Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по дисциплине "Финансовый менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки к госам 2010.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии.

Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги. Цена выражается в единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Любой товар имеет свою цену, но не каждое предприятие в состоянии само определить уровень этой цены. Особенно ярко это выражается при неограниченном числе конкурентов и небольшой рыночной силе предприятия. В этих условиях предприятие вынуждено принять цену, задаваемую рынком.

В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовых возможностей предприятия, целей его деятельности, для расчета и установления цены могут быть использованы различные методы: затратные, рыночные, параметрические.

Методы определения  цены на основе издержек производства. Большинство фирм реализуют затратное ценообразование, преувеличивая фактор издержек производства при принятии решений по ценообразованию. Это обусловлено тем, что данные об издержках для фирмы более доступны и подконтрольны, чем информация о ценовом влиянии спроса и конкуренции. В основе методов ценообразования на основе издержек производства (затратных) – определение издержек и последующее прибавление прибыли.

Рыночные  методы определения цен. В основе методов ценностного образования лежат не издержки продавца, а ощущаемая покупателем ценностная значимость товара и готовность потребителя заплатить за эту значимость определенную сумму. Цена в данном случае должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Цена, являясь отражением того, что потребитель платит за продукт, должна отражать объем ценности, получаемый этим потребителем. Здесь осуществляется подход к одному фундаментальному принципу рыночного ценообразования: цена отражает ценность, а не затраты. В этой формулировке лежит одна из причин поражений при введении новых продуктов и услуг. Кроме ценностного ценообразования существует методы, ориентированные на фактор конкуренции при установлении цены. Компании, придерживающиеся такой тактики, устанавливают цену на свой товар чуть выше или чуть ниже уровня цен конкурентов на аналогичные товары. К рыночным методам ценообразования может также быть отнесен метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка, а также ценовые линии, предполагающие, что каждая цена отражает определенный уровень качества различных моделей одного и того же вида и назначения изделия.

Параметрические методы ценообразования.  Фирмы часто испытывают потребность в расширении производства и освоении новых видов продукции, которые не заменяют выпускаемую ранее, а расширяют и дополняют ассортимент. Для установления цен на эти изделия используют параметрические методы. Основу их составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящими в параметрический ряд.

Стратегия ценообразования – набор правил и практических методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием. Конкретную цену на товар предприятие устанавливает в зависимости от целей, которых оно планирует достигнуть в процессе ценообразования – прибыль, завоевание рынка, обеспечение единообразия ценовой политики, влияние на покупательскую активность, соответствие требованиям законодательства.

Стратегия высоких цен («снятия сливок»). Цель данной стратегии – получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых данный товар (услуга) имеет большую ценность, и они готовы заплатить за приобретаемое изделие цену, большую, чем нормальная рыночная цена. Стратегия применяется, когда предприятие убеждено, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар.

Стратегия низких цен (цена проникновения). Данная стратегия ценообразования предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам для стимулирования спроса, вытеснения конкурирующих товаров и фирм и завоевания лидерства по показателям доли рынка.

Стратегия психологических (неокругленных) цен. Устанавливаются обычно несколько ниже доминирующей на рынке на аналогичные товары и услуги, и, вместе с тем чуть ниже определенной круглой суммы (кратной 10, 100, 1000).

Стратегия «следования за лидером». Организации, которые не являются лидерами на рынке, обычно определяют свои цены близкими к доминирующей цене. Это особенно характерно для тех секторов, где не существует большой разницы между товарами отдельных организаций и где имеется информация о доминирующей цене. В этой ситуации мало чего можно достичь, назначая цены, существенно отличающиеся от установившейся цены. Сбивание цены может способствовать потере прибыли, а удовлетворение возрастающего спроса потребует дальнейших вложений в развитие производственных мощностей. Однако завышение рыночной цены может привести к резкому падению продаж, особенно в случае, если товары конкурентов легко доступны.

Существует также ряд  стратегий, которые предприятию  не рекомендуется применять, так  как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть применение санкций государственными органами, либо ответные меры конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся:

  • стратегия монополистического ценообразования – направленные на установление и поддержание монопольно высоких цен. Обычно с преследованием цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли.
  • стратегия демпинговых цен – то есть рыночных цен, сознательно заниженных предприятием в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен с целью получения крупных преимуществ в отношении своих конкурентов. Эта стратегия ценообразования относится к монополистической деятельности и считается недопустимой;
  • стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию – в том числе соглашения, направленные на:
    1. установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат и наценок на товары и услуги;
    2. повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

Вопрос 28. Таможенное регулирование в России.

Составной частью внутренней и внешней политики РФ является таможенная политика. Ее цель:

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведения структурной перестройки;
  • иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

Одним из важнейших инструментов реализации таможенной политики является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Основными целями таможенного  тарифа является:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таможенная  пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории. Виды таможенных пошлин:

    1. адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
    2. специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
    3. сезонные – применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, срок их действия не может превышать 6 месяцев в году.

Определение таможенной стоимости товара, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем  применения следующих методов:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров. Это основной метод;
  2. по цене сделки с идентичными товарами. Исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины получаемой прибыли. Применяется при отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитания стоимости. Из цены товара вычитаются: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида; сумма таможенных пошлин, налогов и иных платежей; обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы;
  5. сложения стоимости, т.е. сложение трех составляющих: стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем; общих затрат, характерных для продажи; прибыли;
  6. резервного метода, т.е оценка товара с учетом мировой практики.

Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Президент  и Правительство. Центральным органом  исполнительной власти является государственный  таможенный комитет РФ, а на региональном уровне – региональные таможенные управления.

 

 

Вопрос 30. Налоговая политика

Налоговая политика – система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

  1. фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
  2. экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
  3. социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
  4. экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
  5. контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политики;
  6. международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижении таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции  налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития.

На микроуровне важным компонентом является налоговое  планирование – побуждает предприятие  выявлять финансовые резервы с целью более эффективного их использования.

Вопрос 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги призваны выполнять три основные функции:

  1. фискальная. Через нее реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах;
  2. регулирующая. Суть ее в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения.
  3. распределительная. Она выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений и состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан.

Кроме того, налогам свойственна  и функция контроля. Контрольная  функция налогообложения означает, что государство посредством  налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств

Классификация налогов  позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Для классификации налогов используют различные основания:

  1. По способу взимания
    • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика (налоги на доходы, налог на прибыль). Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).
    • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость). Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара
  2. По субъекту налогообложения
  • налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц);
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица (земельный налог, транспортный налог, госпошлина).
  1. По объекту налогообложения
  • налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов) (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);
  • налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг) (налог на добавленную стоимость, акцизы);
  • налоги с имущества (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог);
  • платежи за природные ресурсы (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);
  • налоги с фонда оплаты труда (единый социальный налог);
  • налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера (государственная пошлина);
  • налоги на определённый вид деятельности (налог на игорный бизнес).
  1. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги
  • федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог)
  • региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
  • местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
  1. По методу расчета
  • пропорциональные, при которых используется единая ставка налога независимо от получаемой суммы облагаемой базы (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);
  • прогрессивные – характеризуются тем, что их величина растет быстрее, чем происходит прирост дохода (налог на имущество физических лиц);
  • регрессивные, при которых сумма налога растет медленнее налогооблагаемой базы (единый социальный налог)
  1. По срокам уплаты
  • срочные – на определенную календарную дату (срок);
  • периодично-календарные, сроки уплаты которых определяются периодом времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями.

В ранее действовавшем  налоговом законодательстве России налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в  установленном порядке. Более точным является следующее определение: налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Систему современных  принципов построения налоговой  системы можно рассмотреть в  следующем варианте:

  1. стабильность и предсказуемость. Предполагает неизменность основных налоговых платежей и правил взимания налогов в течение продолжительного времени, а также логичность с экономической и правовой стороны изменений налогового законодательства;
  2. гибкость. Предполагает оперативное изменение налоговых платежей, способов их исчисления, системы льгот и санкций в зависимости от изменения экономической ситуации;
  3. равновесие. Обеспечивает ориентацию государства на поддержание с помощью налогов структурно-воспроизводительного равновесия;
  4. подвижность. Отражает чувствительность налоговых платежей к изменениям в области формирования изменений налогооблагаемой базы;
  5. удобство как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующего субъекта по изъятию налога;
  6. стимулирование, т.е. формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определённой деятельности и получении более высоких доходов;
  7. экономичность. Соотношение расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т.д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.

 

 

 

 

Вопрос 31. Сущность, функции и принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которой формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств и происходит распределение и использование этих фондов.

Финансы предприятий  имеют 2 основные функции:

  • распределительная;
  • контрольная.

В процессе распределительной функции происходит формирование первоначального капитала за счет учредительных вкладов, происходит его авансирование в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов. С данной функцией связано формирование денежных фондов и резервов путем распределения и перераспределения поступающих доходов. К этим фондам относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд. Распределительные отношения затрагивают интересы и общества в целом, и отдельных хозяйствующих субъектов, и акционеров, и владельцев, и учредителей, и страховые, кредитные институты. Анализ финансового состояния предприятия позволяет оценить, насколько эффективно функционирует его распределительный механизм, надо ли принимать меры по повышению его финансовой устойчивости.

Контрольная функция – сопоставление того, что должно быть с тем, что есть на самом деле. Объективной основой контрольной функции является стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполненных работ и услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.

Коммерческие организации  – организации, основная цель деятельности которых  - извлечение прибыли.

Финансы коммерческих предприятий  базируются на следующих принципах:

1 Принцип хозяйственной  самостоятельности. Он обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств.

2 Принцип самофинансирования. Он означает, с одной стороны, полную самоокупаемость производственных затрат, затрат на реализацию, с другой стороны, инвестирование в развитие производства за счет собственных ресурсов, а также за счет банковских и коммерческих кредитов, которые должны быть возвращены также за счет собственных средств. Чтобы обеспечить высокий уровень самофинансирования важно, чтобы удельный вес собственных средств в общих финансовых ресурсах предприятия был не менее 50 %.

3 Принцип материальной  заинтересованности. Он определяется основной целью предпринимательской деятельности, то есть извлечением прибыли.

4 Принцип материальной  ответственности. Он означает наличие определенной ответственности за ведение и за результаты финансово-хозяйственной деятельности, за сохранность собственного капитала.

5 Обеспечение  финансовых резервов. Диктуется условиями предпринимательской деятельности, поскольку она сопряжена с рисками не возврата вложенных в бизнес средств, а в условиях рынка последствия риска ложатся на предпринимателя, поскольку он добровольно и на свой страх и риск занимается своей деятельностью. В конкурентной борьбе за потребителя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском не возврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском не возврата инвестиций, или с риском получения дохода ниже предполагаемого. Имеют место и прямые экономические просчеты при разработке производственной программы. Это также влечет за собой убытки. Чтобы предохранить себя от подобных рисков, или чтобы сгладить их последствия предприятия формируют финансовые резервы (фонды, которые способны укрепить их положение в критические моменты их хозяйственной деятельности).

Вопрос 32. Сущность  и особенности функционирования  финансов предприятия в некоммерческих организациях

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которой формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств и происходит распределение и использование этих фондов.

Финансы предприятий  имеют 2 основные функции:

  • распределительная;
  • контрольная.

В процессе распределительной функции происходит формирование первоначального капитала за счет учредительных вкладов, происходит его авансирование в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов. С данной функцией связано формирование денежных фондов и резервов путем распределения и перераспределения поступающих доходов. К этим фондам относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд. Распределительные отношения затрагивают интересы и общества в целом, и отдельных хозяйствующих субъектов, и акционеров, и владельцев, и учредителей, и страховые, кредитные институты. Анализ финансового состояния предприятия позволяет оценить, насколько эффективно функционирует его распределительный механизм, надо ли принимать меры по повышению его финансовой устойчивости.

Контрольная функция – сопоставление того, что должно быть с тем, что есть на самом деле. Объективной основой контрольной функции является стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполненных работ и услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.

Некоммерческие  организации – организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, и если она получается, то не распределяется между учредителями, а расходуется на уставные цели деятельности. Функционируют в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной сферы...

Некоммерческие организации могут иметь в собственности обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам, приобретать и реализовывать имущественные и неимущественные права.

Управление финансами в некоммерческих организациях заключается в мобилизации  средств и использовании их для выполнения уставной деятельности на основе утвержденной сметы. Основными источниками финансирования некоммерческих организаций являются:

  • паевые взносы членов,
  • пожертвования благотворительные взносы.

 

33. Страхование:  сущность, виды,  финансовые основы

Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

К задачам организации страхового дела относятся:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов.

Страховая деятельность подразделяется на отдельные отрасли, которые формируются по принципу однородности страхуемых рисков. В  соответствии с общепринятыми нормами  страхового законодательства выделяются три отрасли страхования: личное (объектом защиты являются имущественные интересы граждан, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, пенсионным обеспечением.), имущественное (имущественные интересы застрахованного лица, связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом) и страхование ответственности (возмещает расходы страхователя при возникновении гражданской ответственности, т.е. вследствие причинения им вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц - ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности организаций. В рамках этой отрасли выделяются страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности организаций – источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств). В их рамках выделяются 16 различных видов страховой деятельности, включая перестрахование.

Функции страхования

- предупредительная – из возможно свободных средств предупредить вознк. страх. случая (закл.договора охраны, устан.сигнлизаций)

- восстановительная – проявляется в страховании имущества (сгорел дом – на ремонт)

- сберегательная – пенсионное страхование (- пенсия), страх.на случай долгожития, на случай бракосочетания.

Страхование является особым видом экономических отношений, поэтому экономико-финансовые основы деятельности страховой компании отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия касаются прежде всего вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика. Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами.

Страхование – особая сфера перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

Финансы страховой организации  являются частью всех финансов российской экономики. Они имеют свою специфику, которая определяется сутью страхования  как института социальной и финансовой защиты. Для страховых компаний, занимающихся рисковыми видами страхования, уставный капитал должен составлять не менее 25000 МРОТ, для страхования всех видов, в т.ч. личным, - не менее 60000МРОТ, для перестрахования 120000МРОТ.

Собственный капитал  страховой фирмы включает:

  • уставный, добавочный, резервный;
  • нераспределенную прибыль;
  • целевые поступления и финансирование.

В силу специфики страховой  деятельности (привлечение и аккумулирование  в страховых резервах средств  страхователей), привлеченный капитал  составляет большую долю. Аккумулирование  в рамках страховых резервов больших денежных средств дает возможность заниматься инвестиционной деятельностью с целью получения дополнительных доходов.

Финансы организаций  финансово-кредитной сферы представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе создания и распределения фондов денежных средств в кредитной сфере. Основное направление расходования – предоставление кредитов. Источником денежных поступлений являются депозитные вклады клиентов, денежные средства на счетах юридических лиц, межбанковские кредиты.

Вопрос 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения

Домашнее хозяйство  – совместно проживающие и  ведущие общее хозяйство люди (не обязательно родственники). Домохозяйство  может состоять и из 1 человека, обеспечивающего  себя материально.

Финансы домашнего  хозяйства – совокупность денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования денежных средств участников домашнего хозяйства.

Под доходами домохозяйства понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведенных домашним хозяйством за определенный промежуток времени. Доходы домохозяйства могут выступать в денежной форме – все поступления денег в виде зарплаты, доходов от факторов производства, трансфертов; в натуральной форме – включают продукцию, произведенную домохозяйством для собственного потребления.

Для классификации доходов  населения используют следующие  основные показатели:

      1. совокупные доходы – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных, льготных услуг;
      2. номинальные доходы – общее количество денег, которое начислено отдельным лицам за определенный период;
      3. располагаемые доходы – доходы, которые могут быть использованы на личное потребление, сбережения, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных сборов и платежей;
      4. реальные доходы – отражают покупательную способность денежных доходов и представляют собой количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на располагаемые доходы в течение определенного периода.

Доходы домохозяйств используются на покупку товаров  и услуг, на различного рода платежи:

    • обязательные платежи (налоги и сборы);
    • покупку иностранной валюты;
    • прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах...

Денежные сбережения – накопления или часть денежных доходов населения, отложенная для удовлетворения потребностей в будущем периоде. Денежные сбережения могут находиться в следующих формах: наличные деньги, ценные бумаги, депозиты, страховые полисы и другие финансовые активы.

Размеры денежных сбережений зависят от факторов:

  1. размер доходов населения;
  2. эффективность качества работы банковской системы;
  3. уровень доверия населения банковской системе;
  4. инфляция.

Денежные сбережения – важнейший потенциальный источник внутреннего инвестирования. Государство может воздействовать на уровень сбережений путем принудительных государственных займов, увеличения ставок налогов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения

Бюджетная система  государства – совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему, как: основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В РФ бюджетная  система включает 3 уровня:

  1. Федеральный бюджет;
  2. 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области;
  3. Приблизительно 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Все эти бюджеты функционируют  автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами входят в  бюджет территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Бюджетный федерализм – система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе.

Для системы  бюджетного федерализма характерно:

  • самостоятельность бюджетов;
  • разграничение бюджетной ответственности;
  • разграничение доходных полномочий;
  • нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений.

Бюджетный федерализм основан на двух взаимодополняющих  тенденциях:

  1. На конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг;
  2. На обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Бюджетный федерализм принято разделять на 2 сферы:

  1. Внутренняя сфера – выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств.
  2. Внешняя сфера – отражает конечную предназначенность бюджетных отношений, то есть обслуживание членов общества и их социальных запросов государством.

Непременным условием осуществления  общегосударственной финансовой политики является единство бюджетной системы.

межбюджетные  отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (вопрос 38 бюджетный процесс).

Межбюджетные отношения  осущ-ся путем использования след. методов распределения финансовой помощи нижестоящим бюджетам:

Трансферты - это вид финансовой помощи за счет средств федерального фонда поддержки субъектов РФ

Дотации – бюджетные ср-ва, предоставляемые др.бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов.

Субвенции – бюджетные ср-ва, предоставляемые др. бюджету или юл, на безвозмездной и безвозвратной основах для осущ-ния определенных целевых расходов.

Бюджетные компенсации – ср-ва, предаваемые из одних бюджетов в др.для возмещения доп.расходов вызванных решениями органов власти.

Вопрос 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов.

Бюджетная система  государства – совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.

Структура бюджетной системы РФ. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местные бюджеты,  в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

Бюджет – центральное  звено системы финансов. Поскольку  финансы отражают денежные отношения, связанные с образованием и использованием денежных фондов, постольку бюджет – система денежных отношений, в  процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджетный фонд – централизованный денежный фонд, предназначенный для  финансирования общественных потребностей. Бюджет с точки рения права  – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

Сущность бюджета проявляется  в его функциях:

1.образования  бюджетного фонда. Ее выполняют бюджетные доходы (налоги, займы, доходы от госсобственности)

2.использование  бюджетного фонда. Функция выполняется в процессе реализации бюджетных расходов. Они охватывают всю экономику, т.к. государство учитывает интересы всех участников воспроизводственного процесса. Структура расходов изменяется чаще структуры доходов.

3.контрольная. Предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция существует одновременно с двумя другими и обуславливает возможность эффективного воздействия государства на экономические процессы.

4.информационная. Бюджет является показателем текущего состояния экономики и политической ситуации.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей в бюджет, а их материальным воплощением служат денежные средства, мобилизуемые в денежный фонд. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, доходы подразделяются на:

- налоговые  доходы (федеральные, региональные, местные налоги, штрафы, пени)

- неналоговые  поступления (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями...)

- безвозмездные  перечисления, осуществляемые как со стороны экономических субъектов, так и за счет перераспределения средств бюджетов других уровней.

Расходы – не просто денежные средства, направляемы на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг и использование их по отраслевому и территориальному назначению. Различают бюджетные расходы по следующим направлениям:

- расходы Федерального бюджета (обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, на осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах, на национальную оборону, ликвидацию последствий ЧС, на фундаментальные исследования и содействие НТП...)

- расходы бюджетов  субъектов РФ (на обеспечение функционирования органов власти субъектов, на погашение госдолга субъектов, на проведение выборов в субъектах, на содержание и развитие предприятий, находящихся в собственности субъектов, на проведение выборов в субъектах...)

- расходы местных  бюджетов (на содержание органов местного самоуправления, организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры... содержание муниципальных ЖКХ, дорожное строительство...)

Кроме того, существуют расходы, в которых участвуют одновременно Федеральный, региональный и местный бюджеты:

  • государственная поддержка отраслей промышленности;
  • строительство, газификация, водоснабжение;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение соцзащиты населения.

Распределение и закрепление  расходов происходит по согласованию органов госвласти РФ, субъектов  РФ и утверждается законами о бюджетах, либо по согласованию органов госвласти  РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Различают 3 вида бюджета с т.зр. сбалансированности: 1.равенство дох. и расх. – сбалансированный;2. превышение дох. над расх. – бюджетный профицит;3.превышение расх. над дох. – дефицитный бюджет.Под бюджетным дефицитом понимают либо превышение расходов связанных с развитием экономики и проведением инвестиционной политики (активный дефицит), либо превышение расходов над доходами в условиях высокой инфляции (пассивный дефицит). Причинами возникновения дефицита м.б.: рост госрасходов в связи со структурной перестройкой эк-ки;чрезвычайные обстоятельства; неэффективность финансовой системы гос-ва; рост соц.программ и увеличение теневого сектора эконмики.бюджетный дефицит можно классифицировать по след.признакам:

1.по степени  зависимости от корреляции дефицита: структурный – разница м/д федер.дох.и расх. при определ. фискальной политики и при заданном уровне безработицы; циклический - разница м/д реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом; 2.по хар-ру возникновения: случайный – возникает из-за временных разрывов в поступлении и расходывании ср-в(кассовые разрывы); действительный- возникает в связи с пост.ростом расх.бюджета и отставанием от них дох.3.по отношению к плану: плановый- устанавливается бюджетным законодательством; внеплановый- из-за резкого сокращения дох.4.по продолжительности: хронический- в течение длит.времени; временный – в течение неск-х месяцев.

В бюджетах различных  уровней всегда действует принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Различают внутренние (кредиты,полученные РФ от кредитных учр. В руб.; госзаймы от имени РФ путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды и кредиты от бюджетов др.уровней вышестоящих; поступления от продажи имущ-ва находящегося в госсобств-ти) и внешние (госзаймы в инвалюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты Правительства ингос-в, банков, фирм, межд.фин.орг-ций, предоставленных в инвалюте). При составлении, утверждении и исполнении бюджетов уполномоченные органы должны исходить из минимума размера дефицита бюджета..

Профицит предполагает превышение дох.над расх. с 2000 года. Российский бюджет являлся профицитным, основная цель была сократить внешний долг, который оценивался  почти в 160 млрд руб.В конце 2009года наблюдался бюджетный дефицит из-за разразившегося финансового кризиса осенью 2008 года и использования резервов для сдержания и преодоления последствий кризиса.

Вопрос 36. Фондовый рынок: сущность, структура, функции

Главной задачей рынка является привлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Фондовые рынки (рынки ценных бумаг) находятся в постоянном развитии и тесно связаны с различными сферами финансово-экономической деятельности.

Основными участниками  рынка ценных бумаг являются:

  • коммерческие банки
  • брокерские фирмы
  • инвестиционные фонды
  • инфраструктурные организации (депозитарий, расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи)

Существует 2 основных типа фондового рынка:

    1. биржевой. Фондовая биржа – регулярно функционирующая и определенным образом организованная часть рынка ценных бумаг, где с ними при посредничестве биржи совершаются сделки купли-продажи. Она организует торговлю только между членами, а другие участники рынка могут совершать операции только через фондовых брокеров. Все сделки совершаются методом открытых торгов и о каждой из них предоставляется полная информация. Сначала она поступает на электронное табло, затем появляется в печати. Торговля ведется или партиями на определенную сумму, или по видам ценных бумаг. При этом сделки заключаются без наличия на бирже самих ценных бумаг
    2. внебиржевой. Представляет собой сеть фирм, ведущих операции с ценными бумагами. Через него проходит основная продажа облигаций государственных займов и акций мелких фирм. Осуществляется посредством телефонных контактов, а также через электронный внебиржевой рынок.

Функции фондовой биржи:

  1. перераспределение права собственности на ценные бумаги
  2. поддержание конкуренции на фондовом рынке
  3. способствует деловой активности
  4. перераспределение рисков
  5. привлечение инвестиций: мобилизует накопления и сбережения
  6. отражение информации о ходе торгов

 

 

Вопрос 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний

Ценная бумага – документ, удостоверяющий право владения или отношения займа и предусматривающий возможность передачи закрепляемых этим документом прав другим лицам. Она определяет взаимоотношения между эмитентами и инвесторами.

Ценные бумаги делятся  на 2 группы:

  1. эмиссионные (акции, облигации). Характеризуются признаками:
    • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав
    • размещаются выпусками
    • имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения
  2. денежные – инструменты денежного рынка, имеющие краткосрочный характер (чеки, векселя, сертификаты...)

По принадлежности прав ценные бумаги бывают:

  1. именные – принадлежат конкретному лицу
  2. предъявительские
  3. ордерные – передаются через передаточную надпись

По форме установления владельца:

  1. документарные – право владения устанавливается по специальным счетам в депозитарии
  2. бездокументарные – фиксируются в регистрационном документе

По обращаемости:

  1. рыночные – нет ограничений по обращению
  2. нерыночные – владелец может продать их только эмитенту

По видам эмитентов:

  1. ценные бумаги ЦБ
  2. ценные бумаги предприятий

По обязательствам эмитента:

  1. долговые
  2. долевые

Управление портфелем  ценных бумаг представляет собой  процесс принятия инвестиционных решений  относительно определенных ценных бумаг, объемов и сроков инвестирования.

Существует 2 способа  управления портфелем:

  1. самостоятельный – создается на предприятии фондовый отдел, определяющий цели, стратегию, тактику управления, осуществляющий операции по управлению, проводящий анализ состава и движения ценных бумаг
  2. трастовый – функции управления передаются специальным фирмам

Трастовая компания – это пред-тие которое обеспечивает выгодное и надежное вложение ср-в инвестора, охраняет его интересы, следует за общим фин.положением тех пред-тий в чьи ЦБ вложены ср-ва инвестора, обеспечивает своевр-ое получение % от вложенных ср-в. Существуют правила, которым следуют пред-тия вкладывая ср-ва в ЦБ:

1. следует помнить, что доход от этих вложений прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради ролучения желаемого дохода.

2. чтобы достичь компромисса м/д безопасностью, доходностью и ростом капитала необходимо диверсифицировать вложения(снизить риск путем распределения капитала м/д множеством разл.ЦБ). Выбор разл.видов ЦБ в завис-ти от цели инвестора:

Вид ЦБ

Цели инвестора

безопасность

доходность

Рост

1.Облигация:

-Краткоср.

-Долгоср.

 

Лучше нет

Идет следом

 

Наиболее устойч.

Устойчивая 

 

Самый медленный

По-разному

2.Акция:

- привелиг

- обычная

 

Хорошая

Хуже нет

 

Устойчивая

Колеблется 

 

По-разному

Самый быстрый


Принято ограничивать инвестиции в разл.ЦБ 10% от общей ст-ти всех вложений. Инвестиционный портфель-это совок-ть ЦБ принадлежащих юл или фл, выступающая как целостный объект управления.Управление портфелем ЦБ- применение к совок-ти разл.видов ЦБ определенных методов,кот позволяют: сохранить первонач.ден.ср-ва; достичь max Ур-ня дохода; обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

3. лучшие вложения – в акции компаний, на продукцию которых постоянно есть спрос.

Работа по управлению включает в себя:

    • выработку инвестиционной политики
    • осуществление финансового анализа отдельных видов и групп ценных бумаг
    • формирование портфеля
    • пересмотр портфеля, выявление бумаг, которые следует продать или купить
    • оценка эффективности портфеля

 

 

 

Вопрос 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения

Бюджетный процесс – регламентированная законодательная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных бюджетов.

Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:

  • составление проектов бюджетов;
  • аудит и оценка бюджетов;
  • рассмотрение бюджетов законодательными органами и их утверждение;
  • исполнение бюджетов;
  • составление отчетов об их исполнении.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент, органы исполнительной и законодательной  власти, органы денежно-кредитного регулирования, государственные внебюджетные фонды, получатели бюджетных средств...

Составление проекта бюджета осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения функций органов государственной власти.

Составление проектов бюджетов – это прерогатива Правительства РФ. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета предусматривает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

  1. В течение 30 дней обсуждает концепцию проекта, основные направления бюджетно-налоговой политики, проект внешних заимствований РФ. При отклонении проекта Гос. Дума принимает одно из решений:
  • создает Согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывают согласованный вариант;
  • возвращает законопроект на доработку Правительству, которое в течение 20 дней с учетом рекомендаций дорабатывает проект.
  1. рассматривает и утверждает основные характеристики федерального бюджета по разделам функциональной классификации. Определяются доходы от федеральных налогов и сборов, расходы и размеры несбалансированности бюджета. При отклонении проекта создается Согласительная Комиссия, которая в течение 10 дней перерабатывают проект.
  1. утверждает ассигнования по статьям и разделам федерального бюджета, по федеральным программам, распределяет ассигнования по кварталам года, утверждает расходы по подразделам бюджетной классификации.
  2. Проект ФЗ выносится на голосование в целом. Внесение поправок не принимается.

Принятый ГД передается на рассмотрение в Совет Федерации  на 14 дней, где рассматривается и  происходит голосование на предмет  его одобрения в целом. Одобренный проект в течение 5 дней подписывается Президентом и обнародуется. В случае отклонения проекта Советом Федерации он передается в Согласительную Комиссию, перерабатывается и возвращается в Совет Федерации. Вето Совета Федерации преодолевается ГД голосованием за Закон не менее чем 2/3 голосов. В случае непринятия ГД проекта Закона до 1 января очередного года Гос. Дума принимает Закон о финансировании расходов из федерального бюджета только на 1 квартал.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения. В настоящее время в РФ установлено Казначейское исполнение бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджетов, а также внебюджетных фондов, зачисляет доходы, проводит взаиморасчеты между бюджетами, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими.

Казначейство открывает  лицевые счета для распорядителей и получателей средств бюджета. Все платежи из федерального бюджета осуществляются с главного (единого) счета Федерального Казначейства, тем самым полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, являются транзитными, то есть не имеют переходящих остатков. За исполнение доходной части бюджета отвечает не только Казначейство, но и налоговые и таможенные службы.

Вопрос 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование

Слияние и поглощение одни из видов Реорганизации юридического лица – прекращение деятельности в прежнем виде по причине объединения, слияния, поглощения с другим юридическим лицом. Т.е. прежнее юридическое лицо упраздняется, а его имущество и предпринимательская деятельность продолжают функционировать в рамках другого юридического лица.

Мотивов и промежуточных  целей у реорганизации м.б. много, но конечная цель одна – стабилизация и укрепление финансово-экономического положения фирмы.

Видами реорганизации являются:

  • слияние (консолидация);
  • поглощение (мерджер);
  • альянс.

Слияние происходит, когда 2 или более фирм объединяются в форме единой компании, при этом формально м. оставаться самостоятельными юридическими лицами. Мотивы слияния:

  • синергетический эффект – существенное увеличение эффективности компании, образовавшейся после слияния по сравнению с суммарной эффективностью компаний до слияния.
  • налоговые соображения. Это относится к странам, где существует порядок уменьшения налогообложения хозяйствующих субъектов, имеющих убытки: высоко прибыльные предприятия приобретают убыточные с целью снижения налогового бремени, убыточные – для выхода из кризиса.
  • приобретение активов ниже их восстановительной стоимости. Происходит, когда курс акций компании резко падает, возникает мотив приобрести по низкой цене то, что реально стоит намного дороже.
  • диверсификация. Имеется в виду капитальное вложение ресурсов в разное производство с целью снижения риска, расширения сферы деятельности, проникновение на рынки, не связанные с основным видом деятельности.
  • предотвращение враждебного поглощения. Связан с тем, что топ-менеджмент компании, которая м.б. поглощена другой компанией, не хочет терять рабочих мест, стремится найти компанию, которая бы слилась или поглотила их компанию и при этом оставила бы их у руководства («белый рыцарь»).

Типы слияний:

    1. горизонтальное – объединение фирм одинакового направления производственной деятельности;
    2. вертикальное – объединение фирм, одна из которых является поставщиком или потребителем для другой;
    3. однородное – относится к фирмам в сопряженных отраслях, но не связанных отношениями «поставщик – потребитель»;
    4. конгломеративное – объединение фирм совершенно разных отраслей

Другой тип  слияний:

  1. дружественное – руководители сливающихся фирм согласованно выступают за слияние, при этом они вырабатывают общую позицию и обращаются к акционерам с просьбой и объяснением необходимости слияния и соответствующего обмена акций или продажи их;
  2. враждебное – при нем у руководства сливающихся фирм нет взаимопонимания; компания, пытающаяся слиться (поглотить) другую компанию, напрямую обращается к ее акционерам, предлагая высокую цену за акции, активно скупает акции на фондовом рынке, а компания-цель изыскивает различные пути для предотвращения слияния.

Третий подход к классификации слияний:

  1. операционное – слияние, при котором объединяется производственная деятельность фирм;
  2. финансовое – слияние, при котором фирмы действуют раздельно, не ожидают получить экономии в сфере производственной деятельности, происходит экономия финансовых ресурсов.

Поглощение означает, что одна компания приобретает контрольный пакет акций другой или покупает ее активы.

Существует также объединение  фирм в форме совместных предприятий: 2 или более компаний создают самостоятельную компанию, в которой объединяют только часть ресурсов компаний-учредителей для достижения определенных ограниченных целей.

Существует объединение фирм в  форме холдингов, где в качестве основной компании выступает фирма, контролирующая финансовые ресурсы других фирм, входящих в холдинг.

Наиболее активно развиваются альянсы – тип слияния, когда одна компания начинает контролировать финансы другой, но при этом обе компании остаются самостоятельными и их активы не объединяются, акции остаются у прежних владельцев.

Тенденции:

  1. в западном мире наблюдается некоторое замедление слияний из-за появления слишком больших затрат при поглощении фирм и вследствие активизации антимонопольных органов, препятствующих возникновению на базе слияний монопольных структур
  2. повышение роли инвестиционных банков в процессе слияний и поглощений: они помогают предотвратить враждебное поглощение; осуществляют поиск компаний-целей. В обоих направлениях разрабатываются сложные схемы, создаются подразделения, занимающиеся этой проблемой, а банки получают комиссионные.

Тойота и Дженерал Моторс создали новую компанию, располагающуюся  на территории США, при этом Дженерал Моторс предоставила заводское помещение (51% стоимости активов) + 49% активов  – Тойота. Генеральный директор новой компании из Тойоты. США при этом преследовали цель выяснить особенности японского менеджмента, а Япония – проникновение на рынки США.

Вопрос 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений складывающиеся между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны, при котором государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Из определения вытекает, что государство может выступать  в трех качествах:

  1. Заемщиком, т.е. субъектом, занимающим у кого-либо средства. Причиной, которая заставляет государство заимствовать деньги на рынке ссудных капиталов, служит дефицит государственного бюджета. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных последним. Долговые обязательства могут различаться по срокам: до 1 года – краткосрочные, от 1 года до 5 лет – среднесрочные, от 5 до 30 – долгосрочные.
  2. Кредитором – субъектом, предоставляющим кому-либо средства;

Государство выступает  не только как должник, но и как  активный кредитор. В последнем случае оно не конкурирует с частными банками. Государство направляет свои кредиты в такие отрасли народного хозяйства, которые с точки зрения частного капитала малоприбыльны, - сельское хозяйство, жилищное строительство, экспортные операции, объекты социальной и экономической инфраструктуры. Условия кредитования у государства более льготные, чем у частных кредиторов, - низкий процент, длительные сроки.

  1. Гарантом – в данном случае государство берет на себя обязательство погасить займы, производимые другими субъектами. Следует учитывать, что эти 3 качества могут быть применены одновременно. В одном месте государство может заимствовать деньги, в другом кредитовать субъектов, в третьем выступать гарантом каких либо сделок.

Функции государственного кредита:

  1. Перераспределительная, позволяет более равномерно распределять тяжесть уплаты налогов во времени;
  2. Регулирующая, позволяет государству воздействовать на экономику в нужном направлении. Например, мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос населения и стабилизирует потребительский рынок. Если кредит будет использован на выплату з/пл бюджетникам, то это напротив повысит спрос и будет способствовать оживлению торговли и производства.
  3. Контрольная функция, являясь составной частью контрольной функции финансов в целом, имеет некоторые особенности:
    • тесно связана с деятельностью государства и состоянием центрального фонда денежных средств;
    • охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке;
    • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Управление государственным кредитом в узком смысле подразумевает совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка ценных бумаг государства, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

Задачи, решаемые в процессе управления государственными кредитами:

- минимизация стоимости  долга;

- недопущение переполнения  рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса;

- эффективное использование  мобилизованных средств и контроль  за целевым использованием выделенных  кредитов;

- обеспечение своевременного  возврата кредитов;

- максимальное решение  задач определенных финансовой  политикой.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 42. Государственный долг: Содержание и основные формы

В результате заемной  деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (БК РФ, ст. 97).

Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечение государственного долга России служит все имущество, составляющие государственную казну.

Общегосударственный долг состоит из задолженностей прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

В зависимости от места  размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте.

Существуют три основных формы покрытия внутреннего государственного долга:

1) добровольный (рыночный) кредит – понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат:

а) государственные краткосрочные  обязательства (ГКО);

б) облигации федерального займа (JAP);

в) облигации сберегательного  займа (ОСЗ).

2) вынужденный кредит - понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появляются:

а) облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ);

б) казначейские обязательства (КО).

3) административный кредит – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.

В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правительственные  обязательства.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Условия, размеры внешних  заимствований регулируются Бюджетным  кодексом, согласно которому предельный объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Заемные средства РФ мобилизуются в основном двумя путями:

1) размещение долговых  ценных бумаг;

2) получение кредитов  у специализированных финансово-кредитных  институтов.

Накопление государственного долга ведет к следующим основным последствиям:

  • перераспределение доходов среди населения, поскольку проценты по долгу оплачиваются всеми налогоплательщиками, а доходы получают лишь кредиторы, т.е. наиболее имущие слои населения;
  • переложение долгового бремени на будущие поколения, особенно если займы были истрачены не на инвестиции, а на текущее потребление;
  • быстро растущие издержки по процентам затрудняют сокращение бюджетного дефицита;
  • возможное повышение налогового бремени;
  • сокращение возможностей использования экспортной выручки на цели развития.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное  и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Необходимо  отметить, что применение этих методов  нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубочайшей предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.

 

 

Вопрос 49. Формы международных расчетов

Формы расчетов связаны  с использованием различных видов банковских и кредитных средств платежа. Основными средствами расчета являются:

  1. инкассо – вид банковской операции, заключающейся в получении банком денег по различным документам: векселям, чекам от имени своих клиентов и зачислении их в установленном порядке на счет получателя средств. Экспортер передает платежное требование своему банку на получение от импортера определенной суммы платежа по вышеперечисленным документам или другому, подлежащему оплате, документу. Эта форма дает гарантию того, что товар не перейдет в распоряжение покупателя раньше, чем за него будет произведена оплата.
  2. аккредитив – вид банковского счета, дающий возможность контрагенту получить на условиях, указанных в аккредитиве, платеж за товар немедленно по исполнении обязательств. Это обязательство банка в течение определенного срока произвести по указанию и за счет покупателя платеж продавцу на сумму предоставленного товара. Импортер имеет гарантию, что платеж будет произведен в пользу экспортера только после предъявления последним товаросопроводительных документов, удостоверяющих отгрузку товара.
  3. открытый счет – предполагает предоставление экспортером товарораспорядительных документов, минуя банк, и зачисление импортером суммы платежа на открытый счет в сроки, установленные в контракте.
  4. перевод. Телеграфные и почтовые переводы обычно применяются в случаях, когда предоставление валюты не связывается с каким-либо дополнительным условием, например, с передачей банку товарных документов. Используется при погашении кредитов, осуществлении предоплаты.
  5. чек – приказ владельца счета в кредитном учреждении чекодателя о выплате определенному лицу указанной в нем суммы. Он может быть именной – выписан в пользу определенного лица, ордерный – выписан по индоссаменту, предъявительский – выписан на предъявителя, передаваемый простой передаточной надписью или по индоссаменту.
  6. вексель – письменное долговое обязательство. Может быть простым или переводным.

 

Вопрос 43. Государственные внебюджетные фонды: сущность, назначение, порядок формирования и использования

Переход к рыночной экономике  предполагает трансформацию системы  государственных финансов и прежде всего бюджетного устройства. Важным этапом в развитии бюджетной системы  стало появление социальных бюджетных  фондов. Государственный внебюджетный фонд – это юридическое лицо, правом образования которого обладают только органы гос. власти. ГВФ представляет собой фонд денежных средств, образуемый внефедеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации. Его цель – реализовать конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медобслуживание.

Правовой статус, порядок  создания и деятельности и ликвидации ГВФ определяется БК РФ.

Средства ГВФ являются собственностью государства, при этом они не входят в состав бюджета всех уровней и не подлежат изъятию на цели не предусмотренные законодательством.

Проекты бюджетов ГВФ  составляются органами управления соответствующих  фондов и направляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов власти. Бюджеты ГВФ подлежат обязательному рассмотрению Федеральным собранием РФ с последующими утверждениями в форме ФЗ. Исполнение бюджетов ГВФ осуществляется Федеральным Казначейством, контроль за использованием средств осуществляет Минфин РФ.

Проекты бюджетов территориальных  внеб. гос. фондов вносятся органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательной власти; одновременно с проектами законов субъектов  РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы  ГВФ формируется за счет следующих источников:

1.Обязательные платежи  установленные законодательством  РФ

2. Добровольные взносы  физических и юридических лиц

3. Другие доходы, предусмотренные  законодательством РФ (займы, средства  из бюджета)

Процесс расходования (использования) средств осуществляется на целевой основе в соответствии с нормативами законодательства РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов ГВФ осуществляется Казначейством  РФ. Отчеты об исполнении бюджетов составляются органами управления фонда и представляются на рассмотрение и утверждение соответствующим законодательным органом власти.

Основным источником финансирования ГВФ до 01.01.2010 являлся  ЕСН. Он предназначался для мобилизации  средств, с целью реализации конституционных  прав граждан. Поступления от ЕСН  распределяются между ГВФ в соответствии с принятыми ставками. Для основных групп налогоплательщиков ставка составляет 26%. При этом в Пенсионный Фонд – 20%, Фонд социального страхования – 2,9%, федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования – 1,1%, территориальные Фонды Обязательного медицинского страхования – 2%.  А вот с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами в ПФР РФ, ФСС РФ и ФОМС. В течение этого года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне. С 2011 года ставки вырастут, всего работодатели будут выплачивать в виде страховых взносов 34% от ФОТ, из них 26%- в ПФР, 2,9%- в ФСС и 5,1% - в ФОМС. Страховые взносы будут уплачиваться с заработка, не превышающего 415 000 руб. в год. По данным ПФР, такой уровень дохода имеет 97% всего работающего населения России.

 В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Пенсионный  фонд РФ — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы.Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей.

В доходы бюджета Пенсионного фонда  РФ, кроме обязательных взносов, поступают также:

- средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;

- средства  фонда социального страхования  РФ;

- свободные  средства Государственного фонда  занятости населения РФ;

- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости 
населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;

- доходы от обслуживания  счетов Пенсионного фонда РФ  банками;

- пени и  финансовые санкции;

- добровольные взносы юридических и физических лиц. 
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсаций пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.

 

Вопрос 47. Понятие и структура платежной системы.

Платежная система –  форма организации осуществления  расчетов. Существует наличная и безналичная  система расчетов.

Расчет наличными деньгами может осуществляться населением через  торговую сферу, банки, а также предприятиями  по внутренним расчетам и  частично по внешним.

Наибольшая доля при  осуществлении расчетов принадлежит  безналичным платежам. Посредником  в таких операциях выступают  коммерческие банки. Ускорению платежей, сокращению издержек способствует введение в платежный оборот электронных денег – деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства. В результате распространения ЭВМ в банковском деле появились пластиковые карточки.

Предприятия для осуществления  безналичных расчетов открывают в банках счета:

  1. расчетный;
  2. валютный;
  3. текущий (для некоммерческих организаций, организаций, не являющихся юридическими лицами. Операции по счету осуществляются в соответствии со сметой)
  4. специальные – для хранения средств строго целевого назначения.

Вопрос 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы

Необходимость оценки основных фондов обусловлена не только системой отчетности организации, но и системой определения степени износа, расчета  амортизационных отчислений, условиями приватизации и т.п. На производственных предприятиях применяются виды оценки имущества: по первоначальной и восстановительной, полной и остаточной стоимости.

Первоначальная  стоимость основных фондов – это стоимость в момент их производства и ввода в действие в ценах данного года. Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, считается сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Восстановительная стоимость – это стоимость изготовления основных фондов в условиях данного года (в современных условиях). Выделение показателя восстановительной стоимости обусловлено тем, что из-за ряда факторов (научно-технический прогресс, инфляция и т.п.) возникает различие в первоначальной стоимости разных лет. Для устранения этого различия производится переоценка основных фондов. В условиях инфляции в ходе переоценки увеличивается их стоимость с помощью установленных коэффициентов. Предприятия имеют право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично основные фонды по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающей разницы на добавочный капитал организации, если иное не предусмотрено законодательством.

Полная стоимость – это стоимость новых фондов, а остаточная стоимость – этот стоимость их с учетом износа.

Показатель остаточной стоимости рассчитывается путем  вычета из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации, т.е. той части стоимости фондов, которая перенесена на производимую продукцию.

В деятельности акционерного общества выделяют также другие виды стоимости:

Балансовая  стоимость – это вид оценки, по которой основные средства отражаются в балансе. В коммерческих организациях балансовая стоимость равна остаточной восстановительной.

Ликвидационная  стоимость – возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации.

Рыночная стоимость – вид оценки, отражающий сложившиеся соотношения спроса и предложения. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения, опубликованные в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости основных фондов.

 

 

Вопрос 46. Денежная система России

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим законодательством.

Денежный оборот –  это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающих  реализацию товара, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Современная денежная система  включает след.элементы:

1. наименование денежной  единицы – установление законом  денежного знака, служащего для  соизмерения и выражения цен  товаров и услуг.

2. Масштаб цен –  порядок деления денежной единицы (в РФ рубль) на более мелкие кратные части.

3. Виды денег, имеющих  законную платежную силу. Экономически  утверждаемые т принятые в  качестве законного платежного  средства.

4. Порядок эмиссии  и обращения денег – законодательно  урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения.

5. Государственный аппарат,  осуществляющий регулирование денежного  обращения. Тот гос.орган, который  законодательно наблюдает, регулирует  масштаб процесса эмиссии, обеспечения,  хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

Денежная система  современной России функционирует  в соответствии с Федеральным  законом «О ЦБ РФ (Банке России)»  и ее можно охарактеризовать следующим  образом:

  • Официальной денежной единицей (валютой) является рубль, который равен 100 копейкам
  • Запрещен выпуск иных денежных единиц и суррогатов
  • Официальные соотношения между рублем и золотом не устанавливается
  • Виды денег – это банкноты (билеты банка) и монеты, которые после деноминации имеют следующее достоинство:5,10 …до5000
  • Единственным эмитентом наличных денег является ЦБ, в структуру которого входят: центральный аппарат, территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры
  • Платежи осуществляются в наличной и безналичной формах
  • Срок проведения безналичных расчетов в пределах субъекта РФ не должен превышать двух операционных дней, а в пределах РФ – пяти.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"