Банковская система и кредитно-денежная политика Центрального банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступают посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки банковской системы; структура банковской системы Российской Федерации 4
1.1 Понятие и признаки банковской системы 4
1.2 Структура банковской системы Российской Федерации 7
2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации 14
Заключение 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Пермякова Е.В. ФС-10С Финансы и кредит.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В III квартале 2009 г. в соответствии с Указанием Банка России от 23 апреля 2009 г. № 2219-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" завершился процесс поэтапного повышения нормативов обязательных резервов кредитных организаций. С 1 июля и 1 августа 2009 г. нормативы обязательных резервов были увеличены на 0,5 процентного пункта (в каждый из указанных этапов) и составили 2,0 и 2,5% соответственно по каждой категории резервируемых обязательств (перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и иным обязательствам в иностранной валюте).

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно  изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной  организацией в Банке России, перечисляются  на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и  используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации  кредитной организации порядок  переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке  России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России;

3) операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;

4) рефинансирование  кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России регулирует общий объем, формы, порядок и условия выдаваемых им кредитов в соответствии  с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в Приложении 1 наглядно показана динамика ставки рефинансирования в период с 01 января 1998 года по 28 декабря 2009 года[13].

Рефинансирование  коммерческих банков осуществляется предоставлением  внутридневных расчетных кредитов и кредитов «овернайт». Однако доступ банков к кредитам Банка России носит  весьма ограниченный характер. Так, в  условиях кризиса Банк России в 2009 г. продолжил смягчение процентной политики, учитывая необходимость дополнительного стимулирования кредитной активности, способствующей восстановлению экономического роста, а также целесообразность сокращения разницы в уровнях процентных ставок на внутреннем и внешних финансовых рынках для дестимулирования притока краткосрочного капитала. Всего за 2009 год ставка рефинансирования была снижена с 13,0 процентных пунктов до 8,75 процентных пунктов (см. Приложение 2)[14].

Кредитные организации также активно использовали механизм рефинансирования в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П (кредиты по фиксированной процентной ставке). Объем кредитов Банка России, предоставленных в соответствии с данным положением Банка России, например, в III квартале 2009 г. составил 697,6 млрд. руб., из них объем кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, — 178,95 млрд. рублей.

В соответствии с федеральными законами и решениями  Совета директоров Банка России в  рамках реализации комплекса мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации и в целях осуществления мероприятий по предупреждению банкротства кредитных организаций Банк России с конца 2008 г. предоставляет кредиты Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и размещает депозиты в отдельных кредитных организациях и ГК "Внешэкономбанк". Общая задолженность по предоставленным кредитам (размещенным депозитам) по состоянию на 1.10.2009 составила 393,2 млрд. руб., в том числе задолженность АСВ — 175,1 млрд. рублей[15].

5) валютные  интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые  количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации

8) эмиссия  облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.  Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов (ст. 44 Федерального Закона «О Центральном Банке российской Федерации (Банке России)).

Основные показатели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2009 году приведены в Приложении 3[16].

Итак, подведем итог второй главы исследования.

Денежно-кредитная  политика Центрального Банка как  составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Банк России осуществляет денежно-кредитную политику посредством основных инструментов и методов: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. 

 

 

  

 

 

Заключение

 

 Как показал анализ взглядов ученых на исследуемую проблему, понятие  «банковская система» можно рассматривать в широком и узком смысле.

В узком смысле под банковской системой понимают совокупность банков, осуществляющих кредитные, расчетные  и иные операции, регулируемые нормативными актами.

В широком смысле «банковская система» — это банки, небанковские кредитные организации, а также вспомогательные организации.

С точки зрения устойчивости, банковскую систему необходимо рассматривать в широком смысле, т.е. банковская система – это  включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимосвязанная и взаимодействующая) совокупность элементов: банков, небанковских кредитных учреждений и организаций инфраструктуры, каждый из которых выполняет свою особенную функцию (функции), проводит свой перечень банковских и вспомогательных операций, в результате чего объем потребностей общества в банковских продуктах удовлетворяется в полной мере. В структурном плане это не только банки, но и их союзы, ассоциации, группы, холдинги и объединения; небанковские кредитные организации; вспомогательные организации (расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинг банков и обеспечивающие банки специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами).

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации двухуровневая, включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Первый уровень банковской системы РФ занимает Центральный банк Российской Федерации. Он является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии.

Второй уровень  банковской системы РФ — это разветвленная  сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг,  реализующих денежно-кредитную политику Банка России на местах.

Одна из целей  функционирования Банка России —  развитие и укрепление банковской системы  страны. Центральный банк осуществляет лицензирование, контроль и надзор банковской деятельности, методологическое обеспечение учета операций и расчетов в национальной и иностранной валютах.

Денежно-кредитная  политика Центрального Банка как  составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Банк России осуществляет денежно-кредитную политику посредством основных инструментов и методов: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.

 

Список использованных источников

1. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. — 432 с. С. 8.

2. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. — 432 с. С. 9.

3. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 261—265.

4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492.

5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

6. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. С. 48.

7. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. С. 49.

8. Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика (Монография). – М.: Олимп-бизнес, 2008. С. 42.

9. Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика (Монография). – М.: Олимп-бизнес, 2008. С. 46.

11. Жарковская Е.П. Банковское дело. С. 70.

12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. С. 529.

13. Бюллетень банковской статистики. 2009. №12 (199). С. 59.

14. Информационно-аналитические материалы с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации // www.cbr.ru

15. Бюллетень банковской статистики. 2009. №12 (199). С. 44.

16. Бюллетень банковской статистики. 2009. №12 (199). С. 58.


Информация о работе Банковская система и кредитно-денежная политика Центрального банка Российской Федерации