Анализ финансового состояния бюджетных учреждений Кыргызский Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:49, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня, очевидно, что средств выделяемых из бюджета на содержание и развитие здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и других отраслей непроизводственной сферы, явно недостаточно.
Перспектива развития любой организации, предприятия или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций. Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа ее финансового состояния, сравнения экономических показателей, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоритические аспекты учета и анализа в бюджетных учреждениях
Смета бюджетных учреждений основа функционирования бюджетных учреждений…………………………..……………………………….
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учрежденных …
Особенности анализа деятельности бюджетных учреждений…….
Глава 2. Организация учета и анализа деятельном в бюджетных учрежденных (на пример КНЦГ)
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности КНЦГ………………………………………………………………………………..
2.2 Учет бюджетных средств в КНЦГ……………………………………
2.3 Анализ эффективности использование бюджетных средств ……
Глава 3.Совершенствование учета и анализа КНЦГ
3.1 Пути повышения эффективности деятельности КНЦГ…………………(проблемы деятельности и пути решения медицинских учреждений)
3.2Предложения по совершенствования бухгалтерского учета в КНЦГ……………………………………………………………………………… (управленческий учет в медицинских учреждениях)

Вложенные файлы: 1 файл

анализ финансового состояния бюджетного учреждения.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

На основании проведенного анализа  нормативных документов по бухгалтерскому учету пришли к заключению о необходимости  более детального изучения особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации по видам хозяйственных средств на примере одного из учреждений.

 

 

1.3. Особенности анализа деятельности бюджетных учреждений

 

Экономический анализ – это совокупность методов формирования и обработки  данных о производственной и финансовой деятельности медицинских учреждений и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную оценку результатов их работы, выявить пути рационализации использования средств, повышения эффективности1.

При этом хозяйственная деятельность оценивается под углом зрения ее соответствия требованиям экономических законов, а также задачам, стоящим перед медицинским учреждением на данном этапе. Вместе с тем экономический анализ – это одна из функций управления. С этой точки зрения экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения. Поэтому экономический анализ должен завершаться принятием соответствующих управленческих решений.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между  учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная  информация проходит аналитическую  обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. С помощью анализа достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность2.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых  для научного обоснования и оптимизации  управленческих решений. Анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

В экономической литературе выделяют пять основных задач3:

1) выявление потребности общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений в нужном объеме;

  1. изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений и проверка соблюдения установленных нормативов. Ее решение предусматривает выявления по данной отчетности бюджетных учреждений соответствия количества оказанных услуг потребности в них, изучение их состава по различным признакам;

3) оценка эффективности использования  ресурсов;

4) выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности учреждений от нормативных или плановых и определение резервов;

  1. подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений;

Аналитическое исследование финансово-хозяйственной деятельности организации базируется на определенных правилах и приемах и выполняется в соответствии с определенной методикой4.

В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических  способов и правил исследования экономики  организации, которые определенным образом подчинены целям анализа. Обычно она содержит следующие разделы:

  • цели и задачи анализа;
  • объект анализа;
  • система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый

объект анализа;

  • советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
  • описание способов исследования изучаемых объектов;
  • источники данных, на основании которых производится анализ;
  • указание по организации анализа;
  • технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;
  • характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;
  • потребители результатов анализа.

При выполнении экономического анализа  выделяют следующие этапы5:

1.определение объектов, цели и  задач анализа;

2.составление плана аналитической  работы;

3.разработка системы показателей,  с помощью которых характеризуется  объект анализа;

4.сбор и подготовка необходимой  информации;

5.сравнение фактических результатов  хозяйствования с показателями  плана отчетного, с фактическими данными прошлых лет;

6.проведение факторного анализа;

7.выявление неиспользованных резервов  повышения

8.эффективности деятельности;

9.оценка результатов хозяйствования  с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов;

10. разработка мероприятий по максимальному использованию резервов.

Экономический анализ деятельности бюджетных  медицинских учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его  от анализа других видов организаций. Это обусловлено целым комплексом факторов6:

  • спецификой здравоохранения. Это сфера услуг, а не производство товаров. Отсюда такие особенности как отсутствие запасов готовой продукции и не применимость традиционных методов анализа запасов готовой продукции. Это также социальная сфера, предоставляющая жизненно важные блага, что определяет специфику эластичности спроса, наличие ряда ограничений;
  • сочетанием бюджетной и рыночных сфер. Наличие нескольких источников финансирования, и, как следствие, необходимость разделения доходов и расходов по источникам финансирования, отдельной оценки эффективности. Использования различного набора показателей для оценки эффективности различных сфер деятельности;
  • особенности статуса бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения не являются собственниками используемого имущества. Это не позволяет им реализовать часть имущества в целях увеличения объема оборотных средств, а, следовательно, невозможно оперировать такими понятиями как ликвидность и т.д. По этой же причине неприменимы основные подходы к анализу капитала, эффективности инвестиционных проектов. Бюджетные учреждения не имеют право получать кредиты у кредитных организаций, юридических и физических лиц, поэтому в большинстве случаев неприменимы показатели анализа использования привлеченных средств, финансовой устойчивости;
  • Особенности финансирования бюджетных учреждений. При бюджетном финансировании неприменимо большинство показателей отражающих экономическую эффективность: прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость. Ему мало, что дает для улучшения финансовых показателей повышения эффективности управления запасами медикаментов, так как их стоимость не возвращается в процессе очередного оборота.
  • Особенности финансового состояния бюджетных учреждений на настоящем этапе: недостаточное финансирование большинства бюджетных медицинских учреждений, что ведет к тому, что запасы медикаментов имеются в ограниченном объеме, а значит неактуально проводить анализ имеющихся запасов в расходных материалах. Кредиторская задолженность не всегда отражает реальный недостаток финансирования, поскольку медицинские учреждения просто снижают объемы приобретаемых медикаментов.

Все это оказывает влияние на экономические показатели, возможность  их использования и требует специальных  подходов при проведении экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений.

Кроме того, специфика здравоохранения  заключается в том, что здесь  принято выделять три основных вида эффективности: медицинское, социальное и экономическое, как соотношение  затрат и полученных результатов7.

Медицинская эффективность это характеристика чисто медицинской стороны деятельности системы здравоохранения или  ее отдельных элементов. Выражается медицинская эффективность соотношением полученного медицинского результата с затраченными на это средствами. Она определяется целым комплексом факторов, от которых зависит здоровье людей, и состоянием отрасли здравоохранения, призванной обеспечить профилактику и лечение в случае заболеваний.

Следовательно, медицинская эффективность8 – это вовсе не степень достижения медицинского результата. Степень достижения медицинского результата – это медицинская результативность, к которой относится степень восстановления утраченных функций отдельных органов и систем. В отношении одного больного это выздоровление или степень улучшения здоровья. На уровне учреждения здравоохранения и отрасли в целом медицинская результативность измеряется множеством показателей: удельный вес пролеченных больных. Кроме того, медицинская эффективность неразрывно связана с качеством медицинской деятельности. Медицинские показатели: объем оказанных медицинских услуг по видам медицинской помощи и по отдельным специальностям.

Социальная эффективность –  это степень достижения социального результата в соотношении с затраченными на это ресурсами. В отношении отдельного больного это затраты на возвращение его к труду и активной жизни. На уровне всей отрасли – это соотношение затрат с достигнутым увеличением продолжительности жизни населения, снижение уровня смертности и инвалидности. Социальные показатели: показатели смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

Экономическая эффективность –  это соотношение полученных результатов  и произведенных затрат. Этот показатель является необходимым звеном в оценки функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по охране здоровья населения.

Без оценки результатов медицинской  и социальной эффективности не может быть определена и экономическая эффективность. Экономические показатели: затраты на оказание медицинских услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов медицинской помощи, отдельные показатели использования финансовых средств.

Таким образом, здравоохранение выступает  в двуедином качестве9:

  1. в качестве типичного производства, результатом которого являются медицинские услуги;
  2. в качестве специфической деятельности по повышению экономической эффективности общественного производства за счет снижения заболеваемости. Его результатом является специфический продукт – экономический эффект.

Соответственно, экономическая эффективность  здравоохранения рассматривается  в двух направлениях: во-первых, эффективность  использования различных видов ресурсов; во-вторых, с точки зрения влияния здравоохранения на развитие общественного производства в целом.

Эффективность и результативность медицинской помощи могут находиться не только в прямой, но и в обратной зависимости друг с другом.

Нередко даже при хорошем качестве медицинской помощи может быть не достигнута конечная цель – здоровье человека. Это связано с действием двух основных групп факторов:

  1. сильным влиянием на исход лечения индивидуальных особенностей организма, протекания болезни, когда при одинаковом лечении у больных наблюдается различный исход или наоборот;
  2. различной оценкой эффективности на различных уровнях, когда, например врач выписавший больному сильнодействующее и дорогостоящее лекарство оценивает достигнутый положительный результат как полученный при минимальных затратах (собственного труда), хотя совокупные затраты (с учетом стоимости лекарства) могут оказаться очень высокими и эффективность лечения низкой.

Часто расхождение эффективности  и результативности относят к  характерным особенностям здравоохранения. Однако это присуще также некоторым и другим сферам – так, высокая урожайность в сельском хозяйстве, характеризующая высокую результативность может быть получена за счет чрезмерных усилий и затрат (использование дорогостоящих удобрений, искусственного орошения), снизивших экономическую эффективность.

Таким образом, эффективность здравоохранения, его служб измеряется совокупностью  критериев и показателей, каждый из которых характеризует какую-либо сторону процесса медицинской деятельности. Показатели экономической эффективности здравоохранения классифицируются по следующим признакам10:

  1. по видам эффективности (медицинская, социальная, экономическая).
  2. по способу выражения (относительная, абсолютная)
  3. по форме показателей (натуральные, трудовые, стоимостные)
  4. по методам оценки (затратам, результатам, интегрированные показатели)
  5. по форме выражения затрат (по затратам живого труда, по затратам овеществленного труда, суммарный показатель)
  6. по способу измерения результата (через объем деятельности по оказанию медицинской помощи, через снижение потерь, через экономию, интегрированный показатель)
  7. по видам работ (эффективность, лечебно-профилактических мероприятий, эффективность медико-социальных программ).

Информация о работе Анализ финансового состояния бюджетных учреждений Кыргызский Республики