Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 10:27, реферат

Краткое описание

История многих стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.
Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансы 2015!!.docx

— 37.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)                

 

Кафедра «Экономика и финансы» 

 


 

  

 

Реферат на тему:

 

«Анализ российского и зарубежного опыта

антикризисных мер правительства»

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2015г.

ВВЕДЕНИЕ

 

История многих стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Достижение устойчивого экономического роста и обеспечения благосостояния населения во многом определяется финансово-экономическим положением предприятий различных отраслей, теми возможностями развития, которыми они располагают в сложившихся условиях хозяйствования.

Проблемы антикризисного регулирования широко освещены в экономической науке зарубежными учеными самых разных экономических школ. Среди них К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Кондратьев, М.Фридмен, Э.Хансен, Й.Шумпетер. Дж.М. Кейнс. Дж.Гэлбрайт, П.Самуэльсон, Дж.Хикс и др. Большой вклад в исследование этих проблем внесли отечественные экономисты: Е.Варга, Л.Мендельсон. А.Милейковский, А.Аникин, С.Меньшиков, С.Далин, Ю-Покатаев, М.Сажина, И.Трахтенберг, А.Дёмин. Б.Денисов, В.Кудров, А.Куликов, Г.Куманин, Р.Энтов, И.Осадчая, Г.Шпилько, Ю.Осипов и др.

Тема данной работы является актуальной, так как опыт, пути, методы и формы выхода из кризисной ситуации, найденные правительствами экономически развитых стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

 

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА

США. В начале антикризисная политика сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0%. В октябре был принят план (Troubled Assets Relief Program), согласно которому Минфин США планировал выделить 700 млрд долл. для вливаний в финансовые институты страны. В ноябре 2008 г. ФРС объявила о двух новых программах объемом 800 млрд долл. на поддержку ипотеки (600 млрд, включая выкуп mortgage backed securities на 500 млрд), а также малого бизнеса и потребительского кредитования (200 млрд).

Администрация президента Обамы принимает дополнительные меры по преодолению кризиса. В объявленном в феврале плане финансовой стабилизации объемом более 2,5 трлн долл. (Financial Stability Plan), помимо выкупа плохих активов у банков и компаний, планируется выделить до 1 млрд долл. на поддержку потребительского кредита, а также оказать поддержку 7—9 млн семей с плохими закладными.

В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд долл. предусмотрено выделить 237 млрд долл. на налоговые субсидии для физических лиц (для юридических лиц – только 51 млрд долл.), на поддержку малоимущих – 82,5 млрд долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) – 246 млрд долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги, науку.

Можно сделать вывод, что антикризисная политика США реализуется прежде всего в двух направлениях – повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса.

Германия. Одна из целей антикризисного пакета Бундесрат состоит в том, чтобы не допустить рост числа безработных. Также пакет мер предполагает снижение ряда налогов и сокращение вычетов для граждан. Государство пообещало выделить малообеспеченным семьям с детьми по 100 евро на каждого ребенка.

Частью второго пакета антикризисных мер является реформа налога на автотранспортные средства. Впредь он будет начисляться не только из расчета объема двигателя автомобиля, как до настоящего времени, но и с учетом количества вредных выбросов в окружающую среду.

Рассчитанная на два года государственная программа антикризисного пакета мер, «цена» которой более 50 млрд. евро, направлена на стимулирование роста инвестиций и спроса в экономике, сохранение и поддержание конкурентных возможностей индустрии и местной промышленности, оживление отечественной конъюнктуры и поддержку рынка труда.

Принципиальная позиция немецкого правительства при разработке этой программы состояла в том, что чрезмерное вмешательство государства в рыночные процессы ради преодоления кризиса, может иметь негативные последствия, как для экономики, так и для политики страны. Успех программы зависит от нахождения баланса между рынком и государством.

В пакете из 15 пунктов предложений правительства для вывода экономики из кризиса значатся уменьшение налогов на машиностроительные предприятия, увеличение субсидий коммунальным хозяйствам на их оснащение энергосберегающими установками, инвестиции в развитие транспорта, в программы улучшения региональной экономической структуры.

Руководители Германии неоднократно заявляли, что фискальные меры для выхода из кризиса вызовут рост государственного долга, и, тем самым, могут нанести ущерб евро, спровоцировав отказ других европейских стран от взятых ими на себя обязательств в части ограничения государственного долга в соответствии с Маастрихтским договором.

 

Япония. Среди важнейших первоочередных антикризисных мероприятий правительства необходимо отметить прежде всего поддержку достаточно высокого уровня занятости и оказание социальной помощи временно безработным. Не менее важным является также и комплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической деятельности, которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированной кредитно-финансовой политики.

Экстренная реализация ряда мероприятий предусматривает как обеспечение условий для сохранения действующих и создания новых рабочих мест, так и создание системы социальной защиты временно безработных.

Правительство предусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующей конкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансовая поддержка будет оказываться преимущественно по следующим направлениям:

- Всемерное содействие  в развитии институтов финансового  посредничества;

- Оказание финансовой  помощи малым, средним и крупным  предприятиям;

- Обеспечение финансовой  поддержки зарубежным проектам, выполняемым Японскими компаниями;

- Создание Корпорации  по скупке акций различных  проблемных банков и расширение  её деятельности;

- Массированная финансовая  поддержка устойчивости фондового  рынка;

- Повышение требований  по обеспечению прозрачности  данных о деятельности предприятий  и их бухгалтерской отчетности  при одновременном уточнении  правил налогообложения;

- Оказание финансовой  помощи по ипотечному кредитованию  и по земельным трансакциям;

- Оказание разносторонней  помощи развивающимся странам (преимущественно, расположенным в Азии), в которых  действуют Японские компании;

- Важным финансовым вкладом  в преодоление кризисных явлений  в стране является реформа налогообложения, которая предусматривает временное снижение ставок налога на приобретение жилья, снижение для МСП налогов из сумм, затрачиваемых на социальные нужды работников предприятия, а также расширение налоговых льгот, связанных с затратами на НИОКР.

Комплекс стратегических мер поддержки экономики и выхода из кризиса будет финансироваться из государственных резервов путём перевода средств на специальные счета для реализации инвестиционных и кредитных программ.    

Все действия по преодолению кризиса должны находиться в полном соответствии с текущими экономическими условиями.

На первом этапе основным приоритетом будет целенаправленное и эффективное использование всех необходимых средств для замедления экономического спада при одновременном стремлении избежать негативных последствий кризиса.

На втором этапе, основной целью будет смягчение перехода от самой низшей точки кризисного падения экономики к её возрождению. На этом этапе приоритетным будет проведение инвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, что обеспечит рост потенциала национальной экономики.

На третьем этапе  предполагается начать уверенный подъём экономики с помощью объединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок.

Принятый правительством комплекс экономических мероприятий рассчитан не только на преодоление последствий сдвоенного кризиса, но и предусматривает достижение долгосрочных стратегических целей.

Россия. Как и в США, антикризисная политика вначале сводилась к активной поддержке финансового сектора: ведущим российским банкам были предоставлены очень крупные ссуды, был повышен потолок страхования банковских депозитов физических лиц, выкупались несостоятельные банки, а главное – расширялся поток средств Банка России в кредитную систему для смягчения кризиса ее ликвидности. Правительство также обязалось помочь ведущим российским должникам выплатить 50 млрд долл. их внешнего долга.

После этого правительство перешло к поддержке реального сектора: за счет госбюджета выделяются средства для финансирования отдельных отраслей (прежде всего АПК, ВПК, автомобилестроения, жилищного строительства и авиаперевозок), налог на прибыль был снижен с нынешних 24% до 20%, увеличен размер амортизационной премии, регионам предоставлено право снижать ставку налога на малый бизнес с нынешних 15% до 5%. Уменьшены темпы роста цен в будущем году на тарифы естественных монополий (кроме электроэнергии). Наконец, составлен список системообразующих предприятий федерального значения, охватывающий 295 предприятий, которым правительство будет оказывать адресную комплексную поддержку из бюджета и госбанков.

Были внесены коррективы в бюджет с учетом кризиса и антикризисных мероприятий (по мнению Минфина, федеральный бюджет может быть бездефицитен при цене экспортируемой нефти не ниже 60 долл.). В принятом в апреле 2010 варианте бюджета был заложен рост расходов и сокращение доходов, что привело к смене многолетнего профицита бюджета на дефицит в размере 7,4%. Он финансировался в основном за счет Резервного фонда, накопленного в прошлые годы от нефтегазовых доходов страны.

Еще в ноябре 2008 г. антикризисные мероприятия правительства были обобщены в Плане действий, направленном на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. В марте был опубликован для широкого обсуждения и в апреле был принят антикризисный план – Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Львиная доля помощи была направлена регионам (300 млрд руб., в основном на выполнение ими социальных обязательств), Пенсионному фонду России (340 млрд руб.), компаниям в виде госгарантий по банковским кредитам (300 млрд руб.) и особенно банкам (более 1055 млрд руб. государственных кредитов).

Можно сказать, что антикризисная политика России реализуется прежде всего в трех направлениях – повышение ликвидности финансового сектора, социальная поддержка населения и поддержка ведущих компаний. Стимулирование потребительского спроса не являются приоритетами антикризисного пакета, как показывает анализ структуры антикризисных мероприятий.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

При вероятности того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает это при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году стали:

- поддержка социальной  стабильности и обеспечение полноценной  социальной защиты населения;

- поддержка оживления  экономики, обеспечение устойчивости  наметившихся положительных тенденций;

- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства