Акцизы и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.

Содержание

Введение

Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров

Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Акизы и их роль в формировании бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Евразийский институт рынка

 

 

Кафедра __________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Финансы» на тему:

«Акцизы и их роль в формировании бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 205 группы

Дюсембаева Динара

 

 

Проверила:

__________________________

 

 

 

 

 

 

Алматы 2009

Содержание

 

 

 

Введение

 

Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

 

Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах

2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами

2.2. Плательщики акцизов

2.3. Ставки акцизов

2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов

2.5 Сроки уплаты акциза

2.6. Место уплаты акциза

2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база

2.8. Экспорт подакцизных товаров

2.9. Импорт подакцизных товаров

 

Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета

3.1. Понятие государственного бюджета

3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета

3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми  налоговыми  системами.  Однако  это  не означает, что  создание  налоговой  системы  и  налоговая  политика  ведутся спонтанно. Среди  многочисленных  проблем,  возникших  перед  Казахстаном  в  период перехода от  командно-административной  системы  хозяйствования  к  рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание  эффективной  системы налогообложения юридических и физических  лиц.  В  этом  заинтересовано  как государство, так и плательщики налогов. Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического  прогресса,  вывода  отечественного  производителя  на  мировой рынок высокотехнологической  продукции,  стимулирования  предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности  и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических  лиц и других немаловажных принципах.

    Одной из статей в налоговых доходах Казахстана выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

     Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

     Тема моей курсовой работы «Акцизы и их роль в формировании бюджета». Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.

Глава I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

 

     Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

     Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют.

  • К первой группе относятся традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная функция.
  • Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.
  • Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями (табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

     Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Так же ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. Налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки). При взимании акцизов используются следующие ставки налогов:

  • адвалорная;
  • специфическая;
  • смешанная.

     Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет. В большинстве стран применяются оба вида ставок и, таким образом, соблюдается баланс между плюсами и минусами обоих методов акцизного налогообложения. В любом случае подакцизные товары облагаются НДС, который сам по себе является адвалорным налогом. В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные - к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.

     Вопрос об определении налогооблагаемой базы акцизов особенно актуален в случае применения адвалорной ставки. В этом случае вхождение прочих налогов в облагаемую базу акцизов может существенно изменить обязательства по акцизам.

     В случае с товарами, к которым применяется специфическая ставка акциза, вопрос об определении налогооблагаемой базы сталкивается с проблемой определения единицы подакцизного товара, к которому применяется акциз. Например, в случае с сигаретами налогооблагаемой единицей может служить либо пачка, либо определенное количество сигарет, либо вес сигарет. Как правило, в состав налогооблагаемой базы подакцизных товаров, к которым применяется адвалорная ставка акциза, входят лишь таможенные пошлины и таможенные сборы.

     Уплата акцизов может осуществляться несколькими способами:

1). С применением акцизных марок - к преимуществам подобного метода уплаты акцизов относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара (например, бензин), а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров (в основном, горючего) иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия.

2). С применением налоговых бондов - ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств. В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком - держателем бонда.

3). Уплата наличным платежом. Уплата акцизов наличными происходит при обложении всех товаров, кроме вышеперечисленных. К числу положительных моментов этого метода можно отнести невозможность ухода от уплаты акциза путем подделки акцизных марок. К отрицательным же моментам относится необходимость документальных проверок

 

 

1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

 

     Как и  большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной  и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

     Наиболее  спорным вопросом при введении  акцизов является конкретная  ставка того или иного акциза. Большинство методик определения  таких ставок основываются на  эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

     В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то та или иная продукция не является объектом акцизного обложения. Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам: ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета; ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни; и т.д.

Информация о работе Акцизы и их роль в формировании бюджета