Ценовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………2

Глава 1 . История ценовой политики в России
1.1.Основы государственной ценовой политики в России…………5 во второй половине XIX — начале XX век
1.2.Ценовое регулирование на разных этапах развития……………6 социалистического хозяйственного строительства
1.3.Ценовая политика государства с 1991 года………………………15 (либерализация цен)



Глава 2 . Система цен и ее классификация

2.1. Определение системы цен…………………………………………20

2.2. Классификация цен ………………………………………………..21



Глава 3. Ценовая политика

3.1. Способы ценообразования…………………………………………27

3.2. Стратегии ценовой политики ……………………………………30

3.3. Особенности и основные проблемы ценообразования…………31



Глава 4. Современное состояние ценовой политики в Российской Федерации………………………………………………..35



Заключение ……………………………………………………………….39



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы бизнеса.docx

— 91.58 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ДОВОЕННЫХ  ЦЕНАХ

Год 1913г. 1917г. 1918г. 1919г. 1920г.
в млн. руб. 6 391 3 929 1 860 962 835
в % к 1913 г. 100 61,5 29,1 15,1 13,1

С окончанием гражданской  войны стало очевидным, что строительство  социалистического хозяйства нельзя осуществить без торговли и товарных отношений, что система государственного административного управления социалистическим хозяйством должна быть дополнена системой экономических рычагов, основанных на использовании товарных отношений. Методы централизма и голого администрирования в управлении производством породили разобщенность предприятий, бюрократизм и волокиту. Пришлось отступить от методов военного коммунизма (главкизма) и сделать шаг вперед в сторону признания необходимости торговли и денежного обращения для организации социалистического переустройства страны.

В начале 1921 года главкизм уступил свое место НЭПу. Данный период развития советской экономики получил название «восстановительный».

Переход к новой  экономической политике — к новым формам взаимоотношений между пролетариатом и крестьянством, между городом и деревней, между государственной социалистической промышленностью и мелкотоварным сельским хозяйством — потребовал и новых форм управления государственными социалистическими предприятиями, новых форм их оперативно-хозяйственной деятельности. Уже X партконференция (26–28 мая 1921 г.) высказалась за «расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в деле распоряжения финансовыми средствами и материальными ресурсами» и за внесения соответствующего постановления на утверждение СНК.

В осуществлении  этой директивы — Наказ СНК о проведении в жизнь новой экономической политики от 09.08.21 г. и утвержденные СТО 12.08.21 г. Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности создали новую форму управления государственной социалистической промышленностью — форму «объединения, организуемого на началах хозяйственного расчета» (треста), а также отдельного предприятия, выделяемого «на тех же началах» (так называемого «автономного» предприятия).

Наказ и Основные положения достаточно четко формулировали  ряд основных элементов социалистического хозрасчета: выделение тресту или автономному предприятию определенного комплекса основных и оборотных средств, «эквивалирование» получаемых им от государства в процессе его эксплуатационной деятельности оборотных средств (материальных и денежных фондов), известную самостоятельность — в пределах утвержденных норм — в деле заготовки недостающего снабжения и реализации для этой цели части своей продукции, персональную ответственность руководителей за всю деятельность объединения (предприятия).

Декрет СНК  СССР от 27 октября 1921 г. о свободной  реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения, провел разграничение между госпредприятиями, оставленными на государственном снабжении, и госпредприятиями, снятыми со всех видов государственного снабжения (продовольственного, материального, финансового и т. п.).

Вся продукция  первых должны была поступать в общегосударственный  фонд по установленным ценам на сумму, соответствующую количеству фактически полученного от государства снабжения. Им было предоставлено право реализации их продукции по рыночным ценам лишь в пределах утвержденных для них смет и норм, установленных для каждой отрасли промышленности Комиссией использования или Центральным топливным комитетом. В случае недополучения предприятием запланированного для него государственного снабжения оно могло просить планово-регулирующие органы об увеличении процента реализуемой им по рыночным ценам продукции, но лишь в пределах 50% его продукции.

Предприятиям, снятым со всех видов государственного снабжения, было предоставлено право реализовывать  всю их продукцию по рыночным ценам  для оплаты своих рабочих и  служащих, для заготовки сырья, топлива  и т.д.

Расширяя плановые начала в снабженческо-сбытовой деятельности, 6 октября 1922 года СТО предоставил образованной при нем весной 1922 года Комиссии по внутренней торговле право регулировать отпускные цены на товары, выпускаемые с фабрично-заводских складов госпредприятий.

Планомерное использование всех находящихся в руках социалистического государства средств производства явилось необходимым условием организации работы государственной промышленности в новых условиях. Отсюда неуклонное расширение планового начала в регулировании не только производственной, но и снабженческо-сбытовой деятельности хозрасчетных госпредприятий на всем протяжении восстановительного периода.

Сложившаяся к  осени 1923 года обстановка потребовала  дальнейшего усиления планирования сбытовой деятельности трестов. Массовые нарушения политики цен промышленными и торговыми органами обострили расхождения между ценами на промышленные товары и продукты сельского хозяйства, что затрудняло крестьянству, продававшему хлеб по низким ценам, приобретение промышленных товаров по непомерно высоким ценам. В 1921–1922 годах ряд трестов распродавал товарные запасы прежних лет и продукцию, изготовленную из полученного трестом при его учреждении сырья, по ценам, не достигавшим часто восстановительного уровня. В 1923 году руководители тех же трестов впали в другую крайность и пытались непомерно высокими ценами не только покрыть высокие накладные расходы, но и получить не оправданную общими условиями работы промышленности прибыль. Начался кризис сбыта, который отразился на промышленности.

Одной из мер  ликвидации кризиса явилось введение с осени 1923 года в более широких размерах государственного регулирования цен. Причем надо отметить, что оно стало осуществляться почти исключительно самим Высшим советом народного хозяйства. На протяжении двух осенних месяцев 1923 г. цены были снижены в среднем на 13% по всей промышленности. Денежная реформа и снижение цен на предметы широкого потребления явились важнейшей частью общего плана мероприятий, намеченных ЦК ВКП(б) для устранения обнаружившихся осенью 1923 года трудностей и недостатков.

После денежной реформы и перехода к твердой  и устойчивой валюте право Комиссии по внутренней торговле, регулировать цены было распространено на все товары, обращающиеся на внутреннем рынке, комиссии было предоставлено право устанавливать:

1) предельные  цены для оптовой, оптово-розничной  и розничной продажи и покупки  товаров и допустимые от них  отклонения, скидки и накидки; 
2) списки товаров, продажа или покупка которых не допускалась по ценам выше или ниже установленных предельных цен — под угрозой уголовной ответственности.

Подводя краткие  итоги истории восстановительного периода, можно отметить, что денатурализация хозяйственных отношений и коммерческий расчет означали создание более гибкой формы управления предприятиями, основанного на сочетании государственного административного управления с использованием товарно-денежных механизмов. XII Съезд РКП(б) в апреле 1923 года, характеризуя задачи и методы плановой работы в условиях новой экономической политики, отметил: «плановое начало при НЭПе по объему немногим отличается от планового начала в эпоху военного коммунизма. Но оно радикальнейшим образом отличается по методам. Главкократическое администрирование сменяется хозяйственным маневрированием». Государственно-административное управление социалистическим производством постепенно развивалось в более сложный механизм, действовавший не на основе одного лишь приказа, директивы, как это имело место в период главкизма, но и на использовании всей сложной системы товарно-денежных инструментов, в том числе цен. В этом состоит коренное отличие управления социалистическим хозяйством на основе хозяйственного (коммерческого) расчета от метода главкизма.

Многоукладность экономики, денатурализация хозяйства, коммерческий расчет и использование  товарно-денежных инструментов привели  к восстановлению народного хозяйства.

Таким образом, весь опыт социалистического строительства  после окончания гражданской  войны показал, что новая экономическая  политика была единственно правильной. Она действительно оказалась политикой, рассчитанной на укрепление социалистического хозяйства и на восстановление всей экономики государства.

Таблица 2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ДОХОД ГОСУДАРСТВА

1913 г 21 млрд. руб.
1926 г. 21,7 млрд. руб.

Политика государственного регулирования цен последовательно  проводилась партией в последующие годы. Сложившийся в 1930-е годы хозяйственный ценовой механизм с небольшими изменениями просуществовал вплоть до 1965 года, когда в целях повышения эффективности общественного производства было принято решение о проведении коренной реформы в области планирования и управления промышленным производством. Среди основных целей перестройки хозяйственного механизма, предусмотренной данным актом, можно назвать следующие:

  • повысить роль децентрализованного руководства экономикой;
  • раздвинуть границы самостоятельности предприятий, поднять их ответственность, перевести на подлинный хозрасчет;
  • перейти к экономическим методам руководства экономикой;
  • осуществить демократизацию управления, повысить роль трудовых коллективов.

И все-таки в  сравнении с существовавшими  ранее методами управления, новый порядок наделял определенной компетенцией предприятия и объединения в сфере ценообразования. Их участие в ценообразовании выражалось не только в том, что они разрабатывали калькуляции и проекты цен на свою продукцию, но и в том, что в предусмотренных законодательством случаях им было предоставлено право определять уровни цен, утверждать их.

Однако, несмотря на указанные нововведения, плановое ценообразование в социалистической экономике оставалось неотъемлемой частью руководства хозяйственной  деятельностью и хозяйственными отношениями. Плановое ценообразование  подчинялось принципу единой государственной  политики цен. В условиях господства отношений социалистической собственности  и планового ведения экономики  данный принцип требовал единства в  руководстве ценообразованием, методологии формирования цен, единства в порядке их разработки и утверждения. С учетом требований принципа единства государственной политики цен была построена система и определена компетенция органов, управляющих ценообразованием и осуществляющих его.

Советы Министров  союзных республик в силу Конституций  и Законов о них также участвовали  в проведении единой политики цен  и совершенствовании цен, а в  некоторых случаях им предоставлялось  право утверждать конкретные цены на отдельные товары и тарифы на услуги.

Основная и  повседневная работа в области ценообразования  выполнялась специальной системой органов. Возглавлял данную систему  Государственный комитет СССР по ценам. В нее также входили государственные комитеты по ценам союзных, автономных республик; отделы цен исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Все они составляли единую союзно-республиканскую систему органов ценообразования.

Одним из основных способов установления цен в рассматриваемый  период являлось утверждение компетентными  органами прейскурантов и дополнений к ним. Прейскурант представлял собой нормативный акт, определявший размер цены, скидки и надбавки к ней, порядок применения цен. Пересмотр прейскурантов оптовых цен в 1967 году способствовал устранению многих недостатков в ценообразовании, заметно сократилось число убыточных предприятий.

Кроме того, цены могли устанавливаться, изменяться и отменяться отдельными актами компетентных государственных органов. Поскольку такие акты были обязательны для исполнения и адресовывались всем потенциальным изготовителям, они также имели нормативный характер.

Нельзя не отметить зародившиеся в рассматриваемый  период новые веяния ценового регулирования, появление которых во многом объясняется  развитием научно-технического прогресса и связанными с этим процессом обновлением ассортимента, внедрением новых технологий. Так, например, оптовые цены на опытные образцы (партии) новой продукции, предназначенной для отработки конструкции нового изделия или химического состава и технологии получения нового вида сырья, материалов, топлива, могла устанавливаться самим предприятием-изготовителем по согласованию с организацией-заказчиком (разработчиком) исходя из плановой (сметной) себестоимости и рентабельности, предусмотренной планом, но не выше 20% и не ниже 10% плановой себестоимости опытного образца (партии).

Свои правила  в области ценового регулирования  диктовала и объективная потребность  улучшения качества товаров. Появились  правовые акты, устанавливавшие зависимость уровня цены от качества продукции. Кроме того, в нормативных актах предусматривалось использование в процессе формирования цен и таких ценообразующих факторов, как соотношение спроса и предложения на товары, социальная значимость товаров, их потребительские свойства, ограниченность сырьевых ресурсов.

Информация о работе Ценовая политика РФ