Анализ эффективности амортизационной политики организации для целей ее обоснования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена той значимой ролью, которую играет оптимально сформированная амортизационная политика в производственных и воспроизводственных процессах как на отдельно взятом предприятии, так и в масштабах национальной экономики в целом. Совершенствование амортизационной политики - одно из важнейших направлений деятельности государства в области реформирования экономики, способствующее сохранению, техническому перевооружению и дальнейшему развитию производства, успешной реализации научно-исследовательского потенциала предприятий. Несоответствие амортизационной политики реальным процессам, протекающим в экономике, приводит к деформациям в обороте основного капитала, замедлению в вводе новой и выводе физически и морально устаревшей техники и другим негативным последствиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. Теоретические основы формирования амортизационной политики
І.1 Сущность и элементы амортизационной политики
І.2 Значение и задачи выбора амортизационной политики
I.3 Методы начисления амортизации
Раздел ІІ. Анализ эффективности амортизационной политики организации для целей ее обоснования
II.1 Анализ влияния способов начисления амортизации на показатели эффективности работы организации
II.2 Влияние выбора амортизационной политики на формирование финансового результата
II.3 Совершенствование оценки амортизационной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

амортизация.docx

— 136.92 Кб (Скачать файл)

накоплению достаточных средств для простого и расширенного воспроизводства;

созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться таких принципов, как:

своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;

дифференцированность сроков полезного использования и соответственно норм амортизации в зависимости от функционального назначения основных фондов, учет их морального и физического износа;

обеспечение за счет амортизационных отчислений не только простого, но и расширенного воспроизводства основных средств;

обеспечение целевого характера использования амортизационных отчислений на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации;

стимулирование своевременного обновления основных фондов и ускорение научно-технического прогресса;

предоставление больших прав предприятиям в области проведения амортизационной политики.

Исходя из сущности, цели и задач амортизационной политики, можно сделать вывод, что она играет важную роль в экономике любого государства. Амортизационная политика является мощным рычагом воздействия государства на происходящие экономические процессы и управления ими в необходимом направлении [40;103]

Проводя эффективную амортизационную политику, государство тем самым способствует:

- ускорению темпов научно-технического прогресса;

- наращиванию национального богатства страны;

- улучшению качественного состояния основных фондов;

- оживлению инвестиционной деятельности;

- обеспечению конкурентоспособности отечественной продукции;

- развитию отечественной экономики.

В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная политика, ориентированная на международные стандарты как в направлении экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества, так и применения новых эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной политики является значительное снижение сроков полезного использования амортизируемого имущества, более широкая возможность выбора методов начисления амортизационных отчислений.

Основными элементами амортизационной политики являются:

1. Взаимосвязь амортизационной политики с инвестиционной и инновационной политикой. Амортизационные отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивает простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде сего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала.

В течение ряда последних лет для экономики Украины был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств.

В то же время направления инвестирования оказывают влияние на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение инноваций, поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно значительно повысить производительность труда и качество продукции без существенных затрат на основные фонды.

2. Разработка экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества. Срок полезной службы - ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Вместе с тем действует целый ряд факторов, противодействующих максимилизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому, при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются следующие факторы:

ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;

моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива;

юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

3.Реализация наиболее эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Действующими в настоящее время нормативными актами государство предусматривает несколько механизмов начисления амортизационных отчислений. К ним относятся:

линейный метод;

ускоренный (нелинейный) метод (с применением понижающих коэффициентов, с использованием повышающих коэффициентов, с льготным режимом начисления амортизационных отчислений (для малых предприятий), с мерами ограничительного характера на применение ускоренной амортизации (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).

На основе разрешенных к применению механизмов каждый хозяйствующий субъект выбирает наиболее оптимальный и приемлемый вариант, исходя из конкретных целей и задач развития предприятия и сложившихся условий хозяйствования.

4. Создание условий, обеспечивающих использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением. На протяжении ряда последних лет предложение инвестиций на украинском рынке не удовлетворяет потребностей в них, и для создания конкурентоспособной отечественной технической базы производства необходимо привлечение дополнительных ресурсов. В связи с этим в настоящее время исключается возможность массового обновления основного капитала, и тем более за счет собственных инвестиционных ресурсов. Необходимо привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный постоянный источник финансирования воспроизводства внеоборотных активов - амортизационные отчисления - должен использоваться с наивысшей отдачей. Для этого государству необходимо создавать условия, обеспечивающие использование амортизационных отчислений в соответствии с их функциональным назначением.

5. Налоговое стимулирование ускорения обновления амортизируемого имущества. Введение нового порядка начисления амортизационных отчислений напрямую связывается со стимулированием обновления имущества в производственном секторе экономики, поскольку при формировании амортизационной политики появилась возможность выбора метода начисления амортизации, а следовательно, регулирования величины прибыли, налога на прибыль и налога на имущество. Таким образом, механизм ускоренной амортизации можно рассматривать в качестве своеобразной формы налоговых скидок, преследующей цель стимулирование инвестиций и внедрения новой техники.

6. Методическое руководство процессами разработки и реализации амортизационной политики. Методическое руководство амортизационной политикой включает:

подготовку пакета нормативных актов;

проведение мероприятий по обучению персонала, обмену опытом работы в соответствующем направлении;

руководство процессами внедрения новых правил, методов, способов начисления амортизационных отчислений, их учета, составления отчетности;

своевременное доведение распорядительных документов до исполнителей и другие мероприятия.

Методическое руководство амортизационной политикой должно осуществляться на всех уровнях управления, поскольку эффективность амортизационной политики во многом зависит от качества управленческих решений, принимаемых всеми участниками этого процесса.

7. Мониторинг и контроль за реализацией амортизационной политики. Мониторинг - это наблюдение за состоянием дел в области амортизационной политики с целью контроля за ее реализацией и прогноза. Мониторинг должен включать получение сведений по установленной форме (оценка последствий изменения финансового положения, условий накопления и расходования амортизационных начислений), обобщение и подготовку сводных материалов, а также соответствующих предложений по совершенствованию механизма начисления амортизационных отчислений, обеспечению целевого характера их использования, контролю за рациональным их расходованием. Информация, получаемая посредством мониторинга позволяет оценивать размеры инвестиций, текущие условия хозяйственной деятельности и стратегию предприятий, качество механизмов амортизационной политики и перспективы ее развития. [39.c.112]

8. Оценка результативности амортизационной политики государства. На основе полученной в процессе мониторинга информации осуществляется оценка результативности амортизационной политики с точки зрения ее эффективности. В качестве показателей эффективности амортизационной политики могут выступать такие, как:

соотношение темпов ввода основных фондов и темпов их выбытия;

степень износа основных фондов;

использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением;

средний возраст основных фондов;

доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;

степень использования производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции;

доля активной части основных производственных фондов в их видовой структуре;

прирост дохода за счет улучшения использования амортизируемого имущества.

Оценка эффективности амортизационной политики, механизмов и перспектив ее развития важна как для предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, так и органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

I.2 Значение и задачи выбора амортизационной политики

Амортизационную политику организации можно рассматривать как составную часть общей политики управления операционным основным капиталом, как часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, как составную часть общей политики управления операционными оборотными активами.

В частности, амортизационная политика как часть общей политики управления операционными оборотными активами заключается в индивидуализации уровня интенсивности их обновления в соответствии со спецификой их эксплуатации.

Амортизационная политика как составная часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов заключается в управлении амортизационными отчислениями от используемых собственных основных средств и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность [38;с.58.].

Таким образом, каждый раз содержание амортизационной политики в этих вариантах раскрывается или через интенсивность обновления внеоборотных активов, или управление амортизационными отчислениями.

На наш взгляд, в понятие амортизационной политики должна входить каждая из этих сторон и их необходимо рассматривать в совокупности. Если исходить из содержания амортизационной политики как комплексного понятия, то, оно должно включать: вопросы обновления внеоборотных активов, в зависимости от интенсивности их использования, вопросы формирования необходимых амортизационных ресурсов, а также их использования в соответствии с функциональным назначением.

Задачами амортизационной политики организации являются:

1. Оценка и переоценка амортизируемого имущества. Для правильного начисления амортизационных отчислений определяющее значение имеет оценка и переоценка амортизируемого имущества.

Согласно Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000 года № 92. основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, что соответствует основным требованиям зарубежных стандартов. Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств согласно украинским нормативным актам зависит от способа их поступления на предприятие. Поэтому предприятие, приобретая те или иные объекты внеобротных активов, должно учитывать особенности формирования их стоимости исходя из условий их получения.

Учет основных средств по первоначальной стоимости, которая может довольно значительно отличаться от восстановительной (особенно в условиях высоких темпов инфляции), приводит к тому, что суммы начисленных амортизационных отчислений не покрывают затрат на воспроизводство основных фондов. В этих условиях возникает необходимость их переоценки.

В условиях плановой экономики переоценка основных фондов осуществлялась примерно один раз в десять лет. С переходом на рыночные отношения и соответственно изменением условий хозяйствования, а также инфляции частота переоценок повысилась. Переоценка может осуществляться двумя способами:

индексным методом, при котором восстановительная стоимость объектов основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент, разработанный Госкомстатом Украины;

методом прямого пересчета, при котором переоценка основных средств производится на основе экспертных заключений,

Рыночный подход к переоценке основных фондов означает использование методов оценки, предусмотренных Международными стандартами, позволяющих рассчитать реальную стоимость основных фондов. [37.с.155]

В настоящее время у многих предприятий ощущается дефицит собственных средств, поэтому они заинтересованы в определении реальной рыночной стоимости основных фондов. В этом случае амортизационные отчисления начисляются в размерах, достаточных для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления, относимые на затраты производства и реализации продукции, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В результате амортизационные отчисления, как правило, многократно превышающие налог на имущество, остаются на предприятии и могут использоваться для воспроизводства основных фондов.

Если рассматривать проблему оценки основных фондов с точки зрения государственных интересов, то органы государственного управления также заинтересованы в информации о реальной стоимости основных фондов, участвующих в формировании налогооблагаемой базы. А эту информацию можно получить лишь с использованием рыночного подхода к их оценке.

Информация о работе Анализ эффективности амортизационной политики организации для целей ее обоснования