Антиинфляционная политика государства, инфляционное таргетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. В данной работе мы рассмотрим сущность и направления антиинфляционной политики государства, основные методы борьбы с инфляцией, влияние антиинфляционных мер на положения населения, страны и экономики в целом и, наконец, современное положение антиинфляционной политики в России. Попытаемся ответить на наиболее актуальные для всего общества вопросы: какова сущность такой политики, каковы тенденции ее развития в современных условиях, положение общества в период инфляции и при применении политики, рассмотрим идею социально-экономических последствий инфляции и т. д. Цель же настоящего реферата – выявить проблематику данной темы с основами современной экономической науки

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинф политика гос реф 12 неделя финансы.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

 

Инфляция не могла не сказаться на социально-экономическом положении в РК. Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном состоянии рынка в Казахстане, то есть неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к обратным результатам, ожидаемым в соотношениях цен на отдельные виды товара, услуг. Разрешение коммерческой деятельности гражданам, организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров, улучшения снабжения, удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции, привело к неуправляемым процессам перераспределения. Этот процесс приобрел стихийный, неуправляемый характер, то есть ослабление контроля со стороны государственных органов, игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

 

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения, хозяйствующих субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве.

 

Политическая нестабильность, недоверие населения к правительству, политические кризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения, приводит к «бегству» от денег, что усиливает спрос на не обесценивающиеся активы, иностранную валюту, золото.

 

Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос, закупку товаров впрок, что порождает дефицит и соответствующее повышение цен. Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приёмы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги её возникновения.

 

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:

    • чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;
    • все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения.

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственноэкономическая.

 

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства. Сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн. При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны.

Следующий метод, антиинфляционная фискальная политика, которая проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета. Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. И третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции, предпочтительнее простая и надежная налоговая система.

 

  1. ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ

 

Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:

  • центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции;
  • прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достичь;
  • разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики.

 

Следовательно, денежные власти устанавливают  плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения.

 

Инфляционное таргетирование требует  выполнения 2 условий:

Центральный банк должен иметь достаточную степень независимости – по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для выполнения этого условия стране необходимо отказаться от принципа «фискального доминирования», т. е. бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику (низкий или нулевой уровень правительственных заимствований у Центрального банка и достаточная степень развитости внутреннего финансового рынка);

Правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. При сохранении фискального доминирования налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики.

 

В еврозоне в настоящее время  используется комбинация денежного  таргетирования, которая исходит  из установления ориентира денежного  агрегата МЗ и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.

 

Инфляционная цель в разных странах  определяется по-разному и основные различия ее касаются трех параметров таргетирования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона  отклонений инфляционного ориентира.

 

Под временным горизонтом таргетирования понимается период времени, в течение  которого планируется достигнуть поставленной цели. Горизонт таргетирования определяется чаще всего в зависимости от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. При достижении инфляцией  целевого значения ее предполагается удерживать на этом уровне на протяжении 5 лет.

 

Уровень цен. В настоящее время  изменения в расчетах индекса  потребительских цен (ИПЦ) из-за появления  новых товаров или увеличения спроса на товары повышенного качества происходят часто, поэтому в реальности стабильность цен означает не столько  нулевое, сколько небольшое положительное  значение прироста ИПЦ, что побудило руководство многих стран выбрать  инфляционный ориентир величиной в 2 % годовых.

 

Инфляционное таргетирование в  Республики Казахстан:

 

Инфляционное  таргетирование означает применение операционного инструментария центрального банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность. С теоретической точки зрения, инфляционное таргетирование лучше всего описывается как операционная модель по принятию решений в области денежно-кредитной политики. Операционный подход состоит в изучении явлений и объектов с точки зрения упорядоченной последовательности признаков (статистических величин, характеризующих процесс), измененных характеристик и элементарных действий. Соответственно, операционная модель денежно-кредитной политики представляет собой логическое или математическое определение политики центрального банка.  Национальный Банк Республики Казахстан  с 2000 года установил 3-х летний горизонт планирования денежно-кредитной политики. С 2004 года рассчитывается индекс «базовая инфляция» и выпускается обзор инфляции. Необходимым элементом инфляционного таргетирования также является модель трансмиссионного механизма, которая позволяет повысить точность прогнозов по инфляции, оценить влияние мер, принимаемых в области денежно-кредитной политики, на инфляцию. К настоящему времени разработана схема и создана модель денежной трансмиссии в Казахстане.

 

Валютное  регулирование является частью денежно-кредитной политики и направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в стране путем установления порядка проведения валютных операций субъектов, а также общих принципов осуществления таких операций. Однако эффективность валютного регулирования была бы низкой без установления действенного контроля за операциями, проводимыми участниками валютного рынка. Валютный контроль имеет важное экономическое значение. Его центральная задача – защита национальной валюты административными методами. Соблюдение ст. VIII Устава МВФ означает, что эти меры не препятствуют проведению текущих операций и обеспечению конвертируемости национальной валюты для нерезидентов. Мишель Пебро определил преимущества и неудобства применения валютного контроля, как полезность валютного контроля, заключающуюся не только в «механическом» воздействии на финансовые потоки между страной и прочим миром, но также и в его сдерживающем психологическом эффекте. Введение или ужесточение валютного контроля способствуют приведению платежного баланса в равновесие. Существование валютного контроля имеет, главным образом, сдерживающий эффект, но его ужесточение сигнализирует общественности о серьезности ситуации.

 

При принятии Основных направлений денежно-кредитной  политики Национального Банка Республики Казахстан должно  учитыватся следующие - с развитием финансового рынка  в Казахстане поскольку наблюдается  ослабление взаимосвязи между денежными  агрегатами и инфляцией, поэтому  прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним  не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются  при составлении Основных направлений  денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира. Республика Казахстан не исключение.

 Инфляция  в Казахстане обладает характерными  особенностями. Прежде всего, она  развивается в обстановке резкого  спада производства.

 Другой особенностью  инфляции в Казахстане является  то, что она возникла из состояния "подавленной инфляции", когда  цены на товары и услуги  были искусственно низки, но имелся  их значительный дефицит. Важной  особенностью развития инфляции  в республике является высокая  степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных  предприятий, работавших на потребности  экономики Советского Союза. Крупные  сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия  не имеют аналогов в республике  и не создают конкурентной  среды, присущей рынку.

 Следующей  особенностью является сырьевой  характер народного хозяйства  Казахстана, что обусловливает зависимость  внутреннего рынка по потребительским  товарам от внешних рынков.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения, хозяйствующих субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве. Политическая нестабильность, недоверие населения к правительству, политические кризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения, приводит к «бегству» от денег, что усиливает спрос на не обесценивающиеся активы, иностранную валюту, золото.

 Как видим, процесс инфляции мешает развитию  экономики, поэтому необходимо проводить  меры по преодолению инфляции. Наиболее целесообразным является  последовательное регулирование  цен и заработной платы.

Изучив довольно кратко вышеуказанную тему, мы поняли, насколько глобальна эта тема для сегодняшнего общества. Большой объем материала, множество точек зрения затрудняет изучение данной темы, тем более что многие вопросы еще активно обсуждаются экономическими исследователями и поэтому дают право на свою точку зрения. Рассмотрев эту тему, узнаешь для себя много нового, что позволяет разобраться в современной экономической обстановке. Известно, что массовая экономическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от краха и полной нищеты, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование экономической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве – забота  всего современного общества, важное условие его благополучия.

Современная инфляция – не аномалия, это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию. Есть основание считать, что источники инфляции коренятся не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не значит, что с инфляцией нужно смириться, просто бороться с ней не следует краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики. Необходимы глубинные преобразования, обусловливающие переход на постиндустриальную стадию развития, к «новой экономике». Не исключено, что многовековая проблема инфляции и антиинфляционных мер будет решена именно таким образом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева «Повышение благосостояния граждан Казахстана –главная цель государственной политики»
  2. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. Учебное пособие. – Киров: Издательство «АСА», 1995. – 624 с.
  3. Бактыбекова Д.К, Ибраимханова А.Е. Теория и практика инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт. Караганда, 2013
  4. Иванов И. «Россия на пороге ВТО»//Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №8. – с. 7
  5. Шеденов У.К. «Общая экономическая теория» с. 80-84.

 

 


Информация о работе Антиинфляционная политика государства, инфляционное таргетирование