Антимонопольная политика государства и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование основ антимонопольной политики государств и, в частности, России. Для этого были рассмотрены вопросы: механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы; антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения. Чтобы подчеркнуть необходимость антимонопольной политики был рассмотрен вопрос негативные стороны монополизма, а для того, чтобы выяснить условия, при которых применяется антимонопольное регулирование, – способы определения степени монополизации рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Монополия как экономическое явление. Формы и виды монополий
1.2. Предпосылки формирования и развития монополий в России
1.3. Сущность и проблемы антимонопольного регулирования
2. 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРОВ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
2.1. Цели и методы антимонопольного регулирования в России
2.2. Основные приемы демонополизации рынков
2.3.Оценка эффективности государственной антимонопольной политики
3. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольной политики
3.1.1. Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
3.1.2. Краткосрочная антимонопольная политика
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

антимонопольная политика государства и механизм её реализации.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятии, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

1.2. Предпосылки формирования и развития монополий в России.

 

   Главной особенностью монополизации  российского рынка является то, что, по сути своей, вследствие плановой экономики социалистического СССР рынок изначально был полностью монополизирован.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, каждая часть которого обладала минимальной автономией и целиком зависела от государства.

При этом удовлетворение потребности всей страны в каком-либо товаре обычно поручалось всего нескольким крупным заводам.

     Причин такому положению вещей было две:

1). Государство старалось получить положительный эффект от масштабов производства, т.е. уменьшение средних издержек на производство одной единицы товары. В теории это разумно, но на практике же предприятия становились настолько крупными, что издержки наоборот возрастали, а качество продукции оставляло желать лучшего. Очень часто предприятия любой ценой пытались перевыполнить план, т.е. произвести количество продукции, превышающее запланированное. На деле это вело только к ухудшению качества продукции, но, кроме покупателей, это вряд ли кого волновало. Одним словом, у государства была гипертрофированная тяга к гигантизму по отношению к предприятиям. Именно во времена СССР были созданы такие промышленные гиганты, как АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ Норильский никель, Северсталь и др.

2). Наличие небольшого количества крупных предприятий помогало их централизованному управлению государством. Все важнейшие решения по развитию и функционированию экономики страны принимались централизованно общенациональными плановыми органами, соответственно управляемость хозяйства становилась выше при уменьшении количества  производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте намного проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают несколько сотен мелких заводов по всей стране.

     Также одной из крупнейших проблем тогдашней экономики являлось отсутствие дублирующих предприятий: к концу 80-х более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 было подвержено сильной монополизации.

     Из всего это можно сделать простой вывод: если в рыночной экономике западных стран монополизация возникает естественным путём из-за слияний фирм, то в современной российской экономике высокая монополизация является пережитком плановой экономики социалистического строя, пребывавшего у нас в стране менее двух десятков лет назад.

     Во время развала СССР и начала национализации экономики контроль над крупнейшими предприятиями попал в руки отдельных людей (названных впоследствии «олигархами»). Вследствие резкого перехода плановой экономики в рыночную резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. В стране творился жуткий бардак, и мало кому было дело до создания антимонопольного законодательства.

     В настоящее время несмотря на деятельность федеральной антимонопольной службы российский рынок всё еще остаётся высокомонополизированным, хотя по сравнению с началом 90-х ситуация улучшилась. Для уменьшения монополизации рынка следует проводить деятельность в двух различных направлениях: непосредственно пресекать деятельность конкретных монополий и бороться с монополизацией всей экономики в целом. О конкретных проблемах борьбы с монополиями речь пойдёт позже, сейчас же речь пойдёт о долгосрочной антимонопольной политике, направленной на стимулирование конкуренции во всём российском рынке.

 

1.3. Сущность и проблемы антимонопольного регулирования

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддержания конкурентных основ рыночных отношений.

Важнейшими направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное воздействие.

Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание форм экономического порядка. В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объёмом полномочий различных организационных структур, прежде всего – антимонопольных органов - Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС России) и его территориальных управлений, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство Российской Федерации.

В отечественной юридической литературе понятие «законодательство» принято рассматривать в широком и узком (собственном) смысле слова.

В широком смысле слова законодательство – это комплекс (система) издаваемых уполномоченными органами нормативных актов, важнейшим из которых, является закон. Основополагающее место в такой системе законодательства занимает Конституция России, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской федерации.

В узком смысле слова законодательство рассматривается как система законодательных актов, включающая федеральные законодательные акты и нормативные решения Президента, Правительства России, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Исходя, из вышесказанного дадим определение антимонопольного законодательства: Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного регулирования рыночных отношений представляющая собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Проблемы, касающиеся формирования, применения и совершенствования российского антимонопольного законодательства, требуют комплексного научного исследования.

Актуальность исследования проблем ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции обусловлена,

-во-первых, проведением и углублением экономических и правовых реформ в Российской Федерации,

-во-вторых, необходимостью осмысления, а также выявления специфики российского антимонопольного законодательства (законодательства о регулируемых монополиях) и практики его применения,

-в-третьих, недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов,

-в-четвёртых, потребностью в теоретическом обосновании предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и законодательства о регулируемых монополиях,

-в-пятых, необходимостью согласования теоретических разработок в области антимонопольного регулирования и правоприменительной практики.

 

 

 

 

 

 

2. 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРОВ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

2.1.Цели и методы антимонопольного регулирования в России

Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами, а также разработка методов антимонопольного регулирования.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

прямое регулирование цен;

налогообложение;

регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

 

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Установление максимально допустимых цен.

На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

 

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума.

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и

поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ), а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t — ставка потоварного налога.

 

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 2.2

Рис. 2.2. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

Информация о работе Антимонопольная политика государства и механизм её реализации