Анализ доходов и расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что без грамотного анализа результатов финансовой банковской деятельности и выявления факторов, влияющих на эту деятельность невозможно повысить уровень получаемой прибыли и рентабельности. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 5
1.1. Доходы коммерческих банков и их классификация 5
1.2. Расходы коммерческого банка и их классификация 11
ГЛАВА 2. КРАТКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» 16
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Россельхозбанк» 16
2.2. Анализ ликвидности ОАО « Россельхозбанк» 18
2.3. Анализ величины собственных средств (капитала) банка 22
2.4. Анализ структуры активов банка 24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» 28
3.1.Анализ доходов ОАО «Россельхозбанк» 28
3.2. Анализ расходов ОАО «Россельхозбанк» 35
ГЛАВА 4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ И УМЕНЬШЕНИЕ РАСХОДОВ БАНКА 42
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 135.17 Кб (Скачать файл)

Таблица 6.

Динамика и структура укрупненных статей доходов в общей их сумме ОАО «Россельхозбанк» за период с 01.01.2011 по 01.01.2013 г.г.

Расходы

Сумма,тыс.руб.

Уд.вес,%

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

А.По банковским операциям

69834747

86717370

114887363

13,2

14,3

17,1

Б.Операционные расходы

456432713

516354723

556326928

86,4

85

82,8

В.Прочие расходы

221536

126507

248596

0,04

0,02

0,03

Налог на прибыль

2009090

4101463

176947

0,4

0,7

0,02

Итого расходов

528498086

607300063

671639834

100

100

100


 

         Анализируя таблицу 6, можно сказать, о том, что в структуре расходов банка в анализируемом периоде наименьшее значение имеют прочие расходы и налог на прибыль. Существенный отток денежных средств происходит от операционной деятельности. К 2012 году по сравнению с другими годами эти расходы незначительно сократились на 3,6 и 2,2 % соответственно. Таким образом, в процессе анализа выявилось, что за период произошло уменьшение операционных расходов, то это отражает благоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, либо может свидетельствовать об ухудшении менеджмента в банке. 
Также можно отметить, что за анализируемый период, в банке произошло увеличение расходов, которое связано в основном из-за инфляции.

Для более наглядного вида можно построить следующие рисунки и диаграммы:

Рис.4.Структура расходов по банковским операциям ОАО «Россельхозбанк»

Рис.5.Структура операционных расходов в ОАО «Россельхозбанк»

Рис.6.Структура  прочих доходов ОАО «Россельхозбанк»

 

 Таблица 7.

Динамика состава и структуры расходов ОАО»Россельхозбанк» за  период с 01.01.2011 по 01.01.2013 г.г.10

Расходы

Сумма,тыс.руб.

Уд.вес,%

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

А.По банковским операциям и другим сделкам

69834747

86717370

114887363

100

100

100

1.Процентные расходы

62301660

68337471

91887395

89,2

78,8

80

2.Другие операции от  банковских операций

7533087

18379899

22999968

10,8

21,2

20

Б.Операционные расходы

456432713

516354723

556326928

100

100

100

1.Расходы по операциям  с ценными бумагами

640850

311054

706588

0,1

0,06

0,1

2.Отрицательная переоценка

346810754

404801345

425828504

76

78,4

76,5

3.Другие операционные  расходы

85084539

82173137

98275089

18,6

15,9

17,7

4.Расходы,связанные с  обеспечением

23896570

29069187

31516447

5,2

5,6

5,7

В.Прочие расходы

221536

126507

248596

100

100

100

1.Прочие расходы

221536

126507

248596

100

100

100


 

       

Анализируя таблицу 7, видно, что в структуре расходов существенная доля приходится на процентные расходы: по выпущенным долговым обязательствам – 80,0%, по депозитам юридических лиц - 36,6 %, это связано с ростом клиентской базы. В 2010 году процентные расходы составляли 89,2 %, к 2012 году они уменьшились на 9,2 %. Значительную долю в операционных расходах занимает отрицательная переоценка - 76,5%  и другие операционные расходы – 17,7 %. Расходы, связанные с обеспечением деятельности банка увеличились на 0,5 % по сравнению с 2010 годом. Другие операционные расходы также уменьшились на 0,9 %.

          В ОАО «Россельхозбанк» реализован комплекс мер по оптимизации затрат, а также усилению контроля за рациональным использованием средств по смете административно-хозяйственных расходов. В отчѐтном периоде были утверждены и введены в действие типовые нормы, лимиты и ограничения расходования средств для региональных филиалов. Кроме того, с целью обеспечения возможности выбора наиболее предпочтительных условий закупок при возможной минимизации их цен в Банке действует конкурсная комиссия по комплексным закупкам товаров, выполнения работ и оказания услуг, утверждено Положение о порядке подготовки и проведения конкурсных и регламентированных внеконкурсных закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг структурными подразделениями Банка.

             Политика сдерживания расходов позволила обеспечить существенную экономию расходов: экономия в целом по административно-управленческим затратам за 2012 год составила 3,7 млрд рублей, или 17,3%, в том числе по административно-хозяйственным расходам – 1,7 млрд рублей, или 22%, по орасходам на содержание аппарата – почти 2,0 млрд рублей, или 14,5%. пВ целом, принятые Банком меры позволили обеспечить решение задач прироста кредитования реального сектора экономики с сохранением качества кредитного портфеля и прибыльности Банка.

           В заключение анализа доходов и расходов следует провести коэффициентный анализ.

1)Коэффициент соотношения комиссионного и процентного дохода. Оценивает соотношение безрискового дохода банка, чем выше значение данного показателя, тем лучше для стран с переходной экономикой  и нестабильностью финансового рынка.

 К2010 = 10412357/106600548=0,0976;

К2011 = 23261272/113702703 = 0,2045;

К2012 = 33985289/135337567 = 0,2511

Рост данного показателя является положительным в работе банка. 2)  Коэффициент соотношения процентных доходов и процентных расходов. Оценивает способность банка получать прибыль от основной деятельности. К2010 = 106600548/62301660=1,7110;

К2011 = 1137027038/68337471=1,6638;

К2011 =135337567/91887395=1,4728

Уменьшение значения данного показателя является нежелательным моментом работы банка.

3)Коэффициент эффективности затрат. Оценивает эффективность в целом. Рассчитывается как отношение доходов и расходов.

К2010 = 529973528/528498086=1,0027;

К2011 = 609398127/607300063=1,0034;

К2011 = 673827052/671639834=1,0032

Уменьшение значения данного показателя означает снижение эффективности работы банка.

4)Коэффициент безрискового покрытия расходов. Чем выше значение данного показателя, тем ниже риск получения убытка. Рассчитывается как отношение комиссионных доходов и всех расходов.

 К2010 = 10412357/528498086=0,0197;

К2011 = 23261272/607300063=0,0038;

К2012 = 33985289/671639834=0,0506

Риск получения банком убытка снизился.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ И УМЕНЬШЕНИЕ РАСХОДОВ БАНКА

 

           В процессе своего функционирования коммерческие банки стремятся к обоснованному снижению расходов. Одним из методов контроля за обоснованностью расходов банка, ориентированного на их рациональное снижение, является бюджетирование, которое представляет собой составление системы взаимосвязанных финансовых планов коммерческого банка.

          В практике ряда коммерческих банков составляются следующие виды бюджетов: операционных доходов и расходов; бюджеты финансовых ресурсов, расходов на персонал, капитальных вложений; административно-хозяйственных расходов.

         Сокращению расходов банка также будут способствовать: улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов, например, межбанковских кредитов; оптимальное сокращение непроцентных расходов.

        Основным направлением снижения расходной части коммерческих банков является минимизация налогообложения. Точная оценка расходов, связанных с развитием банка, является исходным моментом финансового планирования, так как составляемый на следующем этапе финансовый план должен определить источники покрытия этих расходов из доходов и прибыли банка.

           Оценка расходов производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними стратегическими задачами, отраженные в плане действий. Таким образом, важно, чтобы все финансовые потоки, возникающие в ходе реализации банковских проектов, были отражены в процессе оценки объема инвестиций, необходимых для реализации стратегических задач банка и сроков его окупаемости. 

          Основными направлениями по улучшению эффективности использования расходов банка предполагаются следующие направления: 

  • улучшение условий труда; 
  • снижение внереализационных расходов; 
  • механизация и автоматизация производственных процессов и внедрение передовых технологий; 
  • экономия использования всех видов материальных ресурсов; 
  • совершенствование механизма управления расходами. 

         Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию механизма управления расходами может оказать влияние на систему банковской деятельности следующим образом: рост финансовых показателей, увеличение прибыли.

        Комплекс мер по сокращению административно-хозяйственных расходов Банка можно представить следующим образом:

  1. оптимизация затрат по аренде, т.е.заполнение собственных зданий, отказ от излишков арендуемых площадей, пересмотр условий аренды площадей дает возможность снизить затраты на 5-10 %,т.е. с 2660733 тыс.руб. экономия составит 133036,65 тыс.руб. или 266073,3 руб. и  эти затраты будут составлять от 2527696,35 тыс.руб. до 2394659,7 тыс.руб.;
  2. содержание зданий: создание единых стандартов и норм расходов, повышение процесса выбора поставщиков и заключения договоров, сокращение числа поставщиков, усиление контроля за ценами на приобретенные товары и услуги дает возможность снижения на 10-15 %,т.е. с 905192 тыс.руб. на 814672,8 руб. либо на 769413,2 тыс.руб.;
  3. автотранспорт: установление лимита по количеству и километражу поездок, анализ экономической целесообразности использования внешних поставщиков транспортных услуг, сокращение автопарка, отказ от приобретения необязательного оборудования (автомагнитолы и т.п.) сокращает затраты на 10-15 %,т.е. с 616598 тыс.руб. на 554938,2 тыс.руб. либо на 524108,3 тыс.руб.;
  4. Канцелярские расходы: разработка и внедрение системы нормирования расходов на канцелярские товары, разработка и внедрение типового перечня канцелярских товаров на 3-5 %, с 352110 тыс.руб. на 341546,7 тыс.руб. либо на 334504,5 тыс.руб.

            Для повышения прибыльности проводимых банком операций необходимо грамотно осуществлять руководство над доходами и расходами банка. Сущность управления доходами и расходами заключается в подборке оптимальной структуры доходов и расходов, с помощью которой можно влиять на прибыльность осуществляемых банком операций.

            Хотелось бы отметить, что задачи банка в отношении  регулирования доходов кратко можно свести к следующему:

  1. необходимо регулярно оценивать фактический объем и структуру совокупных доходов в динамике за ряд лет, определять соотношения между различными их видами, удельный вес каждого вида дохода в общей сумме совокупных доходов и в соответствующей группе доходов, выяснять операции, обеспечивающие банку основную массу дохода за счет стабильных источников, и возможность использования этих источников в обозримой перспективе.
  2. руководство банка должно регулярно уточнять, какие направления его деятельности будут считаться в планируемом периоде наиболее важными с позиций обеспечения максимальной доходности, а также какие изменения необходимо внести в механизмы получения доходов,
  3. увеличивать и расширить клиентскую базу путем оптимизации выгодной и доступной линейки  банковских продуктов, обеспечения повышения уровня качества консультаций и разъяснений по всем продуктам и услугам банка; усиления работы по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.

Информация о работе Анализ доходов и расходов коммерческого банка