Анализ источников формирования ресурсной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является один из крупнейших банков ЗАО «ВТБ 24».
Предмет исследования данной курсовой работы – социально-экономические отношения, возникающее в процессе формирования источников ресурсной базы банка ЗАО «ВТБ 24»
Методами исследования в данной курсовой работе являются: теоретический анализ, факторный анализ, статистический анализ, сравнительный метод, оценка тенденций ресурсной базы «ВТБ 24».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования финансовых ресурсов и их использование
Основные принципы работы коммерческого банка……………………...4
Структура ресурсов коммерческого банка ……………….…………… …5
Специфика формирования ресурсной базы коммерческим банком ..….10
Анализ формирования и использование ресурсной базы банка ЗАО «ВТБ 24»
2.1Организационно-экономическая характеристика банка ЗАО «ВТБ 24»..17
Анализ источников формирования ресурсной базы «ВТБ24» ЗАО…..35
Оценка тенденции ресурсной базы ЗАО «ВТБ 24»………….…………38
Проблемы формирования ресурсной базы банка ЗАО «ВТБ 24……...40
Основные решения для повышения эффективности формирования и использования ресурсной базы банка ЗАО «ВТБ 24»
3.1 Стратегические подходы для повышения эффективности формирования ресурсной базы ЗАО «ВТБ 24»………………………………………………..42
3.2 Пути совершенствования депозитных операций в банке для эффективности формирования ресурсной базы в банке ЗАО «ВТБ 24»……………………………………………………………………………….53
Выводы и предложения ……………………………………………………….56
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 123.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)
  1. За 2011 год активы Банка увеличились в 1,3  раза  до 1 172 334 882 тыс. рублей. На 01.01.2011 этот показатель составлял 900 576 110 тыс.  рублей. 
  2. За 2011 год  объем собственных средств (капитала) Банка вырос  в 1,1 раза до 114 721 049 тыс. рублей. На аналогичную дату  предыдущего года этот показатель составлял 104 095 435 тыс. рублей.  
  3. Чистая ссудная задолженность за 2011 год выросла в 1,35 раза и на 01.01.2012  составила 993 854 041 тыс. рублей (738 788 583 тыс. рублей на аналогичную дату предшествующего года).
  4. Средства, размещенные в кредитных организациях, выросли по сравнению с предыдущим годом в 2,37 раз и составили 14 227 578 тыс. рублей.
  5. Средства на счетах клиентов по сравнению с 01.01.2011 выросли в 1,4 раза и на 01.01.2012 составили 999 313 870 тыс. рублей (710 928 102 тыс. рублей на 01.01.2011).  
  6. Объем срочных вкладов населения в Банке по итогам 2011 года вырос более чем в 1,3 раза и на 01.01.2012 превысил 671 997 257 тыс. рублей, на конец 2010 года данный показатель составлял 523 542 562 тыс. рублей. Подобная динамика наблюдается и в отношении остатков на текущих счетах и счетах вкладов до востребования.
  7. Средства, привлеченные от кредитных организаций, выросли на 16,6% и составили 55 659 651 тыс. рублей.
  8. В 2011 году произошло снижение размера денежных средств, привлеченных за счет выпуска облигаций банка в 3,9 раз, их сумма составила 10 380 275 тыс. рублей (на конец 2010 года данный показатель составлял 40 415 284 тыс. рублей).
  9. Чистые вложения в ценные бумаги уменьшились в 1,87 раз и составили 30 623 399 тыс. рублей.
  10. Инвестиции в дочерние  и зависимые организации по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 17% и составили 743 121 тыс. рублей.

В 2011 году уставный капитал Банка не изменился и составляет 50 730 197 тыс. рублей.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) Банка (H1) по состоянию на 01.01.2012 составил 11,0% (на 01.01.2011 данный норматив составлял 12,9%) при минимально допустимом значении, установленном  нормативными документами Банка России, в размере 10%.

Основными конкурентными преимуществами Банка являются не только количество розничных продуктов и условия по ним, но и качество клиентского обслуживания, технические возможности банкинга и сегментированный подход к разным категориям клиентов. Все это позволило Банку добиться в 2011 году существенного роста прибыли.

Прибыль после налогообложения Банка  за 2011 год составила 26 597 318 тыс. рублей, что в 1,58 раза больше, чем в предыдущем отчетном периоде (за 2010 год данный показатель составлял 16 811 250 тыс. рублей).

Деятельность Банка ориентирована на максимально качественное банковское обслуживание клиентов, поэтому линейка продуктов и услуг предоставляется также в филиалах Банка, которые работают во всех экономически значимых регионах страны. На 01.01.2012 региональная сеть состояла из 8 филиалов, 186 дополнительных офисов,  330 операционных офисов,  7 операционных касс вне кассового узла.

Устойчивое финансовое положение Банка и динамичное увеличение основных финансовых показателей его деятельности были оценены известными рейтинговыми агентствами:

- Fitch Ratings: по международной  шкале долгосрочный рейтинг - BBB, прогноз «Стабильный», краткосрочный рейтинг F3. Национальный долгосрочный рейтинг - AAA (rus), прогноз «Стабильный».

- Moody’s Investors Service: долгосрочный  рейтинг депозитов в иностранной  валюте - Baa1; краткосрочный рейтинг  эмитента – P-2; рейтинг финансовой устойчивости D –. Долгосрочный кредитный рейтинг - Aaa.ru по национальной шкале.

 

 

 2.4 Проблемы формирования  ресурсной базы ЗАО ВТБ 24»

 

Все проблемы, связанные с формированием ресурсной базы «ВТБ 24» можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам, можно отнести изменение общеполитической и общеэкономической ситуации в стране и регионе. К внутренним проблемам можно отнести отсутствие грамотной депозитной политики, недостаточная капитализация, неоптимальная структура пассивов, низкое качество управления, слабое развитие современных банковских технологий, несовершенство проводимых операций, в том числе недостаточный уровень обслуживания клиентов. Каждая из этих проблем влияет на источники, посредством которых формируется ресурсная база коммерческого банка «ВТБ 24».

С начала функционирования двухуровневой банковской системы основным источником ресурсов коммерческих банков являются привлеченные средства, составляющие около 80% от общего объема банковских ресурсов. На долю собственных средств банков приходится 20%, что в целом отвечает структуре, сложившейся в мировой банковской практике. В составе собственных средств банка половина приходится на фонды, в которых доля уставного фонда занимает более 2%. Вторая половина собственных средств – прибыль текущего года.

В настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, сужения рынка межбанковских кредитов особую важность приобретает вопрос формирования банковских пассивов, оптимизации их структуры и в связи с этим разработки стратегии управления собственными и привлеченными средствами, которые образуют кредитные ресурсы коммерческого банка «ВТБ 24».

В условиях относительной стабилизации валютного рынка, уменьшения доходности и ликвидности на основных сегментах финансового рынка, снижения финансовой маржи важное значение приобретает диверсифицированное управление кредитными ресурсами коммерческого банка с учетом риска по отдельным видам банковских вложений. При работе с минимальной маржой банкам необходимо точно определить стоимость привлекаемых ресурсов. При определении стоимости необходимо учесть затраты, понесенные для их привлечения и обработки, с последующим размещением по цене выше стоимости привлечения и обслуживания данного вида ресурса. Целью этого процесса является достижение максимальной прибыльности операций при соблюдении минимально возможного уровня риска.

В результате, коммерческий банк «ВТБ 24» в настоящее время поставлен перед необходимостью существенной перестройки своей деятельности в соответствии с новыми макроэкономическими условиями относительной финансовой стабилизации.

К основным особенностям структуры кредитных ресурсов банка «ВТБ 24» на данном этапе развития банковской системы можно отнести небольшую величину собственного капитала, его низкий удельный вес в активах, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающих возможности долгосрочных вложений. Кроме того, следует отметить низкую долю депозитов в пассивах и высокую – остатков по счетам предприятий и организаций, несовпадение структуры пассивов и активов, а также остроту проблемы ликвидности активов.

 

 

 

3. Основные решения для повышения эффективности формирования и использования ресурсной базы банка ЗАО «ВТБ 24»

3.1 Стратегические  подходы для повышения эффективности  формирования ресурсной базы ЗАО «ВТБ 24»

При формировании ресурсной базы необходимо выработать долгосрочные цели, определять способы их достижения, то есть разрабатывать стратегию и тактику обеспечения банка «ВТБ 24» новыми ресурсам, что позволит увеличить ресурсную базу и избежать, возникающие в этом процессе, проблемы. Новые цели ставят задачу выработки новой стратегии, а тактика определяет методы и приемы для решения наилучшим образом конкретной ситуации. Основной стратегической целью деятельности банка в области обеспечения ресурсами является наращивание ресурсной базы.

Для эффективного планирования формирования банковских ресурсов необходимо во первых - определить цели и задачи (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 Целевые ориентиры и приоритетные задачи по формированию банковских ресурсов

Направление

деятельности

Приоритетные задачи

Целевые ориентиры

1.Привлечение средств физических  лиц

Реструктуризация вкладов населения для обеспечения сбалансированности вкладов населения и размещения средств по срокам.

Повышение доли вкладов с фиксированными сроками;

Повышение доли безналичных переводов в обороте

2.Привлечение средств юридических лиц

Усиление позиций на рынке депозитов юридических лиц путем создания собственной клиентской базы;

Размещение средств юридических лиц в депозиты, начисление процентов на остатки расчетных счетов.

3.Увеличение собственных средств  банка

Максимизация прибыли за счет увеличения объемов кредитования

Увеличение доли доходной части активов, снижение непроизводственных активов, снижение резервов на возможное обесценение ценных бумаг, на потери по ссудам.


 

Во вторых – выбрать метод управления банковскими ресурсами.

Интенсивное развитие, где происходит привлечение дополнительных ресурсов для расширения сферы влияния на рынке, включает три основные разновидности: глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка и совершенствование продукта (услуг).

В зависимости от условий внешней и внутренней среды получат развитие следующие стратегические подходы:

  1. Стратегия проникновения на рынок основана на том, что банк «ВТБ 24» осваивает уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же продукт (услугу), что и конкурент. Подобная стратегия характерна для нашей страны в силу стремительного роста количества вновь образуемых коммерческих банков в первые годы развития банковской системы России, стремлением вновь создаваемых банков проникать на уже занятые рынки, а также в связи с постепенным освоением этими банками новых видов операций, которые уже достаточно широко используются другими банками. Такая стратегия имеет место в условиях роста или ненасыщенного целевого рынка такими услугами. Однако в данном случае следует быть готовым к усилению конкуренции на рынке.
  2. Стратегия развития рынка означает, что банк стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на уже существующие рынки, а благодаря осуществлению поиска и созданию новых рынков и сегментов.
  3. Стратегия разработки новых услуг осуществляется путем создания принципиально новых, но чаще – модификацией уже имеющихся услуг и реализацией их на имеющихся рынках. Данная стратегия используется в условиях господства неценовой конкуренции.
  4. Стратегия диверсификации предполагает стремление банков к выходу на новые для них рынки, и для этого банки вводят в свой ассортимент новые виды услуг. Именно эта стратегия привела к универсализации банковской деятельности.
  5. Интеграционная стратегия предполагает создание совместно с другими субъектами рынка новых финансовых услуг либо модернизацию существующих. В рамках данной стратегии может проводиться создание синдикатов банка для осуществления конкретной программы или кредитования крупного проекта. Данная стратегия может привести к объединению в различных формах банковских учреждений, тем самым увеличение ресурсной базы.

Перед коммерческим банком стоит важная задача – выбрать такой порядок формирования собственного капитала, который при минимуме затрат на оборудование и функционирование обеспечивал бы выплату достаточных дивидендов акционерам, создавая тем самым условия для дальнейшего развития коммерческого банка.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 80% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций. Роль их исключительна велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал.

Позитивные тенденции, сложившиеся в реальном секторе экономики, увеличение реальных доходов населения, восстановление доверия к банковскому сектору способствовали росту ресурсной базы кредитных организаций.

Исходя из того, что затраты по обслуживанию расчетных счетов наименьшие, поскольку по ним не уплачиваются проценты, очевидно, что увеличение доли указанного компонента в ресурсной базе с точки зрения затрат банка является положительным. Однако расчетные счета - это самый непредсказуемый инструмент, поэтому не рекомендуется завышать их долю в мобилизованных средствах, чтобы не ослаблять ликвидность банка Предлагаемый рядом экономистов уровень данного вида ресурсов в пределах 30% в общей сумме ресурсов является оптимальным для российских банков в современных условиях.

В формировании ресурсной базы целесообразно уделять максимальное внимание увеличению депозитов в общей сумме мобилизованных средств, несмотря на рост процентных расходов (стоимость депозитов выше обслуживания расчетных счетов, но ниже стоимости межбанковских кредитов). Срочные депозиты оказываются наиболее стабильной частью привлеченных средств, что позволяет осуществить кредитование на длительные сроки под более высокий процент.

В целях устойчивого привлечения ресурсов банку важно разработать стратегию депозитной политики, определяемую тактическими и стратегическими задачами, закрепленными в уставе, включая получение максимальной прибыли и необходимость сохранения банковской ликвидности. Учитывая существующие приоритеты, целесообразно разработать положение о депозитных операциях с указанием основных видов вкладов, которые необходимо привлекать, их условий (уровень процентной ставки, категория вкладчиков, сроки вкладов), порядка привлечения вкладов, официальные формы депозитных договоров. При этом необходима разработка разных видов договоров, предусматривающих простое и сложное начисление процентов, начисление процентов на средний остаток по счету, депозит до востребования с минимальной суммой остатка и т. д.

Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны, постоянно, заботится как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы. При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:

Информация о работе Анализ источников формирования ресурсной базы