Активные операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
2. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
3. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные операции банка отредактирована.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Кредит не может быть использован на следующие цели:

  • покрытие убытков;
  • уплата взносов в уставные фонды юридических лиц;
  • погашение ранее полученных кредитов, либо погашение кредита за другого кредитополучателя;
  • уплата налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплата телеграфных и почтовых расходов;
  • уплата процентов за пользование кредитом и вознаграждения;
  • уплата пени, штрафов, неустоек;
  • осуществление ломбардных операций.

Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении кредита (примерный перечень).

1. Юридические документы (в обязательном порядке):

1) устав либо учредительный  договор и устав, либо только  учредительный договор (в зависимости  от организационно-правовой формы юридического лица), нотариально заверенные;

2) свидетельство (решение) о  государственной регистрации;

3) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально;

4) документ, подтверждающий  полномочия конкретного лица  выступать от имени организации  и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность).

2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):

5) баланс, заверенный налоговым органом по месту регистрации организации;

6) отчет о прибылях и убытках;

7) другие формы квартальной отчетности за последние 2 даты;

8) отчетность за последний  год с приложениями;

9) расшифровки структуры  дебиторской и кредиторской задолженности;

10) справки о полученных  кредитах и займах либо копии  кредитных договоров (договоров  займа), действующих на дату представления заявки на кредит;

11) справки о выданных  поручительствах (с приложением  копий договоров);

12) копии выписок из  расчетных и текущих счетов  заемщика, заверенные обслуживающим  банком (банками).

3. Технико-экономическое  обоснование (бизнес-план) использования  кредита. В нем следует отразить:

  • содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;
  • цели и предполагаемые направления использования кредитных средств;
  • сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и цену продукции, рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации;
  • прогноз суммы чистой прибыли организации на период действия кредитного договора.

4. Документы кредитуемой  хозяйственной операции:

1) договоры на покупку  необходимых ценностей (с надлежаще  оформленными приложениями и  дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых ценностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);

2) документация, разрешающая  проведение сделок, связанных с  кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты  экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);

3) договоры на реализацию  конечной продукции кредитуемой  операции;

4) другие договоры, необходимые  для проведения кредитуемой операции (например, с транспортными организациями).

5. Дополнительная информация  о заемщике, в том числе:

  • аудиторское заключение ;
  • рекламные проспекты и публикации в средствах массовой информации;
  • сведения от деловых партнеров заемщика.

6. Документы об обеспечении  кредита.

Следующий этап работы банка – этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих подэтапов или шагов:

  • анализ полноты и достоверности документов заемщика;
  • анализ информации о заемщике;
  • общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;
  • анализ кредитуемой хозяйственной операции;
  • анализ обеспеченности кредита;
  • оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;
  • установление рейтинга заемщика.

II. Разрешение кредита. При  положительном результате анализа кредитной заявки вопрос о предоставлении кредита (особенно крупного или нестандартного по каким-либо иным параметрам) может быть вынесен на заседание кредитного комитет банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило, включают:

  • заявку;
  • кредитный меморандум (подробная справка о заявителе и параметрах испрашиваемого кредита);
  • справку о возможных условиях предоставления кредита;
  • другие документы, подтверждающие содержание меморандума.

Если кредитный комитет решил вопрос положительно, то банк извещает (как правило, в письменной форме) потенциального заемщика о принятом решении и условиях предоставления кредита.

Далее начинается следующий этап, в ходе которого банк совместно с фактическим уже заемщиком готовит кредитную документацию, а именно:

  • кредитный договор;
  • срочное обязательство (распоряжение заемщика о своевременном списании средств в Пользу банка–кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке), а при необходимости также:
  • договор залога;
  • договор о переуступке прав;
  • договор о блокированном счете;
  • договор поручительства;
  • другую необходимую документацию.

При подписании договоров банку и заемщику необходимо соблюдать следующие правила и элементарные меры предосторожности:

1) договоры должны быть подписаны надлежащим образом уполномоченными лицами (со стороны заемщика – лицом, полномочия которого подтверждены уставом и документом о назначении на должность или доверенностью);

2) в тексте договора  не должно быть подчисток, приписок или иных не оговоренных исправлений;

3) числа, сроки, наименования  юридических лиц должны быть  обозначены словами; адреса, имена, фамилии – прописаны полностью;

4) все страницы договора  должны быть парафированы подписями  уполномоченных лиц;

5) подписи должностных лиц заемщика, скрепленные печатью, должны сверяться с карточкой образцов подписей и печати;

6) подлинники договоров  подписываются в 3-х экземплярах. Рабочий (визовый) экземпляр кредитного  договора визируется сотрудниками  подразделений банка, участвующими в подготовке кредитной документации;

7) подлинники договоров  подписываются сначала должностными  лицами заемщика, а после этого  – должностными лицами банка;

8) 1 экземпляр договора  передается заемщику, 1 остается  в банке. Визовые экземпляры хранятся в банке, а в кредитное дело заемщика подшиваются копии.

Дополнительно банк истребует от заемщика:

1) справку из налогового  органа об уведомления данного  органа о намерении налогоплательщика  открыть ссудный счет;

2) справку об уведомлении  Пенсионного фонда о том же;

3) другие документы в  соответствии с согласованными (документально  зафиксированными) условиями предоставления  кредита.

Весь рассмотренный выше этап кредитного процесса «банк – клиент» со всеми составляющими его шагами схематически можно представить следующим образом (Приложение А, Б, В).

Получение кредита означает для предприятий и организаций дополнительное вложение денежных средств сверх имеющихся у них ресурсов. Таким образом, при кредитовании предприятий между ними и банками складываются партнерские отношения, поскольку только в таком случае может быть достигнута общность интересов заемщика и банка.

Банк, предоставляя кредит, ориентируется на такие параметры кредита и на такую сферу его вложения, которые создавали бы предпосылки своевременного и полного исполнения обязательств по кредиту и начисленным процентам.

Основным источником выполнения обязательств заемщика являются денежные средства, получаемые при реализации кредитуемого мероприятия. Вместе с тем возврат кредита и уплата процентов связаны со многими факторами, зачастую не зависящими от заемщика. По этой причине для снижения риска при кредитовании банки обязательно принимают обеспечение под представляемый кредит.

Под формой обеспечения возвратности кредита понимают конкретный дополнительный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника.

Исполнение обязательств по кредитному договору может обеспечиваться гарантийным депозитом денег, страхованием кредитодателем риска невозврата кредита, переводом на кредитодателя правового титула (на имущество и имущественные права), залогом недвижимого и движимого имущества, поручительством, гарантией и иными способами, предусмотренными законодательством РБ или договором.. [6, с.14]

В банковской практике наиболее распространенным является залог движимого и недвижимого имущества как способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.

Предназначение залога заключается в том, что по обеспеченному залогом обязательству залогодержатель (банк) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя – кредитополучателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

При залоге имущества залогодателем может быть как сам кредитополучатель, так и другое лицо, за исключением банка–кредитора.

Предметом залога может быть любое имущество (имущественный комплекс, предприятие, здание, сооружение, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и другое имущество) не изъятое из гражданского оборота, направление взыскания на которое и залог которого не запрещены законодательством.

Наличие заложенного имущества и условия его хранения банк проверяет у залогодателя до выдачи кредита и осуществляет контроль за его сохранностью в течение всего периода кредитования.

Договор о залоге должен заключаться в письменной форме.

В договоре залога предусматривается: наименование, местонахождение сторон; вид залога; существо обеспеченного залогом требования, его размер; сроки исполнения обязательств; состав и стоимость заложенного имущества; а также любые иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон в договоре залога должно быть достигнуто соглашении. [14, с.18]

Способом обеспечения исполнения кредитного обязательства может являться поручительство.

Оценка данной формы обеспечения производится на основании изучения правоспособности и платежеспособности поручителя.

Поручителем (гарантом) по обеспечению исполнения обязательств по кредитному договору согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь могут выступать как юридические, так и физические лица.

Отношения по поручительству между поручителем и банком оформляются договором поручительства.

Чаще всего в договорах поручительства речь идет об уплате поручителем определенной денежной суммы за кредитополучателя в случае неисполнения им своего обязательства. Письменная форма договора поручительства - обязательна.

Поручитель, так же, как если бы обязательство исполнял кредитополучатель, обязан уплатить и проценты, и возместить судебные издержки по взысканию долга, и погасить другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств кредитополучателем, но если иное предусмотрено договором поручительства.

В целях обеспечения прав поручителя, исполнившего обязательство, кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к кредитополучателю, и передать права, обеспечивающие это требование. Таким образом, на условиях правопреемства происходит переход прав от кредитора к поручителю непосредственно в силу закона.

В случае пролонгации срока действия кредитного договора либо в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, необходимо предварительно получить согласие поручителя на изменение условий обеспеченного поручительством кредитного обязательства.

Согласие поручителя на изменение срока действия договора поручительства либо изменение обязательства, влекущего увеличение ответственности, оформляется дополнительным соглашением к договору поручительства либо путем заключения нового договора поручительства, в котором предусматриваются условия об аннулировании ранее заключенного договора поручительства.

После уплаты поручителем долга кредитополучателя к нему переходят все права кредитора по кредитному договору в размере оплаченной суммы.

Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока. Если такой срок не установлен, то поручительство будет сохраняться в течение года со дня наступления срока исполнения основного обязательства, в течение которого кредитор вправе предъявить иск к поручителю. [8, с.26]

Банковская гарантия обеспечения возврата кредита выдается в виде договора гарантии, которым банк-гарант принимает на себя обязательство в случае наступления обстоятельства, указанного в данном документе, исполнить обязательства по кредитному договору в размере и в срок, указанные в договоре гарантии в пользу банка-кредитора. Банк-гарант несет ответственность только в соответствии с условиями, предусмотренными в гарантийном обязательстве.

Информация о работе Активные операции банка