Антиинфляционная политика государства, инфляционное таргетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. В данной работе мы рассмотрим сущность и направления антиинфляционной политики государства, основные методы борьбы с инфляцией, влияние антиинфляционных мер на положения населения, страны и экономики в целом и, наконец, современное положение антиинфляционной политики в России. Попытаемся ответить на наиболее актуальные для всего общества вопросы: какова сущность такой политики, каковы тенденции ее развития в современных условиях, положение общества в период инфляции и при применении политики, рассмотрим идею социально-экономических последствий инфляции и т. д. Цель же настоящего реферата – выявить проблематику данной темы с основами современной экономической науки

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинф политика гос реф 12 неделя финансы.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

Министерство Науки и Образования Республики Казахстан

Казахский экономический университет

им. Т.Рыскулова

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: ФИНАНСЫ

на тему: «Антиинфляционная политика государства, инфляционное таргетирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ескараев Р.

Студент группы: ФНД-122   

Проверил(а): Маркелова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. В данной работе мы рассмотрим сущность и направления антиинфляционной политики государства, основные методы борьбы с инфляцией, влияние антиинфляционных мер на положения населения, страны и экономики в целом и, наконец, современное положение антиинфляционной политики в России. Попытаемся ответить на наиболее актуальные для всего общества вопросы: какова сущность такой политики, каковы тенденции ее  развития в современных условиях, положение общества в период инфляции и при применении политики, рассмотрим идею социально-экономических последствий инфляции и т. д. Цель же настоящего реферата – выявить проблематику данной темы с основами современной экономической науки.

В настоящее время данная тема привлекает не только экономических исследователей, но все общество в целом. Дело в том, что современное переустройство нашей страны поставило перед большинством населения такие вопросы: чем отличается инфляция от обычного повышения цен, какими методами можно остановить процесс инфляции, какая экономическая политика должна укрепиться в нашем государстве, так чтобы мы заняли достойное место в цивилизованном мире? Подобных проблем мы могли перечислить множество, но важно не только их выявить и перечислить, но и теоретически осмыслить, а потом попробовать реализовать на практике наши идеи.

Такими вопросами, как инфляция, ее экономические и социальные последствия, антиинфляционная политика и т. д., занимались и занимаются не только  в нашей стране, но и за рубежом, так как они являются насущными для всего мира в целом.

Данная работа является самостоятельной попыткой осмыслить тему «Антиинфляционная политика государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

 

В мировой экономической науке считается, что древний медицинский термин «inflatio», означающий «вздутие», был впервые использован в экономической литературе для характеристики денежного обращения США периода Гражданской войны 1864-1865 гг. приоритет приписывают А. Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: бумажный пузырь». Подобные утверждения немецких и американских историков воспроизводились и в отечественной литературе.

Однако об «инфляционном росте цен» в американской печати писалось и раньше, например, в небольшой статье К. Маркса «Торговые кризисы и денежное обращение в Англии» (1858 г), в работе «К критике политической экономии» (1859 г) и в первом томе «Капитала» (1867 г).

Со временем сформировалось наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Или другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами или как дисбаланс нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах.

Инфляция порождается комплексом причин, важнейшими из которых являются:

 

  • дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги

 

  • высокий уровень непроизводственных расходов государства (особенно военных расходов), связанных с затратой человеческого труда, не увеличивающего выпуска потребительских благ

 

  • товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения и на этой базе - росту цен

 

  • монопольное положение ряда производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию без соответствующего повышения ее потребительских качеств или выпускать преимущественно дорогостоящую продукцию

 

  • отрыв роста заработанной платы от роста производительности труда, а также ряд других причин. Эти причины порождают и способствуют постоянному воспроизводству дефицита госбюджета и часто – излишнюю денежную эмиссию (эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. К настоящему времени сложилось два основных направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Суть кейнсианской антиинфляционной политики сводится к созданию эффективного спроса, который создается посредством предоставления крупных государственных заказов частным фирмам. В результате мультипликационного эффекта экономика выходит из состояния депрессии, сокращается безработица. Параллельно этому создаются условия дешевого кредита. В результате таких мероприятий растет объем совокупного предложения, кривая AS смещается вправо и вниз, а значит, уровень цен падает, инфляция сокращается.

Ценой кейнсианской политики является рост бюджетного дефицита, который нельзя покрывать дополнительной эмиссией денег (иначе инфляция вспыхнет вновь с новой силой). Кейнс рекомендовал использовать государственные займы, которые погашаются впоследствии, когда экономика окончательно окрепнет.

По мнению монетаристов, инфляция является чисто денежным феноменом и порождена неграмотным вмешательством государства в экономическую сферу. Увеличение совокупного предложения, по мнению монетаристов, не должно стимулироваться дополнительными инвестициями, стимулированными государством. Предпочтения монетаристской политики сводится к демонополизации, приватизации (сокращению государственного сектора), либерализации, жесткому ограничению денежной массы, сбалансированию бюджета за счет сокращения социальных программ, налоговому стимулированию предпринимательства. Параллельно с этим монетаристы рекомендуют сократить совокупный спрос, и, прежде всего, заморозить заработную плату, минимизировать льготы для населения и трансфертные выплаты.

В отличие от кейнсианцев, монетаристы предлагают не дешевый, а дорогой кредит. Поэтому для слабых фирм кредит становится недоступным, и они разоряются. Сильные же фирмы предлагается поощрять низкой ставкой налогов. Понятно, что применение таких принципов негативно сказывается на благосостоянии основной части населения, ведет к подрыву социальной стабильности и возможным политическим катаклизмам. Падение спроса может стимулировать резкий спад производства, увеличивать безработицу.

Но, так или иначе, эти два подхода имеют место в истории экономики (Так, реформирование российской экономики с января 1992 г. (получившее наименование «шоковой терапии») велось монетаристскими методами, что привело к соответствующим последствиям. Влияя на положение в стране разными способами, они при правильной политике должны дать свои положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления, поэтому антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно, на что указывает Президент Республики Казахстан в своей статье.

 

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

 

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

 

Одним из действенных инструментов выхода из кризиса является кредитно-денежная политика государства. Данный подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными благами, которые различны в разных странах и в разных условиях.

 

Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  • Операции на открытом рынке ценных бумаг;
  • Учетно-процентная или дисконтная политика;
  • Норма обязательного резервирования;
  • Валютная политика (валютное регулирование);
  • Таргетирование инфляции.

 

Денежную эмиссию Центральный банк обычно осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов: валютный канал эмиссии, фондовый канал эмиссии, кредитный канал эмиссии. Кредитный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка. Преодолеть несоответствия («перегрев» экономики) можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путём сжатия денежного предложения, что не всегда можно чётко осуществить.

 

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями, связанными со спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до- и послесоветский период. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства. Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния «подавленной «инфляции, когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Состояние «подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического равновесия, поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами - тотального дотирования убыточных производств, отраслей. Процесс сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий, организаций, населения, на которые нельзя было приобрести продукцию производственно-технического и потребительского назначения. По своей сути это инфляция спроса, т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения не мог быть удовлетворен со стороны предложения.

 

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана, что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков. В данном случае инфляция генерируется за счет двух составляющих. Во-первых, удорожание импортируемой продукции за счет таможенных пошлин. Во-вторых, разницей в стоимости и соответственно в ценах на сырьевую продукцию, с одной стороны , и готовые потребительские или инвестиционные товары - с другой .Данный фактор проявляется через состояние платежного баланса государства - его отрицательное сальдо. Сбалансирование достигается за счет внешних займов, распродажи активов, снижения официальных валютных резервов государства. Однако, названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике, требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции.

 

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект - налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28%, акцизов, экспортных и таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции, в Фонд преобразования экономики, Государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование. Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса, переключение его на потребительский. Это необходимо, чтобы не допустить кризиса перепроизводства. В Казахстане падение инвестиционного спроса, дополнительное его сокращение связано с влиянием действия НДС, что еще больше усугубляло проблему накоплений и является фактором снижения инвестиций в народное хозяйство.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства, инфляционное таргетирование