Антиинфляционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрывая особенности инфляции как многофакторного процесса, выявить наиболее приемлемую антиинфляционную модель для России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «инфляция» как многофакторное явление.
2. Раскрыть причины инфляционных процессов.
3. Выявить динамику развития данного экономического явления в России.
4. Проанализировать последствия инфляции и принятые антиинфляционные меры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Инфляция и ее определяющие.
1.1 Понятие инфляции……………………………………………………..5
1.2 Измерение инфляции………………………………………………….8
1.3 Виды инфляции их классификация и причины инфляционного роста цен………………………………………………………………..10
2. Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Последствия инфляции………………………………………………..19
2.2 Инфляция и трудовые доходы………………………………………..21
2.3 Инфляция и кредитные отношения………………………………….23
2.4 Кривая Филлипса……………………………………………………..26
3. Влияние инфляции на экономику России и пути её решения.
3.1 Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер………….31
3.2 Антиинфляционная модель для России……………………………37
Заключение…………………………………………………………………..42
Список использованных источников и литературы………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика РФ.docx

— 107.76 Кб (Скачать файл)

     -    индекс стоимости строительства;

     -    индекс цен производителей – показатель, отражающий изменения оптовых цен производителей в определенный период времени.

     М Н Чепурин выделяет еще ряд индексов:

     -    индекс оптовых цен – исчисляется для трёх групп товаров: конечных товаров, готовых для использования, но не проданных потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.

     -    индекс экспортных цен;

     -    дефлятор валового национального продукта (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала. Он измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен. 

       Зная и используя разнообразные  индексы, можно эффективнее отследить  уровень инфляции. Даже данные  о превышении доходов населения  над расходами в процентах  к доходам также могут характеризовать  этот показатель. Если доходы  растут быстрее или даже одинаково  с ценами, это свидетельствует  об опасности раскручивания инфляционной  спирали.

     Как видно, темп инфляции подсчитать не сложно, а поддерживать ее приемлемый уровень  может не каждое государство. Для  России эта проблема все еще, к  сожалению, остается актуальной. 
 

     1.3 Виды инфляции их классификация и причины инфляционного роста цен.

     Многие  экономисты пытались и пытаются объяснить  истинные причины инфляции. Дж. М. Кейнс и его последователи считали, что они заключены в чрезмерном спросе при полной занятости, т. е. со стороны спроса. Неоклассики искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны предложения. Современные экономисты, например, А.С.Булатов руководствуются тем, что распространенная причина инфляции – денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

  Независимо  от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста  производительности труда, циклических  и сезонных колебаний, структурных  сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации  и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия  внешнеэкономических связей, стихийных  бедствий, и т.п. Следовательно, что  не всякий рост цен – инфляция, поэтому  особенно важно выделить действительно  инфляционные причины роста цен.

  Рост  цен, связанный с циклическими колебаниями  конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной”  растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах  кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.

     Анализируя  печатные источники, нетрудно заметить, что к важнейшим инфляционным причинам роста цен многие экономисты относят следующие: 

     1.Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

     2.Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счёт займов в Центральном банке, т.е. неконтролируемой денежной эмиссии, что неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.

     3. Инфляционно-опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

     4. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией иизменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка, как считают С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, все менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции и стремится к олигополистической. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

     5. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Если предположить, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

     6.“Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены.

     7. Инфляционные ожидания Они особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции. Например, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, считая, что цены на сырье, оборудование поднимутся, начинают многократно завышать цену на свою продукцию. Пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

     Если  посмотреть более глубоко на истинные причины инфляции на примере нашей страны, то ситуация представится несколько иной. Ведь инициаторами повышения цен выступают не только правительство, но и олигархи, торговые и финансовые посредники, и, конечно, теневая экономика. Первый инициатор — само правительство. Оно утверждает тарифы на электроэнергию и энергоносители, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ. Именно рост цен на инфраструктурные услуги в последние годы на 40-50% определяет инфляцию на потребительском рынке. Вторая заинтересованная группа - олигархиСтремление к обогащению и потреблению толкает их на путь использования любого повода для повышения цен. Эти действия проявлялись в 2005-2006 гг. в решениях нефтяных монополий страны, способствующих увеличению внутренних цен на горючесмазочные материалы до мирового уровня.

     Третья  массовая группа - торговые и финансовые посредники. Достаточно привести пример хлебного рынка, на котором доля сельскохозяйственных производителей составляет 15-20%, а посредников - 40-50% конечной цены.

     Другой  источник инфляции - теневая экономика. Действительный избыточный денежный спрос создает частный бизнес. В покупательные фонды перекачиваются обналиченные оборотные средства предприятий, не учитываемая оплата труда. Согласно статистике теневой оборот средств, на взгляд В Смирнова и Т Лукьянчиковой, занижен. Они руководствуются следующими данными: теневая заработная плата в 2004 г. оценена в 11% публикуемой в отчетах, а в действительности, скрываемая от налогов заработная плата в частном секторе, в 2-3 раза выше. Сами предприниматели свободно расходуют оборотные средства на личные нужды. Этот прирост покупательных фондов даже не оценивается. Однако его величина превышает прибавку доходов бюджетников и пенсионеров. Достаточно, на мой взгляд, привести недавний факт раскрытия обналиченных средств в системе банков (только в одном из них было обнаружено 200 млрд. руб.).

     Таким образом, обращая внимание хотя бы на причины инфляции, можно с уверенностью сказать, что она представляет собой  чрезвычайно сложный, противоречивый, не в полной мере изученный процесс.

     Виды

     Как известно, существует несколько видов  инфляции. Почти каждый экономист  пытается охарактеризовать их со своей  позиции, аргументируя собственно подобранными примерами. На мой взгляд, наиболее точно, конкретно и доступно классифицировал виды инфляции О Ю Мамедов. Рассмотрим их подробнее:

  Инфляция  спроса - это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены. 

     Рис.1 График инфляции спроса

     

     Инфляция  предложения, где рост цен объясняется возрастанием издержек. Этот вид инфляцииобычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене.

     Таким образом, инфляция предложения гораздо  сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед ситуацией: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

  Кроме того, инфляция может быть ожидаемой и неожидаемой.

  Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже является прямым результатом действий Правительства.

     Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.

     Рассмотрим  виды инфляции с точки зрения соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

     1. Сбалансированная инфляция - цены различных товаров неизменны относительно друг друга, она не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно должна увеличиваться цена конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и, таким образом, ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции.

     2. Несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Она является большой бедой для экономики. Еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами долгое время. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. 

     3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. В некоторых литературных источниках можно встретить термин «стагнации», когда предложение не растет длительное время. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

     Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. О подавленной инфляции следует сказать особо. Как считает А С Булатов, она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

Информация о работе Антиинфляционная политика России