Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, необходимо рассмотреть малый и средний бизнес как одну из важнейших составляющих рыночной экономики, выявить состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе, а также определить перспективы развития, что и является целью моей курсовой работы. Объектом исследования будет выступать малый и средний бизнес, предметом исследования – современное состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность малого и среднего бизнеса;
оценить состояние малого и среднего бизнеса в республике на современном этапе;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также их эффективность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………4
1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………6
1.1Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства………6
1.2Виды и формы малого и среднего предпринимательства…………………..9
1.3Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства….11
1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2012 ГОДА…………………….……………………………….17
2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства…………...17
2.2 Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь……………………...…………………………………..22
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

ИЗМАЙЛОВИЧ.docx

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                        С.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………4

1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………6

1.1Экономическая сущность  малого и среднего предпринимательства………6

1.2Виды и формы малого  и среднего предпринимательства…………………..9

1.3Преимущества и недостатки  малого и среднего предпринимательства….11

1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования  предпринимательства в Республике  Беларусь…………………………………13

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2012 ГОДА…………………….……………………………….17

2.1 Анализ динамики состава  и структуры предпринимательства…………...17

2.2 Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь……………………...…………………………………..22

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Реформирование белорусского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами. В Республике Беларусь так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество. На сегодняшний день в стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан.

В последнее время власть пытается решить эти проблемы, но попытки эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (республиканского, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).

Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует глубоких исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна потому, что позволяет понять взаимосвязь и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов, которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.

Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста. Поэтому сейчас в условиях нашей белорусской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого и среднего предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Исходя из этого, необходимо рассмотреть малый и средний бизнес как одну из важнейших составляющих рыночной экономики, выявить состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе, а также определить перспективы развития, что и является целью моей курсовой работы. Объектом исследования будет выступать малый и средний бизнес, предметом исследования – современное состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить сущность малого и среднего бизнеса;
  • оценить состояние малого и среднего бизнеса в республике на современном этапе;
  • рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также их эффективность;
  • определить основные факторы и пути повышения экономической эффективности малого и среднего бизнеса.

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Экономическая  сущность малого и среднего  предпринимательства в Республике  Беларусь

 

Важным фактором формирования рынка является развитие предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые  и средние предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства [5,с.108].

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О предпринимательстве" предпринимательство определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый и средний бизнес выступают как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому и среднему бизнесу относят фирмы, которые имеют незави­симую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны [15,с.5-6].

Экономика, в которой малый и средний бизнес занимают небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый и средний бизнес — это в первую очередь новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 % всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый и средний  бизнес по праву можно назвать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной конкурентной среды.

В подавляющем большинстве малые и средние предприятия изготавливают обычные вещи обычным способом. Они занимают свою небольшую нишу, которая и обеспечивает их выживание, а нередко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:

•    территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и не­большими по емкости рынками;

•    важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и т.д.). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;

•    удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкурировать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;

•    потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

•    нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

•    оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении.

•    потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

•    нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

•    оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении [5,с.110-111].

   На первый взгляд, малый и средний бизнес значительно  уступают большому бизнесу в  борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен  большим предприятиям с многомиллионными  оборотами и невозможен для  малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается  в невозможности малых предприятий  конкурировать с мощно оснащенными  крупными фирмами. На самом деле  это не так. Например, чтобы изменить  свою стратегию деятельности, крупным  предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм  этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года. Традиционно  считалось, что технологические  инновации - это сфера большого  бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических  инноваций после Второй мировой  войны пришло из сферы малого  бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше  инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.

  Несмотря на то, что  большая часть научного потенциала  сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по  широкому кругу продукции чаще  начинают коммерциализацию новых  товаров. Исследование 500 значительных  технологических нововведений и  изобретений, зарегистрированных на  протяжении последнего двадцатилетия  в ФРГ и США, обнаружило важную  роль небольших фирм даже в  воплощении в жизнь существенных  технологических нововведений [7,с.18].

 

 

1.2 Виды, субъекты  и формы малого и среднего  предпринимательства

 

Различают следующие виды предпринимательства в малом и среднем бизнесе:

•    по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

•    по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

•    по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

•    по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

•    по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде[12].

Информация о работе Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь