Банковский менеджмент и его значение в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1
1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
1.2 Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7
2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7
2.1.2. Управление рисками………………………………..…………………….......11
2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14
2.2.Управление персоналом банка………………………………………………........17
2.2.1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
2.2.2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21
3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21
3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22
3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25
3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29
Список литературы…………………………………………………………………………....31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ОТПРАВИТЬ.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Страхование рисков, связанных  с кредитами, выдаваемыми банками, стало первым шагом в развитии страхования банковских рисков. В  процессе сотрудничества банков и страховых  компаний выработался целый комплекс страховых услуг, обеспечивающих реальную защиту одновременно кредитных ресурсов банка и имущественных интересов заемщика. Основные составляющие этого комплекса — страхование жизни заемщика и страхование имущества, являющегося предметом договора залога/ипотеки, заключенного в связи с кредитом.

Одним из способов сохранения банковских активов, стабильной работы банковской системы в целом является реальная оценка банками своего кредитного риска и формирование под него специального резерва на возможные  потери.

Принципиальные, основополагающие условия, на базе которых происходит в настоящее время формирование в банках резерва на возможные  потери по ссудам, заключаются в  следующем: обязательность создания резерва; формирование резерва только под  основную сумму долга; формирование резерва под каждую ссуду в  отдельности; определение степени  кредитного риска на комплексной  основе; распределение ссуд для формирования по ним резерва на возможные убытки в зависимости от степени риска на несколько групп; определение для всех ссуд одного заемщика единой группы кредитного риска; необходимость периодических корректировок созданного резерва из-за изменения параметров, которые используются для определения кредитного риска; создание резерва по ссудам за счет отчислений, относимых на расходы банка, причем независимо от величины полученных доходов.

Оценка кредитных рисков для формирования в обязательном порядке резерва проводится банками как по рублевым кредитам, так и по валютным, включая МБК, вексельные кредиты, а также задолженность, приравненную к ссудной (по векселям третьих лиц, приобретенным банком; по суммам, не взысканным по банковским гарантиям; по операциям, совершаемым в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг).

Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков должны производиться банками на комплексной  основе в зависимости от следующих  критериев: финансового состояния  заемщика, оцененного с применением  подходов, используемых в отечественной  и международной банковской практике; возможности заемщика погасить основную сумму долга с причитающимися в пользу банка по кредитному договору процентов, комиссионных и иных платежей, характеризующих качество обслуживания долга; наличия у заемщика качественного и высоколиквидного обеспечения в объеме, достаточном для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав; наличия и длительности просроченных платежей по основному долгу и процентам по нему, количества переоформлений ссудной задолженности в ходе действия кредитного договора.

Все ссуды подразделяются (классифицируются) на 4 группы риска:

- 1 -я группа риска —  стандартные ссуды (практически  безрисковые);

- 2-я группа риска —  нестандартные ссуды (умеренный  уровень риска невозврата);

- 3-я группа риска —  сомнительные ссуды (высокий уровень  риска невозврата);

-4-я группа риска —  безнадежные ссуды (вероятность  возврата практически отсутствует).

Процент резервирования составляет: по стандартным ссудам — 1%, по нестандартным  — 20%, по сомнительным — 50%, по безнадежным  — 100% от суммы основного долга. Банковский валютный риск проявляется при открытой валютной позиции (ОВП), которая является его выражением. Существуют два метода регулирования ОВП: хеджирование; лимитирование.

Хеджирование — это метод регулирования ОВП, основанный на создании компенсирующей позиции, при котором происходит частичная или полная компенсация одного валютного риска (прибыли или убытков) другим соответствующим риском.

Лимитирование, в отличие  от хеджирования, применяется как  банками, так и контролирующими  органами и состоит в добровольном (со стороны банка) или обязательном (предписанном со стороны контролирующего  органа) ограничении величин открытых валютных позиций банка в соответствии с установленными лимитами.

По сравнению с кредитными операциями, операции с ценными бумагами обеспечивают более высокий уровень  доходов и меньший риск. Но тем не менее риски вложения в ценные бумаги высоки и требуют постоянного управления ими. К основным методам снижения риска относятся: диверсификация фондового портфеля; методы анализа эффективности вложений в ценные бумаги; создание резервов для покрытия возможных убытков; хеджирование — страхование контрактов от неблагоприятного изменения цен, что предусматривает поставки ценных бумаг в будущем по фиксированным ценам (опционные и фьючерсные контракты)и др.

Процентный риск возникает  в случаях несовпадения сроков возврата активов и пассивов, установления различных видов ставок по активам  и пассивам. Внешним проявлением  процентного риска является снижение маржи. Для предупреждения подобных нежелательных явлений применяются  следующие методы: прогнозирование  уровня процентных ставок; анализ процентного  риска; управление активами и пассивами; хеджирование посредством фьючерсов  и опционов, проведение процентных свопов.

 

2.1.3 Управление ликвидностью и рентабельностью банка

Управление ликвидностью в коммерческом банке — сложный  многофакторный процесс деятельности банка, требующий необычайной взвешенности и обоснованности применяемых управленческих решений, проведения всестороннего  анализа и прогнозирования тенденций  развития, оценки рисков, знания формальных методов и математических процедур. Процесс управления ликвидностью банка  также можно определить как совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами. Управление ликвидностью связано с общей стратегией банка, той моделью поведения, которую  для себя выбирает банк.

Управление ликвидностью можно представить в стратегическом плане и в текущем (оперативном).

Стратегическое управление подразумевает общее направление  деятельности по поддержанию ликвидности  на достаточном уровне, т. е. выбор  приоритетов, подходов в соответствии с задачами, решаемыми банком в  каждом конкретном периоде.

Оперативное управление можно  понимать как совокупность используемых действий, методов, мероприятий, направленных на ежедневное поддержание ликвидности на определенном необходимом уровне. На практике вместо термина «оперативное управление ликвидностью» чаще употребляются такие понятия, как управление корреспондентским счетом, прогнозирование корреспондентского счета. Оперативное управление ликвидностью непосредственно связано с анализом корреспондентского счета, так как состояние корреспондентского счета банка — это квинтэссенция ликвидности. Корреспондентский счет банка — счет, на котором отражаются все безналичные расчеты, платежи, которые осуществляет банк как от собственного имени, так и по поручению своих клиентов с их расчетных счетов, а также поступления денежных средств на расчетные счета клиентов и доходно-ресурсные потоки непосредственно банку. Таким образом, через корреспондентский счет проходят все безналичные денежные потоки банка.

Единого для всех коммерческих банков подхода, метода по управлению ликвидностью предложить невозможно. Каждый банк должен выстраивать свою собственную модель управления ликвидностью. Знание уже существующих в банковской практике методов управления банковской ликвидностью позволяет использовать весь присущий им инструментарий в  построении собственной модели управления ликвидностью. При этом следует понимать, что сложность данной задачи предполагает открытое решение проблемы (способность  добавлять какие-либо элементы, изменять, учитывать и отражать специфические  черты конкретного банка).

Оптимальную общую модель управления банковской ликвидностью можно  представить в виде этапов действий, последовательность которых выглядит следующим образом.

1. Анализ структуры баланса  с целью рассмотрения соотношения  привлеченных и размещенных ресурсов, с учетом состояния собственных  средств банка.

2. Выделение высоколиквидных  активов из всей совокупности  активов и их анализ для  оценки ликвидного ресурса банка.

3.Анализ и прогнозирование состояния корреспондентского счета и денежных потоков, ожидаемых в прогнозируемом периоде, проходящих через все корреспондентские счета банка.

4. Анализ остатков на  расчетных счетах наиболее крупных  клиентов банка, оказывающих существенное  влияние на состояние корреспондентского  счета.

5. Расчет ориентировочных  показателей, необходимых для  оценки текущей ситуации с  ликвидностью, использование статистических  данных для выявления общей  тенденции состояния ликвидности.

6. Выработка на основе  вышеуказанных положений модели  поведения на текущий период  и перспективу: пассивное отслеживание  ситуации, контроль за правильностью движения денежных потоков; размещение свободного ресурса, если он есть в наличии; привлечение ресурса (или изыскание резерва), если банк испытывает проблему ликвидности.

Внедрение комплексного подхода  к управлению банковской ликвидностью является ключевой задачей, решение  которой способствует повышению  надежности банка, а также качества его работы. Наиболее надежным методом управления ликвидностью банка является поддержание оптимального соотношения между активами и пассивами с учетом сроков исполнения требований и обязательств по соответствующим статьям баланса, т. е. управление ликвидностью на основе потока денежных средств по статьям актива и пассива баланса банка с использованием метода анализа разрыва в строках погашения требований и обязательств банка. Сущность этого метода в том, что банк определяет нарастающим итогом показатель избытка (дефицита) ликвидности в виде разности между общей суммой активов и обязательств, рассчитанных нарастающим итогом по срокам погашения. Положительное значение этого показателя в виде избытка ликвидности свидетельствует о том, что банк может выполнить свои обязательства с установленными сроками погашения. При избытке ликвидности банк должен принять решение о вложении средств в соответствующие виды активов с целью получения дохода. Одновременно необходимо учитывать невозникновение дефицита ликвидности в последующие периоды. При этом должны прогнозироваться как исходящие из банка средства, так и приток в банк денежных средств с учетом их сроков. Кроме показателя избытка (дефицита) ликвидности, банк рассчитывает относительный показатель — коэффициент избытка (дефицита) ликвидности в виде отношения величины избытка (дефицита) ликвидности, взятого нарастающим итогом, к общей сумме обязательств банка. Банки должны самостоятельно устанавливать предельные значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности по определенным срокам. В дальнейшем в процессе анализа выполнения этих показателей выявляются отклонения и тенденции и при необходимости вносятся изменения в политику управления активами и пассивами.

Для получения сравнительной  оценки рассчитывается система показателей  рентабельности банка, которая включает:

- рентабельность собственных средств (капитала) банка (определяется как отношение суммы банковской прибыли к средней за период стоимости капитала банка);

- рентабельность совокупных  активов (рассчитывается как отношение  балансовой прибыли к средней  за период величине активов  банка);

- рентабельность активов,  приносящих доход (работающих  активов), представляет собой отношение  балансовой прибыли к средней  за период величине работающих (производительных) активов);

- рентабельность уставного  капитала (фонда) банка (определяется  как отношение балансовой прибыли  к среднему за период размеру  оплаченного уставного фонда  банка).

В качестве обобщающего показателя результативности банковской деятельности следует рассматривать показатель рентабельности, рассчитанный как норма  прибыли на капитал.

 

    1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ БАНКА

2.2.1 Особенности и структура банковского персонала

Особенности банковского  персонала обусловлены, прежде всего, спецификой банковского дела, что  требует наличия у банковских работников определённых профессиональных знаний и навыков, необходимых для  осуществления различных видов  банковской деятельности. В соответствии с выполняемыми функциями и операциями персонал банка может включать: кассиров, дилеров, операционистов, экономистов, бухгалтеров. В зависимости от сферы  деятельности все специалисты сгруппированы  в соответствующие отделы, управления, департаменты.

По характеру выполняемых  обязанностей персонал банка можно  разделить на руководителей и  подчинённых. К руководящему составу  предъявляются дополнительные требования, связанные с необходимостью наличия  определённых организаторских способностей, навыков управления людьми, умения видеть перспективы развития и принимать  решения.

Поскольку банк является денежно-кредитным  институтом, оказывающим определённые виды услуг, то и персонал банка по виду участия в технологическом  процессе можно разделить на специалистов, непосредственно обслуживающих  клиентов банка (front-office) и специалистов, обеспечивающих нормальную работу всех структурных подразделений и банка в целом (back-office). Специалисты, работающие с клиентами, должны обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но и дополнительно ещё и навыками общения, культурой обслуживания, знать психологию поведения банковских клиентов5.

Информация о работе Банковский менеджмент и его значение в банковском деле