Анализ прибыли на примере ОАО "РЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что прибыль является главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. В то же время она отражает все многообразие производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В обобщенном виде понятие прибыли может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Она характеризует вознаграждение предпринимателя за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава, 2 глава.docx

— 233.42 Кб (Скачать файл)

 

    1. Сущность и методы анализа прибыли

Показатели финансовых результатов  характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности [6].

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в себя:

- горизонтальный (временной)  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный)  анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение  каждой позиции отчетности с  рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной  тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний  и индивидуальных особенностей  отдельных периодов. С помощью  тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ

- анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет  отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

-сравнительный (пространственный анализ) - это как внутри-хозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния  отдельных факторов (причин) на результативный  показатель с помощью детерминированных  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Факторный анализ. Определим влияние  каждого из факторов на сумму прибыли  от продаж, используя следующие формулы [7].

-Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

(2)

где ∆ Ппр — прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;

Ппб — прибыль от продаж предыдущего года, тыс. руб.

Ир — индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года (Во) к выручке от продаж предыдущего года (Вб) по формуле:

(3)

-Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:

(4)

где Сб, Со — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб.

-Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:

(5)

где УРб и УРо — управленческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

-Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:

(6)

где КРб и КРо — коммерческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

В итоге сумма факторных  изменений дает общее изменение  прибыли от продаж продукции за анализируемый период.

Показатели рентабельности продукции

Рентабельность является важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности.

Рентабельность характеризует  прибыль, получаемую с каждого рубля  вложенных в производство средств. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

В практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности:

-Рентабельность продукции исчисляется как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции:

(7)

-Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции:

(8)

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация  получает с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

-Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов:

(9)

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация  получает с каждого рубля, вложенного в активы.

-Рентабельность внеоборотных активов (основного капитала) равна отношению прибыли до налогообложения к средней величине внеоборотных активов предприятия:

(10)

-Рентабельность оборотных активов (оборотного капитала) определяется отношением валовой прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов:

(11)

 

-Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации:

(12)

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли  организация получает с каждого  рубля, вложенных собственных средств.

Кроме того, различают плановую и фактическую рентабельность (в  зависимости от того, плановые или фактические значения показателей участвуют в расчете).

Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона.

-Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:

(13)

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов  организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается  в том, что модель прямо указывает  пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.

-Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:

(14)

Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях рентабельность собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала организации (эффект финансового рычага).

Предлагаемая методика анализа  финансового состояния предназначена  для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так  и внутреннего анализа.

Еще один подход к анализу  финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А [14]. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементами CVP –  анализа выступают:

- Маржинальный доход;

- Порог рентабельности;

- Производственный леверидж;

- Маржинальный запас прочности. 

Маржинальный доход –  это разница между выручкой предприятия  от реализации и суммой переменных затрат. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в  покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Существует два подхода  при определении величины маржинального  дохода:

- выручка за вычетом  всех переменных затрат, то есть  всех прямых расходов и части  накладных расходов (общепроизводственные  расходы), зависящих от объема производства;

- величина маржинального  дохода равняется сумме постоянных  затрат и прибыли предприятия. 

Средняя величина маржинального  дохода – это разница между  ценой и средними переменными  затратами, она показывает вклад  единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для  отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Порог рентабельности –  это показатель, характеризующий  объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.

Для вычисления порога рентабельности используются три метода:

- графический;

- метод уравнений;

- метод маржинального  дохода

Метод уравнений:

Прибыль предприятия равна  выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.

Детализируя порядок расчета  показателей формулы:       (15)

Метод маржинального дохода:

(16)

Производственный леверидж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

(17)

или

(18)

где МД – маржинальный доход;

П – прибыль;

Зпост – постоянные затраты;

(19)

Эпл – изменение прибыли в зависимости от изменения выручки, %.

Маржинальный запас прочности (МЗП)– величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации.

(20)

где Вф – фактическая выручка;

Впорог – пороговая выручка.

Значение маржинального  запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка  сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке. При этом цена продукции при безубыточной реализации будет равна:

(21)

где Vпр–объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Таким образом, CVP – анализ – это методика анализа взаимосвязи  «затраты – объем – прибыль». Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Использование механизма CVP – анализа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения позволит увеличить потенциал формирования прибыли коммерческой организации.

Кроме рассмотренных выше элементов CVP – анализа, в статье Донцовой Л. В. предлагается концепция финансового рычага [15]. Она имеет место в том случае, если в структуре источников формирования капитала (инвестиционных ресурсов) содержатся обязательства с фиксированной ставкой процента. В этом случае прибыль после уплаты процентов увеличивается или уменьшается более быстрыми темпами, чем изменение в объемах выпускаемой продукции. Финансовый рычаг предоставляет возможность выиграть от постоянной величины затрат, не меняющейся при изменении масштаба производственной деятельности. Умение вкладывать капитал так, чтобы полученная ставка доходности инвестированного капитала была выше текущей ставки ссудного процента, в западной экономике называется «преимуществом спекуляции капиталом». Оно заключается в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят кредиторы и затем обеспечить рост ставки доходности собственного капитала на величину разницы между достигнутой ставкой доходности инвестированного капитала и ставкой уплаченного ссудного процента. Убыток будет в том случае, если организация получит прибыль меньшую, чем стоимость заемного капитала. В этом заключается смысл концепции финансового рычага.

Информация о работе Анализ прибыли на примере ОАО "РЖД"