Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, необходимо рассмотреть малый и средний бизнес как одну из важнейших составляющих рыночной экономики, выявить состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе, а также определить перспективы развития, что и является целью моей курсовой работы. Объектом исследования будет выступать малый и средний бизнес, предметом исследования – современное состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность малого и среднего бизнеса;
оценить состояние малого и среднего бизнеса в республике на современном этапе;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также их эффективность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………4
1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………6
1.1Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства………6
1.2Виды и формы малого и среднего предпринимательства…………………..9
1.3Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства….11
1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2012 ГОДА…………………….……………………………….17
2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства…………...17
2.2 Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь……………………...…………………………………..22
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

ИЗМАЙЛОВИЧ.docx

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка на основе данных [5].

Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 9,5 процента, за 2010 год этот показатель составил 5,3 процента.

Рисунок 2.5 – Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг).

Источник: собственная разработка на основе данных [5].

Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере финансовой деятельности – 36,3%, в сфере операций с недвижимым имуществом - 17, 6%, в торговле и общественном питании – 6,8 %, в сфере социальных услуг – 10,8%, Рентабельность в образовании составила 4,4 %, в строительстве – 7,5%, в сельском хозяйстве – 16,4%, на транспорте – 10,8%.

Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2012 году, составила 711 410 человек, за 2011 год этот показатель составил 703 434 человек [5].

По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

 

 

Рисунок 2.7 – Динамика численности индивидуальных предпринимателей.

Источник: собственная разработка на основе данных [8].

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства.  С  2011 года по 2012 год количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.

Региональная структура малого предпринимательства представлена данными таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 - Региональная структура малого предпринимательства Республики Беларусь.

 

Регион

Число субъектов малого предпринимательства

Процент

Республика Беларусь

9167

100,0

Брестская область

1143

12,5

Витебская область

1279

14,1

Гомельская область

982

10,6

Гродненская область

1696

18,5

Минская область

3041

33,1

Могилевская область

1026

11,2


 

 

Источник: собственная разработка на основе данных [9].

Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике в табл. 2.2

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 - Удельный вес в общих поступлениях

 

Регион

Количество, единиц

Поступление платежей в бюджет, млрд.руб

Уд.вес в общих поступлениях региона,%

на 01.01.13

на 01.11.13

2012

январь – октябрь 2013

2012

январь-октябрь 2013

г.Минск

62 465

68 723

717,3

913,6

1,6

1,8

Гомельская обл.

26 875

28 256

250.1

309,4

1,9

2,5

Гродненская обл.

27 193

28 504

233,9

271,7

3,2

2,9

Брестская обл.

35 303

35 950

305,7

365,3

4,6

4,6

Минская обл.

32 443

35 143

278,2

342,7

2,1

2,7

Могилевская обл.

22 559

24 421

244,1

270,7

4,3

3,9

Витебская обл.

25 813

27 371

225,3

267,4

2,0

2,2


 

 

Источник: собственная разработка на основе данных[7].

Выручка от реализации продукции ( товаров, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2010 г. составила 99 662 млрд. р. – 28,9 % общего объема выручки, полученной по народному хозяйству. Средняя выручка в расчете на один субъект малого предпринимательства – юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2010 г., по всем отраслям в целом за   2010 г. составила 1287,5 млн. р.

В 2010 г.  объем инвестиций в основной капитал составил 10 520, 6   млрд р. И увеличился по сравнению с 2009 г. на 115,2 %. При этом объем иностранных инвестиций составил 573, 3 млрд р. И увеличился по сравнению с 2009 г. на 41,7%.

В 2010 г. в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 24,1%, малых организаций – 20,1% ( в 2009 г. доля убыточных малых предприятий – 22,4%).

Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности.  В 2010 г. этот показатель по микроорганизациям составил 12,9 %, по малым организациям – 13,8%. При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше – 10,3 % ( в 2009 г. – 14,2%) [9, с. 237 - 238].

В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по итогам 2010 г.  составила 34.3 %    ( по итогам 2009 г. – 7,9%). В общем объеме импорта их доля составила 27, 6%   ( по итогам 2009 г. – 24,1%).

По итогам 2010 г. импорт товаров субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составил 7892,8 млн. дол. США.

В 2010 г. наблюдается уменьшение внешнеторгового сальдо. Если в  2009 г.  внешнеторговое сальдо составляло – 6201, 2 млн. дол. США, то в 2010 г. – 594.8 млн. дол. США. Это говорит о положительных тенденциях в экономике республики и эффективности мер Правительства, направленных на импортозамещение.

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме экспорта - импорта значительно различается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает г. Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 72,5 %, импорта – 74,7 %.

 

 

Рисунок 2.8 – Доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме экспорта и импорта по Республике Беларусь по регионам в 2010 г.

Источник: собственная разработка на основе данных [9].

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

Для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.

Достигнутый прогресс в области снижения административных барьеров на республиканском уровне требует принятия аналогичных мер на местном уровне. Обязательные разрешительные процедуры, необходимые для старта и ведения бизнеса, находящиеся в ведении структурных подразделений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по-прежнему остаются серьезным препятствием для развития предпринимательства.

В мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства должны предусматриваться:

- совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров;

- сохранение уровня занятости  и поддержка создания новых  рабочих мест;

- сокращение административных  барьеров;

- имущественная поддержка;

- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления  деятельности субъектов малого  предпринимательства;

- расширение доступа субъектов  малого предпринимательства к  финансовым ресурсам;

- повышение эффективности  деятельности субъектов инфраструктуры

поддержки малого предпринимательства и информационных систем;

- содействие развитию  производственной кооперации субъектов  малого предпринимательства с  крупными организациями;

- развитие международного  сотрудничества в сфере малого  предпринимательства;

- совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров для малого предпринимательства.

Реализация вышеперечисленных мероприятий по поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь будет способствовать устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

Совершенствование законодательства в данной сфере позволит [30]:

- снизить налоговую нагрузку  на субъекты малого предпринимательства, упростить налоговое администрирование;

- сократить количество  административных процедур, осуществляемых  государственными органами и  организациями в отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, а также упростить их;

- расширить права субъектов  малого предпринимательства в  установлении свободных цен (тарифов) на товары, продукцию (работы, услуги);

- законодательно установить  объемы участия субъектов малого  предпринимательства в обеспечении  государственных закупок товаров (работ, услуг);

- обеспечить заключение  международных соглашений о взаимном  признании сертификатов и стандартов  на товары (работы, услуги).

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что в свою очередь позволит таким субъектам увеличить объемы производства продукции, товаров (работ, услуг), в том числе стимулировать выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей и энергосберегающей продукции, создание новых рабочих мест.

Реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

Мероприятия по развитию производственной кооперации и партнерства в промышленности между крупными и малыми субъектами хозяйствования направлены на расширение кооперационных связей между указанными субъектами в изготовлении (поставке) отдельных узлов и деталей, выполнении работ и оказании услуг. Развитие производственной кооперации между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволит крупным организациям достичь снижения своих затрат, оптимизировать производственные ресурсы, обеспечивать конкурентоспособность производства, сохранять большую гибкость производства к изменению спроса. Малые предприятия получат заказы на производство продукции для крупных предприятий и гарантированный ее сбыт.

Информация о работе Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь