Акцизы и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.

Содержание

Введение

Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров

Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Акизы и их роль в формировании бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

     В расходах предусмотрена функциональная,  экономическая  и  ведомственная классификации. Согласно функциональной классификации   расходы  подразделяются  на  пять разделов: функциональная группа, подфункция,  государственное учреждение -  администратор  программ,  программа,   подпрограмма.   Сочетание   названных уровней образует код функциональной классификации расходов. Функциональная  классификация  представляет  развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений. Экономическая классификация расходов  распределяет  их  по  экономическим признакам  по  четырем  разделам:  категория,  класс,  подкласс,  специфики. Категория включает: текущие  расходы,  капитальные  расходы,  предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение  и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная  плата рабочих и служащих  -  основная  заработная  плата и служащих.

     При   исполнении   бюджета   используется   сочетание   функциональной   и экономической классификаций в виде  перекрестной  классификации,  включающей основные подразделения обеих классификаций. Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной классификации означают  группировку  по  администраторам  бюджетных   программ,   например Администрация  Президента  Республики  Казахстан,  хозяйственное  управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов  Алматы  и Астаны,  министерства,  комитеты,  агентства,  другие  ведомства  и   службы Республики Казахстан.

     Бюджетная   классификация   позволяет   всесторонне   четко   и   адресно

систематизировать   поступления   и   расходы   для    достижения    высокой

оперативности управления с применением средств автоматизации.

     В  ряде  государств  применяется  практика  разделения  расходной   части

государственного бюджета  на бюджет текущих расходов  и  бюджет  развития.  В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование  инвестиционной  и инновационной  деятельности  и  другие  затраты,  связанные  с   расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы  все  расходы,  которые вытекают   из   действующих   норм   и   сложившегося   уровня    социальной обеспеченности.  Он  полностью  сбалансирован  за  счет  прироста   денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете.  В  бюджете развития  объединяются  затраты,  связанные  с  потребностями   расширенного воспроизводства,   централизованным   финансированием    новых    социально-экономических  мероприятий;  анализ  составных   частей   бюджета   развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно  подойти  к  новым дополнительным   расходам   государства.   Здесь   должен    последовательно осуществляться  принцип:  финансировать  потребности   строго   в   пределах фактически получаемых источников,  собственных  и  заемных.  Предусмотренные расходы бюджета развития не  должны  носить  обязательного  характера  и  их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если  в  ходе  исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то  придется  сократить расходы бюджета развития.

 

3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет

 

     Планирование  поступления тех или иных налогов  в бюджет входит в процесс  планирования бюджета как одна  из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

     Финансово-бюджетное  прогнозирование является сравнительно  молодой отраслью науки. Ее  развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волохов, В.А. Галанов, Л.П. Евстегнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

     Прогнозирование  налоговых поступлений связано с разработкой перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. При разработке прогноза поступлений налогов могут быть использованы следующие основные методы:

1). Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования поступлений таких акцизов, которые имеют более или менее стабильный характер. Таким образом, удобно подсчитывать акцизы на газ, нефть, бензин, сигареты и алкогольную продукцию. При расчете берутся данные по оборотам подакцизных товаров в натуральном выражении в предыдущем периоде, корректируются на предполагаемый экономический рост и на основании этих данных рассчитываются предполагаемые поступления, исходя из планируемых цен и изменений в налоговом законодательстве.

2). Метод экспертных  оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

     Применение 2-х первых методов одновременно, при этом используются как  объективные тенденции развития, так и мнение экспертов. Одним  из способов экстраполяции могут  быть линии регрессии, надежность  которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д. Краткосрочное планирование поступлений акцизов можно осуществлять на основе отчетности предприятий производящих и реализующих подакцизную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так  и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

     Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

     Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

     Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Налоговый кодекс Республики Казахстан
  2. Мельников В.Д. «Основы финансов» - учебник для ВУЗов – Алматы 2009
  3. Экономикс / Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Таллин. 1993.

 

  1. Бизнес-конспект: акцизы // Экономика и жизнь 1996. №15.
  2. Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей //Финансы. 1997. №1.
  3. Козырин А.Н., Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования //Финансы. №9.1994.
  4. Финансовая система Казахстана. Зейнельгабдин А.Б.,Астана - 2008 г.
  5. Налоги РК и развитых стран. Нурумов А.А., 2005 г.
  6. Налоги и налогообложение в РК. Нурхалиева Д.М., 2007 г.
  7. Налоговое право РК. Худяков А.И.,2003 г.
  8. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6 стр.37-39
  9. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть?// Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -№3-4 - стр. 24-26.
  10. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
  11. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы 1996 г.
  12. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1 -стр. 179-186.



Информация о работе Акцизы и их роль в формировании бюджета