поручительстве, требуется меньшее количество документов для оформления факторинговой сделки. В то же время, это сказывается на стоимости факторинговой услуги, комиссия факторинговых компаний доходит до 3%. Оказание услуг так же затруднено из-за проблем компаний с внутренним нетщательным ведением документооборота. Однако преимущества факторинга в данное время перевешивают его недостатки для компаний, о чем говорят высокие темпы роста факторинговой отрасли в нашей стране и мире в целом.

 

 

2. Анализ факторинга в России на современном этапе

2.1 Анализ рынка российского факторинга

 

Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 — 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2009 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2008 г. до 1,44% в 2009 г. Если в 2008 г. объем требований, уступленных факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2009 г. этот рынок вырос, лишь на 16,7% до 602 млрд. руб.(см.рисунок 4).

Положительный прирост по итогам года - заслуга относительно успешной работы факторов в I полугодии 2009 г. Главным направлением которой стала ориентация факторов на работу в регионах. Доля Москвы и Санкт-Петербурга в объеме уступленных требований снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года с 62,1 до 58,2 %.

 

Рис. 4. Темпы роста рынка факторинга в 2006 -2009 гг. по объему уступленных требований

Наиболее динамично развивается рынок факторинга на Дальнем Востоке, рост факторингового рынка которого составил более 250 %.

Происходит в 2010 году постепенная переориентация факторов на малый и средний бизнес. Доля уступленных требований предприятий малого и среднего бизнеса вырос с 15,9 % в первом полугодии 2009 года до 30,1 % в первом полугодии 2010 года (см.рисунок 5). В абсолютном выражении объемы факторинга малого бизнеса увеличился в 3,3 раза, тогда как прирост факторинга крупного бизнеса составил всего 44 %.

       1 - ое полугодие 2009 г.                    1- ое полугодие 2010 г.

 

Рис. 4. Структура  рынка факторинга в зависимости  от объема уступленных требований в 2009 — 2010 гг

 

Во втором полугодии 2008 года волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего Фактора - ФК «Еврокоммерц», доля которого на рынке составляла 22,3%.

Эти тенденции повлияли и на остальных участников рынка факторинга, которым пришлось осуществить выбор: либо укрепления системы риск-менеджмента, совершенствование работы с просроченной задолженностью, либо осуществить уход с рынка. Что и продемонстрировали МФК «Траст», КБ «Система», банк «Северная казна» и другие.

Одновременно увеличилась и стоимость факторинговых услуг. Однако для клиентов данная проблема являлась второстепенной — большинство компаний значительно усилили требования к потребителям услуг. В ряде случаев банки ставили в качестве одного из условий наличие дополнительного обеспечения. В таблице 2 приведен рентинг крупнейших факторов за 2009 год.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Рентинг крупнейших факторов за 2009 год

Наименование фактора

Объем денежных требований уступленных фактору, тыс. руб.

Темпы роста в, %

ОАО «Промсвязьбанк»

141.822.178,0

146,4

ФК «Еврокоммерц»

93.769.341,3

77,5

ОАО Банк НФК

67.286.830,0

108,3

ОАО Банк «Петрокоммерц»

60.950.381,0

112,7

ЗАО «БСЖВ»

33.886.914,0

276,9

ЗАО «ТрансКредитФакторинг»

22.485.594,3

185,3

ЗАО ЮниКредитБанк

20.759.017,6

154,9

ОАО «Номос-Банк»

14.879.273,9

106,1

ОАО «Газпромбанк»

14.724.920,4

207,9

ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

10.310.967,0

н/д


 

Заметим, что ужесточение требований к клиентам и качеству торговой дебиторской задолженности, сокращение лимитов на одного клиента, а также уход с рынка некоторых крупных факторов заставили ряд клиентов заняться поиском новых партнеров. Поэтому в 2009 году происходит регистрация новых факторинговых фирм, расширением сферы деятельности старых участников.

Таким образом, в 2009 году произошло перераспределение рынка факторинга. Впервые за время составления рентинга крупнейших факторинговых компаний первое место, как это показано в таблице 2, по объему уступленных требований занял «Промсвязьбанк».

По оценке аналитиков «Эксперт РА», концентрация рынка, рассчитанная как доля 5 крупнейших Факторов, в 2009 году продолжила снижаться и составила 52,8% (68,6% в 2008 году). Снижение уровня концентрации связано с уходом с рынка в конце 2009 года ФК «Еврокоммерц» и динамичным ростом таких Факторов, как Газпромбанк, «Промсвязьбанк», КБ «СМП», «БСЖВ» и других.

Если говорить о динамике рынка факторинга, то в 2010 году он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (см. таблица 3). Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33 %.

 

 

Таблица 3- Рентинг крупнейших факторов 2010 года

Наименование фактора

Объем денежных требований уступленных фактору 2009 г., тыс. руб.

Объем денежных требований уступленных фактору в 2010 г., тыс. руб.

Темпы роста, %

ОАО «Промсвязьбанк»

68.899.474

53.230.349

-22,74

ОАО Банк НФК

34.047.115

17.065.354

-47,53

ОАО Банк «Петрокоммерц»

31.992.413

13.833.508

-50,51

ЗАО «ТрансКредитФакторинг»

9.434.470

9.245.047

-2,01

ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

4.463.989

9.517.357

203,6

ЗАО «БСЖВ»

16.091.216

8.032.397

-50,08

ФК «Лайф»

н.д.

6.045.976

н.д.

ЗАО «Альфа-банк»

н.д

5.806.467

н.д.

ОАО «Газпромбанк»

6.792.374

5.203.082

-23,4

ЗАО «Юникредитбанк»

10.873.821

4.421.803

-59,34

Информация о работе Банковский факторинг