Анализ отрасли и конкурентной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:55, лекция

Краткое описание

Для разработки стратегии недостаточно настойчивости, творческого подхода и собствен¬ного мнения, необходим также основательный анализ внутренней и внешней среды компании, иначе стратегия окажется нежизнеспособной. Особое внимание следует уделить двум груп¬пам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции, во-вторых, конкурентоспо¬собности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_3.docx

— 422.06 Кб (Скачать файл)

5. Если в качестве осей используется больше двух переменных, то следует составить несколько карт, чтобы представить различные аспекты конкурентных позиций и существующего взаимодействия компаний в отрасли. В целом, рекомендуется экспериментировать с различными парами переменных.

 

 

Карта стратегических групп  позволяет:

1. Определить степень  влияния движущих сил и конкурентное давление в отрасли на стратегические группы.

2. установить, от каких факторов зависят различия в потенциальной прибыльности различных стратегических групп.

 

3.6. Возможные действия  конкурентов

 

Компания, которая не изучает  действия своих конкурентов, ведет  конкурентную борьбу вслепую. В бизнесе, как на войне, аналитика имеет  огромное значение. Чтобы превзойти соперников, надо отслеживать их действия, понимать их стратегию и прогнозировать действия.

Анализ стратегий и  новых инициатив конкурентов, их слабых и сильных сторон позволяет не только предвидеть их следующие шаги, но и оценить их влияние на стратегию и действия вашей компании.

Менеджеры должны постоянно  собирать информацию о стратегиях и действиях конкурентов, оценивать их сильные и слабые стороны и на основании полученных данных прогнозировать их действия.

Лучший источник информации о стратегии конкурентов —  наблюдение за ситуацией на рынке  и анализ высказываний менеджеров конкурирующих  компаний. Дополнительную информацию для оценки возможностей и ближайших действий конкурента можно получить из анализа его географического положения, стратегических намерений, целей борьбы за долю рынка, положения на карте стратегических групп отрасли, склонности к риску; весьма существенна информация о наступательном либо оборонительном характере последних действий конкурента. Другие источники ценных сведений о конкуренте: его ежегодные финансовые отчеты, высказывания высшего руководства, отчеты независимых аналитиков, статьи в отраслевых изданиях, пресс-релизы, информация на его Web-сайте и других, экспозиция компании на выставках, беседы с клиентами, поставщиками и бывшими работниками. Многие компании включили в свою структуру отделы промышленной разведки, которые целенаправленно собирают информацию о конкурентах, анализируют и передают заинтересованным сотрудникам.

Знать о своих конкурентах  больше, чем они знают о тебе, — единственный способ достичь преимущества перед ними.

В табл. 3.2 приведена простая  схема классификации целей и стратегии конкурентов. Данная схема наряду с картой стратегических групп позволяет примерно определить намерения конкурентов; ее можно дополнить любой информацией о каждом конкуренте.

 

Масштаб конкуренции

 

 

 

 

Стратегическое намерение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели в борьбе за долю рынка

 

 

 

 

 

 

Цели в борьбе за конкурентную позицию

 

 

 

 

 

 

 

Характер действий

 

 

 

 

 

Конкурентная стратегия

♦ Местный

♦ Региональный

♦ Национальный

♦ Мультинациональный

♦ Глобальный

♦ Лидировать на рынке

♦ Опередить сегодняшнего лидера

♦ Войти в пятерку крупнейших лидеров отрасли

♦ Войти в десятку крупнейших лидеров отрасли

♦ Подняться на одну-две ступени в отраслевой иерархии

♦ Опередить одного из конкурентов (не обязательно лидера отрасли)

♦ Сохранить существующее положение

♦ Просто выжить

♦ Активно расширяться за счет приобретений и внутреннего роста

♦ Расширяться за счет внутреннего роста (захват доли рынка конкурентов)

♦ Расширение за счет приобретений

♦ Сохранить существующую долю рынка с темпами роста на уровне средних по отрасли

♦ Уступить часть доли рынка при необходимости достижения ближайших целей (главное — прибыльность, а не масштабы деятельности)

♦ Укреплять и расширять существующую позицию

♦ Укреплять существующую позицию

♦ Сохранить позицию в средних рядах

♦ Улучшить рыночную позицию

♦ Бороться

♦ Отступить на позицию, которую можно удержать

♦ Преимущественно наступательный

♦ Преимущественно оборонительный

♦ Комбинация наступательных и оборонительных мер

♦ Активный, рискованный

♦ Осторожное следование за лидером

♦ Борьба за лидерство по издержкам

♦ Ориентация на нишу рынка:

 

— технологически передовую

— технологически отстающую

— географическую

— покупателей со специфическими потребностями -другую

♦ Дифференциация товара за счет:

— качества

— обслуживания

— технологического превосходства

— ассортимента

 

♦ — имиджа и репутации

♦ — потребительской ценности

♦ — других качеств


 

3.7 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе

 

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это элементы, обеспечивающие успех компании, другими словами, все, что способствует повышению  прибыли. К числу КФУ относятся: стратегия; свойства товаров, на основании  которых потребители выбирают брэнд либо поставщика; ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе; профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества. Все компании в отрасли должны уделять КФУ самое пристальное внимание: ведь от них зависит финансовое будущее и конкуренто-способность компании.

Ключевые факторы успеха в отрасли — это потребительские  свойства товара, опыт и знания, конкурентные возможности, успехи на рынке и вообще все, что повышает прибыльность компании.

 

Например, в производстве одежды к КФУ относятся дизайн и цвет моделей, низкий уровень издержек производства (позволяющий назначать привлекательные цены и получать прибыль). В табл. 3.3 представлены самые распространенные ключевые факторы успеха.

 

В технологиях

  • Качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической и других высокотехнологичных отраслях)
  • Инновации в производственном процессе
  • Разработка новых товаров
  • Овладение современными технологиями
  • Использование Internet
   

В производстве

  • Низкая себестоимость продукции (экономия на масштабе, эффект обучаемости)
  • Качество продукции (низкий уровень брака, снижение потребности в ремонте)
  • Интенсивное использование основных средств (важно в капиталоемких отраслях)
  • Выгодное местонахождение предприятия (экономия на затратах по транспортировке)
  • Постоянный приток квалифицированных кадров
  • Высокая производительность труда (важно для отраслей, требующих значительных трудовых ресурсов)
  • Низкие затраты на дизайн и оформление продукции (снижение производственных издержек)
  • Возможность изготовления товаров на заказ

В сбыте

  • Широкая сеть оптовых дистрибьюторов (дилеров)
  • Широкий доступ к точкам розничной торговли
  • Наличие собственных точек розничной торговли
  • Низкие издержки реализации
  • Точное исполнение заказов потребителей
  • Быстрая доставка

В маркетинге

  • Быстрая и удобная техническая поддержка
  • Высокий уровень обслуживания
  • Точное выполнение заказов покупателей (незначительное количество возвратов и ошибок)
  • Широкий выбор ассортиментных групп (видов) товаров
  • Высокая квалификация торгового персонала
  • Привлекательный дизайн (упаковка)

 

  • Гарантии для покупателей (особенно в торговле по каталогам, электронной коммерции, реализации дорогостоящих и новых товаров)
  • Качественная реклама

В профессиональной подготовке

  • Высокий профессионализм работников (особенно в предоставлении финансовых и банковских услуг)
  • Ноу-хау в контроле качества продукции
  • Дизайнерское мастерство (особенно в отрасли высокой моды и производстве одежды; кроме того, это один из факторов снижения производственных затрат)
  • Опыт в определенной технологической области
  • Разработка инновационных и модернизация существующих товаров
  • Быстрое внедрение новых товаров в производство

Организационные возможности

  • Совершенные информационные системы (особенно в авиаперевозках, аренде автомобилей, выпуске кредитных карточек, гостиничном бизнесе и пр.)
  • Быстрая реакция на изменение рыночной ситуации (налаженный процесс принятия решений, быстрое выведение новых товаров на рынок)
  • Использование Internet для ведения бизнеса
  • Качественный менеджмент

Прочие КФУ

Хороший имидж (репутация) компании у покупателей

Общие низкие издержки (не только производственные)

Выгодное расположение (особенно в розничной торговле)

Доброжелательность всех служащих, контактирующих с потребителями

Доступ на финансовые рынки (особенно для молодых компаний в  рискованных или капиталоемких  отраслях)

Патентная защита


 

 

Выявление ключевых факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней — важнейшая аналитическая задача. Менеджеры компании должны достаточно хорошо знать свою отрасль, чтобы определить, что важно, а что второстепенно в конкурентной борьбе. Менеджеры должны четко представлять, какие виды ресурсов для этого требуются. Неправильная оценка тех или иных факторов успеха ведет к выбору ошибочной стратегии и целей. И напротив, правильное определение КФУ в своей отрасли позволяет достичь значительного преимущества перед конкурентами и завоевать лучшую позицию на рынке. Достижение очевидного превосходства над соперниками по одному или нескольким КФУ— верное средство получения устойчивого конкурентного преимущества.

Хорошая стратегия предполагает использование всех ключевых факторов успеха в данной отрасли и достижение очевидного превосходства как минимум по одному из них.

3.8 Общая привлекательность  отрасли и перспективы прибыльности

Завершающий этап анализа  отрасли и конкурентной ситуации — комплексная оценка ситуации в отрасли на основе полученных ответов на предыдущие шесть вопросов и выработка заключения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Здесь необходимо учесть ряд  важных факторов:

• потенциал роста отрасли;

• перспектива окупаемости инвестиций при существующих условиях конкуренции в отрасли; перспективы изменения конкуренции в будущем;

• влияние усиления основных движущих сил на прибыльность отрасли;

• конкурентная позиция компании и ее возможное изменение (положение лидера или сильного конкурента даже в не слишком привлекательной отрасли способно обеспечить компании удовлетворительный уровень прибыльности; перспектива ожесточенной борьбы с более сильными конкурентами снижает шансы компании даже в самой привлекательной отрасли);

• способность компании использовать уязвимость более слабых конкурентов (умение пре¬вратить неблагоприятную ситуацию в отрасли в благоприятную для компании);

• способность компании противодействовать негативному влиянию движущих сил;

• степень риска и неопределенности в будущем развитии отрасли;

• серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;

• влияние продолжения деятельности в данной отрасли на положение компании в других отраслях, где у нее есть деловые интересы.

Согласно общему правилу, если в отрасли существует перспектива  получения более высокой прибыли, чем в среднем по другим отраслям, то отрасль считается привлекательной; если уровень возможной прибыли ниже, чем в среднем по отраслям, это непривлекательная отрасль. Тем не менее нельзя утверждать, что отрасль одинаково привлекательна или непривлекательна для всех существующих и будущих участников. Привлекательность относительна, а не абсолютна и должна оцениваться с точки зрения конкретной компании. Отрасль, не привлекательная для слабых конкурентов, может привлечь сильных игроков.

Компания, занимающая выгодное положение в непривлекательной  по общим меркам отрасли, может получать очень высокую прибыль.

Вывод об общей привлекательности  отрасли означает, что действующие в ней компании направляют свои усилия на укрепление долгосрочных конкурентных позиций и увеличение объема продаж, охотно инвестируют в оборудование и производственные мощности. Отрасль считается непривлекательной, если самые сильные игроки избирают тактику осторожного инвестирования, одновременно пытаясь сохранить уровень прибыльности и преимущества своего конкурентного положения, приобретая при возможности меньшие по размерам компании; в долгосрочной перспективе самые успешные компании диверсифицируют свою деятельность в более привлекательные отрасли. Слабым компаниям в непривлекательной отрасли стоит обдумать возможность слияния со своими конкурентами для увеличения доли рынка и повышения прибыльности либо, наоборот, диверсифицировать свою деятельность за пределы отрасли.

В табл. 3.4 представлена схема  анализа отрасли и конкурентной ситуации, обобщающей приведенные выше рассуждения.

 

Таблица 3.4. Обобщение результатов анализа отрасли и конкурентной среды

 

1. Основные экономические характеристики отрасли

Размер и темпы роста рынка, географические параметры, количество и размеры компаний-покупателей  и продавцов, темпы технологических  изменений, инноваций, возможность  экономии на масштабе и эффекте обучаемости, капиталоемкость, пр.

2. Анализ конкурентной среды

 

  • Интенсивность конкуренции (слабая, умеренная, сильная; методы конкурентной борьбы)
  • Вероятность вхождения на рынок новых компаний (высокая, средняя, низкая; оценка входных барьеров)
  • Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей (сильное, умеренное, слабое; причины)
  • Степень влияния поставщиков (высокая, средняя, незначительная; причины)
  • Степень влияния компаний-покупателей (высокая, средняя, незначительная; причины)
  1. Конкурентная позиция основных игроков (стратегических групп)
  • Занимающие благоприятную позицию; причины

Занимающие неблагоприятную позицию; причины

5. Анализ конкурентов

 

  • Стратегия конкурентов, их вероятные действия в будущем
  • Объекты особо пристального внимания; причины
  1. Ключевые факторы успеха
 
  1. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность
  • Факторы привлекательности
  • Факторы непривлекательности
  • Специфические проблемы отрасли
  • Перспективы получения прибыли (благоприятные или неблагоприятные)
   

Информация о работе Анализ отрасли и конкурентной ситуации