Антимонопольная политика государства и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование основ антимонопольной политики государств и, в частности, России. Для этого были рассмотрены вопросы: механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы; антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения. Чтобы подчеркнуть необходимость антимонопольной политики был рассмотрен вопрос негативные стороны монополизма, а для того, чтобы выяснить условия, при которых применяется антимонопольное регулирование, – способы определения степени монополизации рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Монополия как экономическое явление. Формы и виды монополий
1.2. Предпосылки формирования и развития монополий в России
1.3. Сущность и проблемы антимонопольного регулирования
2. 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРОВ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
2.1. Цели и методы антимонопольного регулирования в России
2.2. Основные приемы демонополизации рынков
2.3.Оценка эффективности государственной антимонопольной политики
3. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольной политики
3.1.1. Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
3.1.2. Краткосрочная антимонопольная политика
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

антимонопольная политика государства и механизм её реализации.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции. Здесь надо иметь в виду основные задачи:

1) активизация предпринимательской состязательности;

2) всяческая поддержка ее добросовестной, честной формы.

В развитом рыночном хозяйстве поощрение конкуренции на практике сводится главных образом к стремлению ограничить монопо­лизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в США, а затем и в других крупных государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые запрещали соглашения и объединения фирм, направленные на ограничение торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства по реализации этих правовых норм. После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой экспансии крупных фирм и компаний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата того или иного рынка. В этом направлении центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация  “естественных монополий” — тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.

Правительством России разработана и принята "Государствен-ная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ". Следует отметить, что раньше утверждались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рентабельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изменить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.

В 1994 г. был осуществлен отказ от государственного ограничительного регулирования цен предприятий-монополистов, и реестр из инструмента регулирования был переведен в информационно-наблюдательный режим. В начале 1996 г. он был снова восстановлен.

В настоящее время готов пакет законодательных актов, которые должны способствовать развитию конкуренции в различных сферах хозяйственной деятельности. Для этого предполагается начать с принятия следующих законов: "О монополиях", "О концессиях", "Об организованных товарных рынках" и др. Чтобы процесс демонополизации экономики пошел успешнее, нужно иметь ясные цели и конкретные задачи.

Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач:

1. Анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений.

2.  Формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции.

3. Установление и поддержание единого экономического пространства на территории России.

4. Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

5. Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.

6. Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках РФ взаимосвязаны с финансовой  стабилизацией, антиинфляционными мерами государства, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Процесс демонополизации экономики, формирование и развитие конкурентной среды рассчитаны на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов. Осуществление этого процесса предусматривает также учет следующих общих требований:

1) ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

2) комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки;

3) дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом   социальных интересов, отраслевых и региональных особен­ностей;

4) взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

5) определение приоритетов и места демонополизации и развития конкуренции в обшей государственной политике экономических реформ;

6) установление этапов и методов формирования и развития конкурентной среды;

7) учет факторов интеграции российской экономики в мирохозяйственную систему, а также открытости товарных рынков России для международной конкуренции;

8) обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интегра­ционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции.

В том случае, когда уровень монополизации экономики не позволяет развивать рыночные отношения, сдерживает конкуренцию, в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется политика демонополизации. Рассмотрим ее основные приемы.

1) Контроль слияний. Наибольшее значение при ограничении монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка, близкую к контролируемому государством уровню концентрации.

Разрешение на слияние дает антимонопольный орган на основе представленных компаниями документов и проводимого собственными силами анализа возможных изменений на рынке. Антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возможного повышения цен, что нарушает интересы потребителей. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии по HHI или возможно повышение потребительских цен выше обоснованного уровня, то слияние не разрешается.

Для оценки того, как влияют слияния фирм-конкурентов на цены товара,  разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся. Но это не дает гарантии от повышения цен через какое-то время после слияния. Поэтому антимонопольные органы проводят анализ возможности расширения количества товаропроизводителей в случае повышения монополистом цен на рынке на 5%. В этих целях опрашиваются возможные потенциальные производители или новые поставщики этого товара, находящиеся в географических границах данного рынка и за его пределами, на предмет перехода их на выпуск данного товара и его поставок в зону повышенных цен. Если в течение двух лет после повышения цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не считаются ущемленными.

Слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.

2) Пресечение доминирующего положения. Для рассмотрения антимонопольными органами дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство. Однако, как правило, интерес антимонопольных органов вызывает достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50 % в установленных границах. Доказательства нарушения и обращение в суд при достаточных основаниях возлагается на антимонопольные органы.

Чаще всего использование доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.

В принципе фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства до суда. При выносе судебного решения фирма-виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб в сумме в три раза превышающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде.

3) Недопущение ограничения конкуренции. Ограничение конкуренции не допускается любыми возможными способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены за аренду помещений, чем его конкурентам. Для этого проводится конкурс между желающими войти в круг арендаторов. Не допускается устанавливать для какой-либо фирмы более высокие цены на товары, сырье, материалы, чем ее конкурентам и т.д.

Монополизация рынков допускается законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия». По законодательству США владелец патента имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет.

4) Противодействие сговору. Наиболее распространено нарушение антимонопольного законодательства в виде сговора с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем, определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются.

В случае наличия документа, подтверждающего сговор, решение антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования.

Иногда сговор может быть доказан на основе анализа статистической и ценовой информации. Так было с делом шести фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет, и было отмечено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при их одновременном повышении. Схема движения цен на муку, составленная антимонопольными органами, послужила для суда доказательством нарушения правил конкуренции.

В качестве доказательства сговора принимается свидетельство очевидцев встречи руководителей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве, если через определенное время будут обнаружены признаки сговора. Но чаще всего основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают конфиденциальные сообщения, полученные в частном порядке от сотрудников фирмы или других лиц, обладающих такими сведениями.

5) Разделение монополиста на несколько частей в случае нарушения антимонопольного законодательства. Такая мера на практике используется достаточно редко. Вместе с тем, в мировой практике она имеет место. Так, крупнейшая американская компания Standard Oil, крупнейший монополист на рынке нефтепродуктов, была разделена в 1908 году. Авиатранспортная компания PANAMERICAN  была разделена на 7 самостоятельных компаний. В России подобных прецедентов не было.

6) Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги – это наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки.

Конкурсные торги при публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том числе, для нужд правительства, являются важным методом защиты интересов общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки при одном участнике и при проведении конкурса показали, что цены, предложенные правительству в отсутствие конкуренции, были существенно выше, чем при конкурсе. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта снижается от 2 до 18 %. В США ежегодно раскрываются сотни контрактов с фальсифицированными заявками, и Правительство взыскивает с виновных миллионы долларов.

Фальсификация заявок – достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции в мировой практике и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе, и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Нередко образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают на серию контрактов.

Существуют меры по пресечению или существенному ограничению фальсификации конкурсов.

1.  Желательно, чтобы конкурсы были открытыми и чтобы участники торгов не знали друг друга.

2.  Целесообразно, чтобы в торгах участвовало как можно больше заявителей. В этом случае сложнее сговориться и больше вероятности проведения честных конкурентных торгов.

Информация о работе Антимонопольная политика государства и механизм её реализации