Активные операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
2. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
3. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные операции банка отредактирована.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Удобство синдицированного кредита для заемщика очевидно – он получает большой кредит и при этом общается фактически с одним банком – организатором сделки. С заемщиком заключается всего 1 договор, финансовая отчетность и прочие необходимые документы представляются только в адрес организатора. Выгодна такая сделка и банкам. Что касается банка-организатора, то он вправе рассчитывать также на хорошие комиссионные за организацию синдиката.

До сих пор в России и Республике Беларусь не было синдицированных кредитов в полном смысле этого слова.

5. По времени и технике  погашения кредита: [21].

5.1. Погашаемые одной суммой  в конце срока;

5.2. Погашаемые равными  долями через равные промежутки  времени (этот вариант, как и следующий, предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм):

    • простой кредит (с ежемесячными равными суммами платежей);

5.3. Погашаемые неравными  долями через различные промежутки  времени:

  • сложный кредит (с выплатой значительной части (от 20 до 50% суммы кредита) в конце срока);
  • прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами);
  • сезонный кредит (кредит для сезонных производств (проектов) с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки).

Отдельно можно выделить гарантийные операции банков в части кредитования своих клиентов, а также консультационные услуги по вопросам кредитования.

Для классификации кредитов на те или иные группы и виды могут использоваться и другие критерии. (Приложение А)

Необходимо отметить, что конкретный вид кредита по указанной выше классификации зависит от многих факторов, а также от цели кредита. Характерно разделение всех кредитов на 3 больших группы:

    • кредиты на пополнение оборотных средств;
    • инвестиционные кредиты;
    • торговое финансирование (непокрытые аккредитивы, гарантии, постфинансирование и проч.).

Для кредитов на пополнение оборотных средств чаще всего применяются возобновляемые кредитные линии или кредиты которые выдаются и погашаются единовременно, для инвестиционного кредитования характерны невозобновляемые кредитные линии или кредиты с графиком погашения, торгового финансирования специальные формы кредитования такие как выдача непокрытых аккредитивов, банковские гарантии, аккредитивы с постфинансированием.

Предоставление учреждениями банка кредитов осуществляется на платной основе с взиманием процентной ставки за фактическое время пользования кредитными ресурсами.

Размер процентной ставки по вновь выдаваемым кредитам устанавливается с учетом  ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Проведение любой ссудной операции характеризуется таким понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка во время проведения кредитной операции.

В Республике Беларусь порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата определяет «Инструкция о порядке предоставления банками денежных средств в форме кредита и их возврата» определяет [26 ]

Кредитное дело - это рискованная сфера деятельности, поэтому специфика организации состоит в том, что сотрудники банка на всех этапах кредитования стремятся выявить, оценить и управлять кредитным риском. Это находит отражение и в системе управления банка. Вопросами кредитования в банке занимаются органы, занимающиеся общими вопросами деятельности, и органы, в соответствии с функциональным признаком построения системы управления, управления и службы, сотрудники, которых непосредственно осуществляют действия направленные на проведение кредитных операций. Состав и количество структурных подразделений зависит от размера банка, наличия филиальной сети т др.

Кредитное управление может включать отделы, соответствующие вида проводимых операций, такие как отделы краткосрочного и долгосрочного кредитования, отдел кредитования населения, отдел нетрадиционных банковских операций и др. В тоже время, структура кредитных органов крупного банка может включать:

  • отдел формирования кредитного портфеля, занимающийся вопросами рассмотрения кредитных заявок (экспертиза контрактов, технико-экономического обоснования), анализа финансового состояния заемщика, готовит предложение кредитный комитет для рассмотрения вопроса о выдаче крупных ссуд, предоставления банковских гарантий, разрабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля;
  • кредитный отдел. Сотрудники занимаются оформлением кредитных договоров и дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, контролируют своевременность погашения кредита и процентов, проводят систематический анализ финансового состояния заемщика, принимают меры по досрочному взысканию кредитной задолженности, а также разрабатываю т рекомендации по совершенствованию структуры кредитного портфеля и т.п.;
  • отдел контроля за обеспеченностью кредитов. В данном отделе служащие банка заняты вопросами оформления, контроля обеспеченности кредитов (залоговых обязательств);
  • отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением данными подразделениями банка соответствующих лимитов, проводит анализ и проверку их работы;
  • отдел методологии и анализа. Данный отдел занимается разработкой нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность, подготавливает о кредитной деятельности банка, анализирует состояние рыночной конъюнктуры и др. [7, с.28].

Кредитование юридических лиц с привлечением внешних кредитов осуществляется с учетом особенностей, определенных международным договором, межбанковским кредитным договором, индивидуальным кредитным соглашением, иным документом, содержащим условия кредитования, а также Положением о внешних государственных займах (кредитах), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. N 252 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 69, 1/7495).

Для целей финансовой и статистической отчетности, оценки кредитных рисков кредиты классифицируются на краткосрочные и долгосрочные.

К краткосрочным кредитам относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, до одного года включительно, а также кредиты, предоставленные по возобновляемым кредитным линиям и при овердрафтном кредитовании, за исключением кредитов с первоначально установленным в кредитном договоре сроком погашения хотя бы одной части кредита свыше одного года.

К долгосрочным кредитам относятся все иные кредиты

Краткосрочные и долгосрочные кредиты физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) классифицируются на кредиты на финансирование недвижимости и на кредиты на потребительские нужды.

К кредитам на потребительские нужды относятся также и кредиты, использованные для получения дохода при осуществлении деятельности, не являющейся в соответствии с законодательством предпринимательской деятельностью (деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленная деятельность и т.д.), и кредиты, целевое использование для которых не установлено.

К микрокредитам относятся кредиты, предоставляемые по упрощенной процедуре, при условии, что совокупная сумма (для кредитных линий - максимальный размер (лимит) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств) по всем действующим кредитным договорам, заключенным между банком-кредитодателем и кредитополучателем, не превышает 7500 базовых величин, установленных законодательством на момент заключения последнего кредитного договора.

Кредиты, по которым продлен срок полного погашения, со дня заключения дополнительного соглашения к кредитному договору о продлении срока относятся к пролонгированным, за исключением продления срока погашения кредита при овердрафтном кредитовании. [26 ]

Глава вторая Инструкции о порядке предоставления банками денежных средств в форме кредита и их возврата определяет, что уполномоченным органом банка должны быть утверждены локальные нормативные правовые акты, в которых предусматриваются:

  • обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата;
  • процедура принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств;
  • порядок определения правоспособности и платежеспособности кредитополучателя;
  • перечень документов, предоставляемых кредитополучателем для получения кредита до заключения кредитного договора и в течение срока его действия;
  • порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества;
  • порядок и случаи контроля за целевым использованием кредита;
  • порядок формирования и хранения кредитного досье.

Организация банковского кредитования включает в себя (помимо формирования кредитной политики и определения системы мер, способных ее реализовать) рассмотрение заявки (заявления) клиента о выдаче ему кредита, принятие уполномоченными лицами и органами банка соответствующего (положительного либо отрицательного) решения, подготовку и заключение кредитного договора, процессы выдачи кредита, его сопровождения, возврата (погашения), а также контроля на всех этапах. Ниже речь пойдет преимущественно о начальном этапе, на котором решается главный для обеих сторон вопрос – о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика. [5 , с. 137 ]

Основанием для начала всей многогранной работы в рамках кредитной операции является поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны содержаться как минимум следующие сведения: цель кредита; размер кредита; срок кредита; предполагаемое обеспечение; источники погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.

Следующий этап работы над заявкой – этап переговоров с заявителем. В зависимости от специфики организации-заявителя, характера заявки, предполагаемого обеспечения и иных обстоятельств (включая в первую очередь содержание кредитной политики банка на текущий период) переговоры с потенциальным заемщиком могут проводиться работниками, в том числе экспертами, разных подразделений банка (кредитного, юридического, экономической безопасности, валютного, казначейства и др.) либо последовательно, либо одновременно. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности, в том числе на следующие:

  • продукция и услуги, которые организация предлагает на рынке;
  • основные финансово-экономические характеристики заявителя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на производимую продукцию, проводимая ценовая политика);
  • основные поставщики и покупатели;
  • каналы и способы реализации продукции (услуг).

Обязательно последуют и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как:

  • назначение кредита;
  • желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты);
  • источники и график погашения долга;
  • вид обеспечения, его оценка и ликвидность;
  • правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собственник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа);
  • способы хранения предлагаемого имущества, возможные издержки его хранения в течение предполагаемого срока действия кредитного договора;
  • другие ликвидные активы, которыми располагает клиент и которые могли служить обеспечением кредита.

Будут заданы также вопросы об отношениях с другими банками:

    • клиентом каких еще банков является организация;
    • обращался ли заявитель за кредитом в другие банки;
  • каков опыт работы потенциального заемщика на рынке кредитных ресурсов (наличие непогашенных, просроченных кредитов, дисциплина исполнения условий кредитных договоров и т.п.) и т.д.

Если в процессе переговоров будет выяснено, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с данным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему необходимо дать мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников банка сложилось благоприятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответствии с нижеприведенным перечнем.

Согласно Инструкции запрещается выдача банком кредита кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам, кроме случаев кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. N 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 127, 1/5085) для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации в порядке, установленном настоящей Инструкцией;
  • в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, предусматривающими выдачу кредитов, по которым в качестве обеспечения исполнения обязательств предоставляются гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов без учета наличия у кредитополучателей просроченной задолженности по кредитам;
  • при разработке мероприятий по улучшению деятельности кредитополучателя и погашению просроченных кредитов, утвержденных государственным заказчиком при финансировании государственных народнохозяйственных и социальных программ Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 1404 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 176, 5/15117), или органом управления кредитополучателя - юридического лица в иных случаях;
  • по экономически обоснованному заключению представителей банка, направленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридического лица;
  • на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Информация о работе Активные операции банка